Информационные технологии в современном образовательном процессе

Потапова С.В. Современные информационные технологии в образовании: возможности и особенности использования коммуникационных технологий

Библиографическое описание:
Потапова С.В. Современные информационные технологии в образовании: возможности и особенности использования коммуникационных технологий // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 6. URL: https://f.almanah.su/2023/73-6.pdf.

В настоящее время скорость развития научного прогресса и его достижения затрагивают все сферы жизни, в том числе и образовательную. Современное образование стало немыслимо без использования информационных технологий. В образовании происходит всеобщая информатизация, которая включает в себя внедрение, приспособление и распространение различных информационных технологий на всех уровнях образовательного процесса, школы, университеты и другие образовательные учреждения активно внедряют новые технологии, чтобы обеспечить эффективное обучение и подготовку студентов к требованиям современного мира. Изменились методы и способы передачи информации, взаимодействие между участниками образовательного процесса, а также содержание образовательного материала.

Под информационными технологиями понимается «…процесс накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств» [2] или «…совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие)» [4].

В образовании информационные технологии представлены термином «информационные и коммуникационные технологии» (ИКТ).

По мнению Е.И. Апольских ИКТ представляет собой «…спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг: компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет» [5].

И.В. Дробышева под ИКТ в образовании понимает «…педагогическую технологию, использующую специальные программные и технические средства для доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструменты совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата» [5].

Использование информационных технологий в образовании направлено на улучшение качества образования и стимулирование учащихся к учебному процессу. Педагоги могут использовать информационные технологии для наглядного представления учебной информации, создания условий для самостоятельного поиска и получения информации учащимися, а также для контроля знаний с помощью компьютерного тестирования. Применение информационных технологий способствует индивидуализации обучения, мотивирует учащихся к восприятию информации и приобретению новых знаний, а также развивает их интеллектуальные и творческие способности. Кроме того, информационные технологии стали неотъемлемой частью современной жизни, поэтому их использование в образовании не требует длительной адаптации [1].

Применение современных цифровых и информационных технологий в образовании позволяет улучшить взаимодействие педагога и учащегося в процессе обучения. Учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, самостоятельно устанавливают цели, осуществляют поиск информации, учатся обрабатывать и моделировать данные. Роль педагога при этом становится не только поддерживающей, но и направляющей. В целом, использование информационных технологий в образовании делает обучающий процесс более эффективным.

Инфраструктура современной образовательной цифровой среды складывается из следующих компонентов: web- приложения и Интернет; hardware и software; мобильные приложения; Big Data; Learning Management System; современные средства ИКТ; технологии визуализации информации и т. д. [3].

В современном образовании информационные технологии применяются в различных областях, таких как:

· дистанционное обучение: студенты могут получать знания и учиться в любом месте и в любое время, благодаря онлайн-курсам и вебинарам.

· интерактивные учебные материалы: преподаватели могут создавать интерактивные уроки и обучающие материалы, которые делают обучение более интересным и эффективным.

· онлайн-тестирование и оценка: технологии позволяют проводить тестирование и оценку в режиме реального времени, что помогает преподавателям отслеживать прогресс студентов и своевременно предоставлять обратную связь.

· виртуальные лаборатории и симуляции: студенты могут практиковаться в предметных областях с помощью виртуальных лабораторий и симуляций, что позволяет им получить практические навыки без необходимости доступа к физическому оборудованию.

· коллаборативное обучение: информационные технологии способствуют сотрудничеству и обмену знаниями между студентами и преподавателями независимо от расстояния.

Рассмотрим возможности информационных образовательных технологий при проектировании и реализации образовательного процесса:

· смешанное обучение (blended learning). В зависимости от степени внедрения средств ИКТ в образовательный процесс различают 6 моделей: face-to-face driver, rotation, flex, online lab, self-blend, online driver (как показывает практика, в системе российского образования используются все модели);

· проектное обучение, предполагающее полное погружение обучающегося в образовательный процесс при выполнении проекта с использованием средств ИКТ и информационных платформ;

· ментальные карты, представляющую собой технологию визуализации большого объема информации в виде схем, рисунков, ключевых слов в приложениях: XMind, Freemind, BubblUs, WiseMapping;

· «сквозные» иммерсивные технологии (технологии дополненной -AR и вирутальной -VR реальности): призваны облегчить восприятие и визуализировать абстрактные понятия, повысить мотивацию обучающихся при изучении сложных дисциплин, сформировать первоначальные навыки при выполнении логических задач или физических действий, облегчить обучение в инклюзивной образовательной среды (Google Expeditions Kit; Near Sighted VR Augmented Aid; CanonMreal);

· цифровые инструменты (Miro; Kahoot; Mentimeter; Zoom; Google Meet и др.): направлены на организацию дистанционного интерактивного обучения [3].

