Библиографическое описание:
Апарина Т.А. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что диалогическая речь детей является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Основной формой общения является диалог. В нем на основе понимания воспринимаемой речи и речевой практики формируется речь. Диалогическая форма общения способствует активизации познавательно–мыслительных процессов (А.В. Брушлинский, Г.М. Кучинский, А.М. Матюшкин и др.). При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется (И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.). Существует и обратная зависимость – недоразвитие речевых средств снижает уровень общения (Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова и др.). Многочисленные публикации Б.Н. Гришиной, Г.В. Гуровец, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Л.Б. Халиловой указывают на то, что диалогическая речь дошкольников до сих пор мало изучена.
Общее недоразвитие речи (ОНР) — нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико–грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом (Левина Р.Е.)
Дидактическая игра — это разновидность игры с правилами, специально созданной педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Основная задача – обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик. При этом следует опираться на подражательные способности детей.
Многие дети с общим недоразвитием речи демонстрируют недостаточное развитие диалогической речи. Дидактическая игра является незаменимым средством в преодолении различных затруднений в речевой деятельности, средством развития диалогической речи. Дидактические игры предполагают необходимость сотрудничества детей с воспитателем (во время подготовки к игре, проверки исполнения задания) и друг с другом (во время исполнения игровых действий).
В дидактической игре дети овладевают специфическими способами игровой деятельности – игровыми действиями, игровыми отношениями, игровыми ролями, позволяющими самостоятельно реализовывать свои представления об окружающем предметном мире, деятельности и отношениях людей.
Учитывая основные недостатки, мною подобраны игры, в ходе применения которых решались задачи, направленные на умение задавать вопросы, различные по содержанию; на умение придерживаться темы разговора; на умение пользоваться средствами речевого этикета.
Подобранные мною игры могут быть предложены детям со средним показателем уровня развития диалогической речи. Для детей с низкими показателями можно предлагать сначала облегченный вариант, давать больше времени на игры и их повторение.
При подборе игр я опиралась на следующих авторов: О.А. Бизикова, О.С. Ушакова.
Повседневная жизнь, а главным образом, работа с детьми в режимных моментах, дает нам возможность незаметно, в естественной обстановке упражнять детей в употреблении нужных диалогических форм. Так, например, в непосредственно образовательной деятельности, во время сборов на прогулку, во время прогулки, в организации дежурства по столовой, во время умывания и в других видах деятельности и так далее, незаметно для детей можно упражнять их в умении задавать вопросы, в умении придерживаться средств речевого этикета, в умении придерживаться темы разговора.
Таким образом, работа будет проходить в разных видах деятельности.
ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДИАЛОГИЧЕСКИЙ УМЕНИЙ:
1. «Фанты»
Цель: развитие умения так ставить вопрос, чтобы добиться желаемого ответа и осознанно отбирать слова, избегая «запретных» слов.
Ход игры:
Воспитатель обходит детей и говорит:
– Нам прислали сто рублей. Что хотите, то купите, Черный, белый не берите, «Да» и «нет» не говорите!
После этого он задает детям разные вопросы, стараясь, чтобы и разговоре кто–то произнес одно из запрещенных слов. Воспитатель ведет примерно такой разговор: «Что продается в булочной?»
– «Хлеб».
– «Какой?» (черный и белый) – «Мягкий».
– «А какой хлеб ты больше любишь, черный или белый?» – «Всякий».
Тот, кто произнес запрещенное слово, отдает воспитателю фант. В конце игры все, кто остался без фанта, выкупают его.
2. «Вопрос – ответ»
Цель: знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.
Материал. Две разные игрушки, незнакомые детям, фишки.
Ход игры
Дети делятся на две команды. Каждая получает игрушку и одинаковое число фишек (10–15).
Воспитатель инструктирует детей: «Сегодня мы устроим соревнование. Каждая команда должна внимательно рассмотреть игрушку, подметить все ее детали. Потом команды обмениваются игрушками: одна будет спрашивать об игрушке все, что захочет, другая – отвечать. Если команда не сможет ответить на какой–то вопрос, я забираю фишку. Выиграет та команда, у которой останется больше фишек».
