НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Белова Е.А. Эссе «Какое счастье быть воспитателем»


Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf

Утро. Начало нового рабочего дня. Я сижу за столом, жду своих любимых сорванцов и... строю дом из конструктора. Сегодня мы будем играть в семью. Нужен большой дом, чтобы в нем разместились все члены нашей большой и дружной семьи: папа и мама, бабушка и дедушка, братишки и сестренки, домашние питомцы.
Я выложила фундамент - основу дома. Ту часть, которая строится на всю жизнь: крепкая, прочная, без изменений в настоящем и будущем, на чем будет держаться вся постройка.
Яркие краски прошлого проходят у меня перед глазами. Свой фундамент трудовой деятельности я заложила 21 год назад. По наследству мне досталась привилегия работать с детьми. Улыбаюсь. Мои бабушка (Мария Максимовна) и мама (Валентина Александровна) всю жизнь посвятили преподаванию в начальных классах. Они гордились, что были учителями. Я тоже ими горжусь! Но свой путь я выбрала, начав работать с дошколятами. Как сказал К.Вебер: "Воспитателем, как и художником, нужно родиться". Я родилась, и мой фундамент - любовь к своей профессии - остался неизменным, сохраняющим прочность моих взглядов быть рядом с такими неугомонными, любознательными и дарящими свою ответную любовь детьми.
Сначала, три года я была просто помощником воспитателя. Но, вот однажды, закончив с отличием Ичалковское педагогическое училище им. С.М. Кирова, мне доверили собственную группу. Я - воспитатель!!! Что может быть прекрасней! Я вместе со своими первыми мальчишками и девчонками пройду начальный путь познания окружающего нас мира. "Вылепить прекрасную статую и вдохнуть в нее жизнь - хорошо; но развить юный ум, вылепить по-своему юную душу и вдохнуть в нее чувство правды - еще лучше"-В.Гюго. Я смогу!!! Я буду учиться!!! Я буду учиться вместе с ними!!!
В комнату вошла Оленька. Она всегда приходит первая, потому что родителям приходится долго добираться до работы. Заспанное, но светлое личико наполняет пустую комнату детским теплом.
- Что Вы строите? - обращается ко мне Оленька.
- Я строю для всех нас дом. Он должен быть просторным и светлым.
- Можно я тоже буду помогать его строить?
- Конечно, вдвоем строить веселее, и идей может быть гораздо больше.
Девочка начинает из конструктора выкладывать зал. Она так увлекается, что начинает руководить процессом. Я не мешаю, а наблюдаю и задаю наводящие вопросы.
Постепенно комната заполняется моими любимыми почемучками. Дети подключаются к строительству. Обсуждают, кто в этом доме будет жить, и что они будут делать. Некоторые ребята не хотят строить, а хотят рисовать или лепить. Мы обсуждаем, что они могут нарисовать для нашего большого и светлого дома. Заранее у меня готовы трафареты, картинки о доме, семье, домашних делах. Это тема недели. В нашей группе в свободное время каждый может заняться тем, что ему нравится. Поэтому важно подготовить весь материал до начала творческого процесса. Каждый занят своим делом, и в тоже время, все созидают для единого конечного результата. В профессии воспитателя очень важно иметь индивидуальный подход, чтобы не спугнуть детский интерес к зарождающемуся творчеству.
- Елена Александровна, а сегодня мы будем играть вместе с родителями? - спрашивает у меня Миша.
- Конечно, - улыбаюсь я. - Сегодня мы будем ставить сказку, которую придумаем все вместе.
Эти удивительные семейные досуги! Еще в начале моей педагогической работы, свое внимание я практически уделяла только детям. Сама с ними играла, рисовала, читала... Конечно же это никуда не ушло. Но, окончив в 2011 году "Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсевьева" по специальности " Педагогика и методика дошкольного образования", а также с введением новых стандартов, я поняла, что необходимо изменить свои взгляды на воспитание маленького поколения. Не только дети, но и родители являются моей одной большой семьей. Как говорил французский писатель Жозеф Жубер: "Детям нужны не поучения, а примеры". А пример нравственного воспитания, в первую очередь, показывают родители. Постепенно я стала приглашать мам и пап поучаствовать в жизни группы. Им также находились дела, с которыми они могли справиться. Кто-то мог сшить игрушку для кукольного театра, а кто-то нарисовать картинку. Сотрудничество с родителями превратилось в создание родительского клуба "Наша дружная семья". Вот уже четвертый год в нашем клубе царит дружественная атмосфера. Необходимо отметить, что при первой организационной встрече с родителями им было предложено разработать свои принципы взаимодействия. В результате они расшифровали каждую букву названия нашей группы "Сказка": С -сотрудничество, К - креативность, А - активность, З - здоровьесбережение, К - коммуникативность и А - артистичность.
Вместе с мамами и папами мы разрабатываем новые игры, делаем своими руками дидактический материал (игрушки, карточки, пазлы, трудимся совместно над лэпбуками). В течение года мои родители увлеклись снимать видеофрагменты с загадками или появлением сказочных героев для занятий с детьми или совместных праздников.
В последнее время в дошкольных учреждениях приветствуется проектная деятельность. Сколько же мы создали проектов! Это проекты ко Дню матери, "Есть такая профессия", "Наш город", "Мы - мамины капельки" и многие другие. Встречаясь, мы учитываем пожелания друг друга, сообща принимаем решения.
На каждой нашей встрече мы обязательно играем совместно с ребятами. Родителям я предлагаю различные игры, в которые они могли бы поиграть в домашних условиях с их детками. Мы вместе лепим, рисуем, создаем коллажи, проводим фото- и выставки рисунков. Мой каждый ребенок знает свое генеалогическое древо, знает роль каждого родителя в семье, может помочь окружающим, знает, что такое хорошо, а что такое плохо!
Если говорить словами теоретиков (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Ру­бинштейна, Е.В. Бондаревской, А.В. Петровского, И.С. Якиманской), то в своей педагогической деятельности за методологическую основу я беру личностно-деятельностный подход, где ребенок рассматривается как субъект деятельности, т.е. непосредственно участвует в образовательном процессе. Однако, если говорить словами педагога, как второй мамы, я не хочу называть своих малышей субъектами! Они члены моей огромной семьи! А я всегда с ними молодая и улыбающаяся, готовая к новому совместному познанию окружающего мира.
Как же здорово, когда у тебя есть семья! Теперь я знаю!, что многие из мам спешат в садик для того, чтобы не забрать своего ребенка, а побыть с ним лишний часок в совместной деятельности. Я знаю!, как любят мои маленькие гномики, когда их родители общаются с ними во время совместных творческих дел! Я знаю и вижу, как горят их глаза!
Это действительно решение той социальной проблемы, когда родители устают, а в квартире их ждут домашние дела, и некогда уделить ребенку лишней минуты.
Я буду оставаться на работе вечерами столько, сколько потребуется общаться моим родителям и детям. Я хочу, чтобы мои маленькие девчонки и мальчишки всегда улыбались и были счастливы! "Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми" Луиза Хэй.
- Елена Александровна, мы закончили строить дом. Посмотрите, какой он огромный, - отвлекает меня от мыслей Артемка. - Он для всей нашей большой семьи!
Ребята стояли и улыбались. Они все сделали сами! Моим был лишь фундамент.
- Я вас всех люблю! - отвечаю я.- Начало дня у нас с вами замечательное!
«Какое счастье быть воспитателем!»
2019