Несмотря на огромную роль информационных коммуникационных технологий в процессе обучения и образования, в настоящее время существует ряд проблем, ограничивающих их применение на практике.

Одной из основных проблем применения информационных коммуникационных технологий в образовании являются технические проблемы. Недостаток соответствующего оборудования, плохая интернет-связь или отсутствие надежной электронной инфраструктуры могут стать преградой для эффективного использования электронных учебных материалов и онлайн-обучения.

Другой проблемой является недостаточная подготовленность педагогических кадров к использованию информационных коммуникационных технологий в образовательном процессе. Многие учителя не имеют достаточных навыков или знаний в области использования таких технологий. Это может ограничивать возможности интеграции информационных коммуникационных технологий в учебный план и преподавание.

Еще одной проблемой является сохранение концентрации и мотивации студентов при использовании информационных коммуникационных технологий. Возможность доступа к различным сайтам и приложениям может отвлекать студентов от учебного процесса. Кроме того, некоторые учащиеся могут испытывать трудности в организации самостоятельного обучения без физического присутствия преподавателя.

Еще одна проблема связана с качеством контента и оценкой результатов. В интернете доступно большое количество информации, и не всегда легко найти и выбрать самое полезное и достоверное. Кроме того, оценка знаний и прогресса студентов может представлять сложности, особенно при онлайн-обучении, где невозможно наблюдать за учащимися в реальном времени.

Таким образом, применение информационных коммуникационных технологий в образовании приносит много преимуществ, однако существуют и проблемы, которые могут затруднять их эффективное использование. Решение технических проблем, подготовка педагогических кадров, поддержка мотивации студентов и улучшение контента и оценки результатов - все это важные аспекты, которые следует учитывать для достижения полного потенциала информационных коммуникационных технологий в образовании. Для решения этих проблем необходимо проводить специальные программы повышения квалификации преподавателей по работе с информационными технологиями, а также обеспечить широкий доступ к компьютерам и интернету в учебных заведениях. Также важно развивать специальные платформы и программы для дистанционного обучения, которые позволят учащимся получать качественное образование независимо от места проживания.

В заключении отметим, что использование информационных технологий в образовании содействует развитию новой формы непрерывного образования, основанной на самоанализе и самообразовании студента с помощью современных средств ИКТ. Это означает, что образование становится непрерывным процессом, где студент не только обучается в учебном заведении, но и ищет информацию, анализирует ее, узнает мир и взаимодействует с педагогом как внутри, так и за пределами образовательной организации. В современном обществе информационные технологии являются неотъемлемой частью образовательного процесса, обладая большим потенциалом. Однако осуществление этого потенциала требует от участников образовательного процесса соответствующих ИКТ-компетенций и стремления педагога сделать обучение эффективным и инновационным. Информатизация и цифровизация образования являются неизбежными тенденциями развития современного образования, поэтому педагоги должны принять и освоить информационные технологии, вместо того чтобы противостоять им или отвергать их. Сейчас информационные технологии - это один из основных методов и форм обучения с большим образовательным и воспитательным потенциалом.

Библиографический список

1. Кочкарова, П. А. Информационные технологии в образовании / П. А. Кочкарова // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 57-2. – С. 14-17.

2. Кучер, О. Н. Информационные технологии образования в условиях цифровой экономики / О. Н. Кучер, Е. А. Яковлева // Современное образование: содержание, технологии, качество. – 2020. – Т. 1. – С. 170-172.

3. Медведев, П. Н. Современные информационные технологии в сфере образования: возможности и перспективы / П. Н. Медведев, Д. В. Малий, Е. С. Папочкина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 6-4 (108). – С. 110-113.

4. Танкаева, М. С. Понятие «информационно-коммуникационные технологии» в научно-педагогической литературе // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2022/article/2018030012 (дата обращения: 07.11.2023).

5. Юдина, А. М. Информационные технологии в реализации гуманитарного образования / А. М. Юдина, И. В. Павлова, И. С. Абрамов // Перспективы науки. – 2021. – № 5 (140). – С. 196-198.
2023-12-12 16:21 2023