НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Садовникова Н. Н., Горина И. М. Дистанционные средства взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями

Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf


Вопросы повышения эффективности взаимодействия родителей и педагогов детского сада, вовлечение родительской общественности в вопросы повышения качества дошкольного образования, организация эффективного взаимодействия с семьями воспитанников являются на сегодняшний день актуальной задачей дошкольного образования.
Сегодня самыми востребованными являются дистанционные формы сотрудничества с семьей. Они значительно расширяют возможности эффективного общения с родителями и оказания им помощи в вопросах развития и воспитания детей.
Дистанционное образование – это образование, которое полностью или частично осуществляется через средства телекоммуникационных технологий, через использование глобальных компьютерных сетей.
Используя технологию дистанционного образования, мы поставили перед собой цель: предоставить ребенку возможность получить образование на дому, оказать педагогическую поддержку и консультативную помощь родителям воспитанников.
С педагогическим коллективом провели по скайпу консультацию на тему «Дистанционное образование в ДОУ», где были рассмотрены такие разделы как: нормативные основы деятельности; основные понятия, задачи, особенности дистанционного обучения; «плюсы» и «минусы» дистанционного обучения, технические условия; содержание деятельности; деятельность педагога в системе дистанционного обучения; психологические аспекты организации обучения с использованием дистанционных технологий; практические советы по проведению занятий дистанционного обучения в режиме реального времени.
Дистанционный формат работы предоставлял воспитателям возможность повышения своей квалификации, участия в онлайн мероприятиях. Прослушивание вебинаров, семинаров способствовало повышению профессиональной компетентности. Так, например, за период режима дистанционного образования педагоги принимали участие во многих онлайн мероприятиях, одним из которых был республиканский вебинар «Музейно-педагогические технологии в становлении патриотизма современных дошкольников».
Вместе со специалистами выстроен индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка, разработаны сценарии занятий и подготовлен демонстрационный материал к занятиям с элементами видео- и аудиоматериалов, с включением презентаций. Перед проведением занятий семье ребёнка была предоставлена вся необходимая информация, в том числе правила проведения. А также родители были заранее уведомлены, какие материалы и оборудование необходимо подготовить к занятию.
Для формирования у детей новых знаний наши педагоги создавали определенные условия, предлагали материал в увлекательной и доступной форме, чтобы родители, показав его, смогли заинтересовать ребенка в получении знаний и выполнении задания. Большую часть программного материала дети осваивали при непосредственной помощи родителей.
Педагогический коллектив детского сада при взаимодействии с родителями активно использовал: популярные мессенджеры, социальные сети, онлайн-сервисы.
Педагоги предлагали родителям организовать тематические дни, проекты, в рамках которых в онлайн-режиме помогали родителям увлечь своих детей в интересные игры-путешествия. Давали им рекомендации, чтобы повысить их компетентность и педагогическую грамотность. Предлагали поиграть с детьми в дидактические, подвижные, спортивные, сюжетно-ролевые, строительные, интеллектуальные игры. Ребята вживались в разные роли: повара, врача, артиста, строителя, спортсмена и др.
Были такие интересные мини проекты, как «Занимательная кулинария». Во время самоизоляции воспитанники нашего детского сада с большим удовольствием помогали родителям готовить разнообразные блюда: овощные и фруктовые салаты, их любимые кексики и пиццу. Детям было интересно, что в процессе приготовления пищи они использовали реальные предметы и продукты.
Реализуя проект «Со спортом дружить – всем здоровыми быть», каждый день был посвящён определенной тематике «Здоровье в порядке-спасибо зарядке», «День мяча», «День скакалки», «День обруча», «Дыхательная гимнастика».
