НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Говорухина И.А. Формирование выразительности речи детей 5-6 лет в процессе театрализованной деятельност

Библиографическое описание:

Говорухина И.А. Формирование выразительности речи детей 5-6 лет в процессе театрализованной деятельности // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/63-1.pdf.

Чистая, хорошо развитая выразительность речи-важнейшая предпосылка успешного школьного обучения. Правильная и четкая речь имеет огромное значение для деятельности любого человека, который живет и работает в коллективе. Воспитание выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста - задача большой общественной значимости, и её серьёзность должны осознать и родители, и воспитатели.

Выразительность является одной из качественных характеристик устной и письменной речи. Советские ученый и лингвист Н.И. Жинкин писал: «Речь должна быть не просто правильной, а и совершенной по содержанию и форме. Возможности же совершенствования речи в качественном отношении почти безграничны» [4]. Мы разделяем его позицию о важности выразительности в речи дошкольников.

Методисты указывают на то, что выразительную речь необходимо формировать уже в старшем дошкольном возрасте. Именно в данный период происходит активное развитие дошкольника: речь его становится чёткой, словарный запас достаточно большим. Также повышается объём памяти и внимания, что важно для включения ребёнка в различные виды творческой и интеллектуальной работы. Ребёнок в старшей группе детского сада может свободно использовать средства интонационной выразительности: грустно, весело или торжественно читать стихи; регулирование громкости голоса и темпа речи, зависящие от ситуации (тихо рассказывать собственные секреты или громко читать стихи на празднике и т. д.). Дети – дошкольники, общаясь со сверстниками, сознательно изменяют силу и высоту своего голоса, пользуясь при этом разнообразными интонациями: восклицательной, вопросительной, повествовательной. В то же время ведущим видом деятельности остаётся игровая, поэтому формирование выразительности речи может эффективно происходить в разнообразных видах игр. Одной из эффективных технологий формирования выразительности речи старших дошкольников является включение их в театрализованную деятельность в условиях дошкольного образовательно учреждения. Именно театрализованная деятельность включается в себе разнообразные театрализованные игры.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений. [3] В старших группах надо привлекать детей к оформлению спектакля. Л.С. Выготский считает, что спектакль от занавеса и до развязки должен быть сделан руками детей, тогда это представление будет по- настоящему дорого детям. Дети в процессе знакомства с театром не только узнают театральные профессии, но и могут проявить себя. В подготовительный к спектаклю период можно объединить ребят в творческие группы. Группа режиссеров отбирает претендентов на роли, делает замечания относительно качества исполняемой роли. Группа актеров репетирует роли для постановки. Группа художников- декораторов рисует пригласительные билеты, афиши, элементы декораций. Группа костюмеров готовит элементы костюмов (часто с родителями). Группа гримеров в день представления готовит исполнителей к выходу на сцену.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. [1]

Каковы педагогические условия формирования выразительности речи у детей 5-6 лет в процессе театрализованной деятельности. Нами была поставлена цель выявить педагогические условия формирования выразительности речи у детей 5-6 лет в процессе театрализованной деятельности.

Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждение «Детский сад «Сказка» города Вуктыла. В ней приняли участие старшая группа №1 в количестве 22 человек (контрольная) и старшая группа № 2 в количестве 21 человека (экспериментальная).

На первом этапе экспериментальной работы был проведён констатирующий эксперимент, целью которого было определение уровня сформированности выразительности речи у детей 5-6 лет. На данном этапе нами использовалась методика исследования восприятия и воспроизведения основных компонентов интонации разработанная Л.В. Лопатиной и Л. А. Поздняковой. Оценка восприятия и воспроизведения основных компонентов интонации выразительности речи определялась в соответствии с критериями данной методики:

1) Диагностика восприятия и понимания основного тона высказывания

2) Диагностика восприятия и оценки темпа речи

3) Диагностика темпа устных высказываний

4) Диагностика восприятия и оценки громкости голоса

5) Диагностика воспроизведения и изменения громкости голоса

6) Диагностика восприятия и оценки тембра голоса

7) Диагностика возможности изменения тембра голоса (по подражанию и самостоятельно)

