Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Григорьева О.В. Взаимодействие доу и семьи как условие здоровьесбережения детей дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf


Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Эта та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе.
В концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагога. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка» [1,2].
При этом цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, должны быть едины - это предоставить ребенку наиболее благоприятные здоровьесберегающие условия для развития, которые характеризуются психолого – педагогическими условиями воспитания и обучения, содержанием и методами, характером взаимодействия педагогов с детьми и формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.
Учитывая все факторы формирования организма ребенка, индивидуальные особенности детей, определяются следующие задачи в сфере охраны и укрепления здоровья детей, как в детском саду, так и в работе с родителями:
Задачи для детского сада:
·                    охранять и укреплять здоровье детей;
·                    совершенствовать их физическое развитие;
·                    улучшать физическую и умственную работоспособность;
·                    воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни;
·                    развивать основные физические способности и умение рационально использовать их в различных условиях;
·                    способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта.
Задачи в работе с родителями:
·                         оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка;
·                         привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса, созданию здоровой среды;
·                         учесть пожелания родителей при составлении программ индивидуальной работы.
Для решения всех задач Т.В. Кротова предлагает свою классификацию нетрадиционных форм работы с педагогами и родителями (см. Табл.1), она выделяет следующие нетрадиционные формы: информационно – аналитические, досуговые, познавательные, наглядно – информационные.

Таблица №1

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей.


наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми
Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Семинары – практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме

Наглядно-информационные

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
Организация дней открытых дверей, выпуск газет, просмотр непосредственной образовательной деятельности

Традиционными в дошкольном учреждении являются такие формы организации работы с родителями по формированию навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, как физкультурные досуги и спортивные праздники с участием родителей и сотрудников дошкольного учреждения, консультации, беседы. Но проблема в том, что родители чаще всего выступают в роли зрителей и реже в качестве участников спортивных мероприятий. Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективность работы дают такие формы работы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка. Одной из таких форм являются совместные занятия физическими упражнениями родителей и детей. На них родители приобретают не только теоретические знания, но и овладевают практическими умениями в области физического воспитания детей. А в случае участия педагога, руководителя физического воспитания и родителей происходит сплочение семейных отношений между детьми и родителями.
В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства на базе нашего дошкольного образовательного учреждения мы используем разнообразные формы работы: открытые занятия по валеологии с элементами здоровьесберегающих технологий под руководством А.Ш. Нафиковой. Педагогические беседы с родителями – общие и групповые родительские собрания, которые проводит О.В. Григорьева. Под руководством педагогов был разработан и использован в целях воспитательно–образовательной деятельности краткосрочный проект «Зоркие глаза», выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов, тренинги, одним из действенных методов в данном направлении – применении наглядной агитации, в каждой группе имеется уголок здоровья, где помещается вся информация для родителей о лечебно – профилактических мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении, имеется «копилка здоровья», в которых собран весь материал о нетрадиционных методах оздоровления, материал, пропагандирующий здоровый образ жизни. Систематически организуются для родителей Дни открытых дверей, на наш взгляд, это эффективная форма вовлечение членов семьи в педагогический процесс.
Коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения мобилизован на реализацию мероприятий, помогающих достичь определенных целей в снижении заболеваемости. Обширная профилактическая работа с детьми. родителями, сотрудниками, безусловно, имеет определенные положительные результаты.
Одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса ДОУ выступает создание здоровьесберегающей среды. В основу разработки концептуальных направлений здоровьесберегающей среды заложены такие задачи, как:
·                    формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;
·                    использование в образовательной деятельности ДОУ духовно – нравственного и культурного потенциала города, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры;
·                    конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала;
·                    специально организованная двигательная активность ребенка(физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно – оздоровительные праздники, выход на природу, экскурсии) [3].
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы

Интернет - источник
1.                                «Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"» URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
2.                                Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562
«Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» URL:
http://www.rg.ru/2012/01/26/polojenie-dok.html
3.                                Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. №2. С.21 – 28.
4.                Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка // Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999г. 87с.
5.                Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста.- М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003г. 128с.
6.                Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду// Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов.- М.: Мозайка – Синтез, 2000г. 256с.
2019