В рамках реализации проектной деятельности «Музыка красок и радуга звуков!» проводились тематические дни «В стране музыкальных инструментов», «Аукцион знаний», «Лейся песня», «В мире музыки», «Будем с музыкой дружить». Педагоги предлагали для семейных занятий дома музыкально-дидактические игры «Угадай музыкальный инструмент», «Угадай, на чём играют» и многие другие. Использование игр позволило в простой, доступной для детей игровой форме дать представление о музыкальных инструментах. Для совместного просмотра предлагалась видео-презентация «В стране музыкальных инструментов», где дети узнавали о выразительных возможностях музыки, учились различать настроение, переданное музыкой. Также рекомендовались для совместного просмотра видео-презентации П.И.Чайковский Цикла «Времена года», «Великие композиторы - классики»; просмотр мультфильмов, в которых звучат фортепьянные пьесы из сборника «Детский альбом» П.И.Чайковского, М.Мусоргского: "Избушка на курьих ножках". Старшие дошкольники разгадывали музыкальные ребусы, отгадывали загадки и кроссворды. После семейного прослушивания дома классических произведений Антонио Вивальди «Времена года. Весна» дети рисовали музыку. Проводилась виртуальная выставка рисунков «Мы рисуем музыку». С родителями по скайпу организовали консультацию «Мамина колыбельная – от истоков к современности».
Воспитанники с родителями и педагогами в режиме «онлайн» приобщались к истокам национальной чувашской культуры. Изучали «Преданья старины глубокой», посетили виртуальные экскурсии в музеях, рассматривали фотографии, были вовлечены в чувашские игры «Игры Батыра», слушали чувашские «Волшебные сказки» и песни, приняли участие в викторине «Люблю тебя мой край чувашский». Через проведение таких мероприятий дети получают не только знания и практические умения, но у них пробуждается интерес к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовно-нравственным ценностям и гордость за родной край.
Активно велась работа по основам безопасности жизнедеятельности детей. Задания преподносились в разных формах взаимодействия детей и взрослых (игры, акции, занятия, беседы), направленные на формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице.
Главными помощниками в реализации муниципального проекта «Энциклопедия профессий от А до Я» также выступили родители. Во время режима самоизоляции они смогли организовать для детей в домашних условиях просмотр презентаций и литературы по теме «Профессии», сюжетно-ролевые игры, изготовили вместе с детьми дидактические и настольные игры по данной теме.
С целью формирования у детей интереса к опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе реализовывался проект «Маленькие садоводы».
С целью формирования представления у детей дошкольного возраста о событиях в Великой Отечественной войне, детский сад участвовал в муниципальном проекте «Мы память бережно храним» дистанционно. В рамках реализации этого проекта, дошкольники под руководством педагогов и родителей, совершали виртуальные экскурсии по военно-историческим музеям нашей страны, участвовали в тематических конкурсах и выставках, различных акциях «Окна Победы», «История моей семьи о войне. Я горжусь!», «Читаем детям о войне», во Всероссийском общественном движении «Бессмертный полк», «Парад дошколят» и т.д.
Педагоги отправляли родителям через мобильные мессенджеры рекомендации по участию в акции «Как рассказать ребёнку о Дне победы», ссылки на бесплатные онлайн-экскурсии и мероприятия.
Результаты проведенной работы показали, что дети благополучно справились с предложенными заданиями, при этом не испытывали эмоционального дискомфорта, с интересом познавали новое, демонстрировали свой опыт и запас знаний, полученных во время пребывания в детском саду. Об этом свидетельствовала «обратная связь» от родителей, которые присылали фото выполненных заданий и творческих работ.
Внедряя дистанционные образовательные технологии в образовательную деятельность дошкольников, мы тем самым параллельно повышали и уровень педагогической компетентности родителей. Родители выступали активными участниками образовательных отношений, примеряя на себя роль педагога.
Дистанционные образовательные технологии позволили родителям с помощью педагогов эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей стало более интересным и насыщенным. Это позволило детям не скучать и с пользой провести время дома, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей. А родителям это помогло лучше узнать своих детей: их интересы, потребности, желания и способности.
2021