8) Диагностика восприятия и воспроизведения логического ударения

В экспериментальной группе при диагностике выразительности речи высокий уровень выявлен у 10% (2 человека), средний уровень у 38% (8 человек), низкий уровень 52% (11 человек). При выполнение заданий на восприятия и понимания основного тона высказывания у большинства детей возникли трудности, связано это с умением определять эмоций: первой серию заданий правильно выполнили 80% ребят; вторую серию правильно выполнили 50% - звуковое средство выразительности определяли верно, но дети не смогли обосновать свои ответы; третью серию правильно выполнили 20%, большинство детей смогли выполнить задание, только после многократных разъяснений и с помощью дополнительных вопросов. Также в заданиях на восприятие и воспроизведение логического ударения дети неправильно определяли разницу в звучании предложений и выделяли места логического ударения. С заданиями на восприятие и оценку тембра голоса дети выполнили лучше всего, 70% ребят определили разницу в произнесении предложений, правильно сопоставили тембр голоса с описанием внешнего вида и характеристикой персонажа сказки, сумели изменить тембр голоса в соответствии с описанием и характеристикой персонажа сказки.

Один ребенок показал очень низкий результат получил шесть баллов, задания на восприятие и понимание основного тона высказывания и логического ударения не выполнил. В контрольной группе при диагностике выразительности речи высокий уровень выявлен у 13% (3 человека), средний уровень 36% (8 человек) и низкий уровень 50% (11 человек). Очень низкий результат показали три ребёнка набрали семь баллов, за заданиями на восприятия и понимания основного тона высказывания получили ноль баллов два человека, а задание на логическое ударение отказались выполнять три ребёнка.

Также, как и в экспериментальной группе ребята из контрольной группы задания на восприятие и оценку тембра голоса дети выполнили лучше всего, 71% детей определили разницу в произнесении предложений, правильно сопоставили тембр голоса с описанием внешнего вида и характеристикой персонажа сказки, сумели изменить тембр голоса в соответствии с описанием и характеристикой персонажа сказки.

По результатам сравнительного анализа уровней выразительности речи детей 5-6 лет мы пришли к выводам что у детей недостаточно сформирована выразительность речи. Поэтому мы подобрали и апробировали методику по развитию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста, предлагаемую Л.В. Лопатиной и Л. А. Поздняковой.

В планирование воспитательно-образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста № 2 нами были включены в ООД специальные задания, упражнения и игры на развитие выразительности речи с элементами театрализованной деятельности, игры формирующие восприятие и понимание основного тона высказывания, игры формирующие представления о темпе речи, игры формирующие представления о громкости голоса, игры развивающие восприятие вопросительной, восклицательной интонации, игры формирующие воспроизведение основного тона высказывания. Проведения игр-инсценировок с применением пальчикового, кукольного, теневого и настольного видов театра, сказок, разыгрываемых по ролям.

Нами было подготовлено и проведено постановка спектакля по коми народной сказке «Кот и петух». Участие в спектакле приняли все дети группы, исполняли роли персонажей (Аннуш, бабушка, кот, петух, Ёма, сорока, птицы, деревья). Каждый ребёнок принял участие в изготовление декораций и костюмов. Процесс создания сказки настолько увлек детей, что они знали слова друг друга, пели песни из спектакля на прогулке, и в вечернее время. Также был подготовлен совместный спектакль с родителями «Не будите до весны (по мотивам мультфильма «Колыбельная для медвежонка»).

По окончании формирующего эксперимента была проведена контрольная диагностика характеристики выразительности речи по той же методике, что и в констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы.

Сравнительный анализ уровней выразительности речи в начале эксперимента и на заключительном этапе обоих групп показал, что у экспериментальной группы у большинства детей заметна положительная динамика. В контрольной группе уровень сформированности выразительной речи остался прежний.

Таким образом можно сделать вывод о том, что формирование выразительности речи детей 5-6 лет в процессе театрализованной деятельности возможно при соблюдении следующих условий:

1. В организованной образовательной деятельности использовать специальные задания и упражнения на развитие выразительности речи с элементами театрализованной игры.

2. Включение детей 5-6 лет в различные виды театрализованной деятельности (театрализованные игры, театрализованные представления, спектакли).

Библиографический список

1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В. Артемова. – М.. -2011 – 224 с.

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений– М., 2013. – 486с.

3. Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2–5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей [Текст] /Н.Ф. Губанова – М.: ВАКО, 2011. – 256 с.

4. Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи [Текст] / Н.И. Жинкин // В защиту живого слова. – М.: Просвещение. – 1966. – С.5-25.

5. Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников: Учебное пособие. — СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006. — 151 с.
2023