Время для рассматривания – 3-4 минуты.
Когда вопросы иссякнут, команды меняются ролями. По ходу игры следует поощрять детей за интересные вопросы («Молодец, ты задал очень интересный вопрос; значит, ты стараешься думать, размышлять»). Ни в коем случае не отрицать, не говорить, какой неинтересный вопрос задан.
В конце игры подсчитывается оставшееся число фишек.
3. «Что в чудесном мешочке?»
Цель: знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.
Материал: мешочек, какой–либо предмет простой геометрической формы, знакомый ребенку (например, кусочек мыла); мяч или любой другой предмет, служащий для передачи его друг другу, фишки.
Ход игры
Игра может проводиться в дополнение к занятию.
Воспитатель: «Дети, у меня в мешочке что–то есть. Хотите угадать, что
там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать.
Вопросы будем задавать по очереди: кому попадет мяч и руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос, берет фишку. Не забывайте, что повторять вопросы нельзя. В конце игры посмотрим, кто больше наберет фишек. Начинаем!».
Воспитатель дает мяч одному из детей и предлагает задать вопрос. Далее мяч передается по кругу либо тому ребенку, кто попросит. Если дети угадают, спросить, почему они так думают. Если не угадают, в конце игры подсказать: этот предмет нужен для того, чтобы руки, тело, лицо были чистыми; можно подобрать загадку про этот предмет.
В конце игры подсчитывается число полученных фишек.
4. «Коршун»
Цель: обучение детей поочередному обмену репликами, развитию темы разговора, закрепление навыки бега с увертыванием.
Ход игры
– Коршун (избирается по жребию). Дети окружают его стайкой, и
начинается диалог:
– Вокруг Коршуна хожу, я на Коршуна гляжу. Коршун, что делаешь?
– Ямочку рою.
– Зачем ямочка? – Денежку ищу.
– Зачем тебе денежка? – Иголку купить.
– Зачем тебе иголка? – Мешочек сшить.
– Зачем мешочек? – Камешки класть.
– Зачем камешки? – В твоих детей шуркать-буркать.
– За что? – Они ко мне в огород лазят.
– Ты бы делал забор повыше, а не умеешь, лови их!
Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет. Игра кончается, когда он переловит всех.
5. «Садовник»
Цель: закрепление умения внимательно слушать реплики партнеров по игре, вступая в игровой диалог в свою очередь.
Ход игры
Воспитатель присваивает каждому игроку название цветка. После этого начинается игровой диалог.
– Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме георгина, – сообщает водящий.
– Ой! – реагирует игрок, услышав название своего цветка.
– Влюблен! – отвечает «георгин».
– В кого? – удивляется садовник.
– В астру, – сообщает «георгин».
– Ой! – реагирует «астра», и игра повторяется.
Игрок, прозевавший свой ход, платит фант. За ходом игры следит водящий. Чтобы заметить невнимательность игроков, ему необходимо помнить, кому какой цветок он называл.
6. «Лиски»
Цель: обучение детей умению придерживаться темы разговора; умению развивать тему разговора, упражнение в быстром беге.
Ход игры
Дети выбирают ведущего – лиса, становятся в круг и кладут возле себя лисят (ими может быть любой предмет: кубик, мячик, палочка). Лис подходит к одному из играющих и заводит разговор:
– Где был? – В лесу.
– Кого поймал? – Лиску.
– Верни лиску мою. – За так не отдаю.
– За что отдашь – скажи сам. – Если обгонишь, тогда отдам.
После этого они бегут в противоположные стороны по кругу. Хозяином лисенка становится тот, кто занимает свободное место в круге. Проигравший ребенок водит. Бегать разрешается по внешней стороне круга.
7. «Ошибка»
Цель: развитие внимания к речевым сообщениям и умения толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.
Ход игры
Воспитатель: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И.О.» или «Я согласен с вами, И.О.».
Примеры суждений:
– Карлсон жил в маленьком домике у леса.
– Пятница идет после среды.
– Буратино — один из жителей цветочного городка.
– Мыть руки вредно для здоровья.
– Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.
– Если на деревьях есть листья, то это лето.
8. «Так бывает или нет?» («Небылицы»)
Цели: обучение детей доброжелательному реагированию на нереальные (ложные) сообщения и тактичному их исправлению; развитие доказательной речи; воспитание культуры диалога: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места.
Ход игры
Дети по очереди рассказывают какие–либо небылицы. Ребенок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает.
Вначале несколько небылиц разыгрывает воспитатель.
– Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку. Сделали из снега горку и стали с нее кататься.
– Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно.
– У Вити день рождения. Он принес в детский сад угощение: сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье.
Примечание. Вначале в рассказы включается одна небылица, при повторном проведении игры их количество увеличивают.
9. «Разговор с другом по телефону»
Цель: знакомство детей с правилами разговора по телефону: начинать с приветствия; если на звонок отозвался взрослый, извиниться за беспокойство, вежливо попросить позвать друга; разговор заканчивается прощанием.
Ход игры
1. Беседа с детьми
– Дети, вы часто звоните по телефону? Кому вы звоните? У ваших друзей есть телефон? Вы часто звоните друг другу?
– О чем можно поговорить по телефону с другом? (Можно подсказать темы для разговора, если дети затрудняются.)
– Звонить нужно только тогда, когда знаешь, о чем ты будешь
говорить, что будешь спрашивать. Иначе разговор получится пустой, т.е. не о чем. Вот послушайте об этом рассказ.
2. Чтение рассказа Н. Носова «Телефон»
– Объясните, почему у мальчиков не получился разговор? (Они не знали, о чем говорить.)
3. Затем педагог предлагает разыграть несколько ситуаций
10. «Только на этот звук»
Цели. обучение детей формулировке разнообразных вопросов, быстрым и правильным ответам на вопрос, подбирая слово, начинающееся с заданного звука; развитие фонематического слуха.
Ход игры
Воспитатель объясняет, что в этой игре дети должны быть очень внимательными. Отвечая на вопросы водящего, нужно находить и называть слова, которые начинаются с одного и того же звука. Выбранный водящий поочередно задает вопросы всем игрокам, которые подбирают для ответа слова с заданным звуком:
—Как тебя зовут? — Андрей.
—Как твоя фамилия? — Азбукин.
—В каком городе ты живешь? — В Астрахани.
—Какие фрукты там растут? – Абрикосы.
И так далее. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не ответят на вопросы.
Эти игры направлены на умение задавать вопросы, различные по содержанию; умение придерживаться темы разговора; умение пользоваться средствами речевого этикета. Также мы подобрали дидактические игры для индивидуальной работы и в группе. Эти игры подобраны с опорой на детей со средними показателями уровня развития диалогической речи
Так же среди методов развития диалогических умений могут быть использованы: разговор воспитателя с детьми, чтение художественной литературы, разнообразные игры, которые применяются взаимосвязано.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
1. Принцип коммуникативно–деятельностного подхода. Реализация данного принципа предполагает вовлечение детей в процессе игры в игровое и реальное общение.
2. Принцип поэтапности и последовательности. Реализация данного принципа предполагает постепенный переход от восприятия и заимствования речевых форм к осознанию их функционального назначения и самостоятельному использованию в обобщенном виде в новых условиях речевого взаимодействия.
3. Принцип мотивации речевой деятельности. Данный принцип предполагает обеспечение активной речевой практики в процессе игры.
4. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи. При организации коррекционно-педагогической работы необходимо ориентироваться на положение о том, что развитие диалогического общения способствует освоению лексико-грамматических и звуковых средств языка.
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:
1. Игровая среда группы должна включать игрушки–персонажи, ролевые атрибуты, оборудование для театрализованных (костюмы, ширма), режиссерских (наборы для театра) игр, для игр с телефоном (игрушечные сотовые телефоны).
2. Подбор игр, которые должны отвечать следующим критериям:
– привлекательность игр для детей;
– современность игр;
– универсальность игр, т.е. возможность использования игр для решения
нескольких образовательных и коррекционно-развивающих задач.
3. В планируемую нами работу с детьми необходимо включать всех участников коррекционно-образовательного процесса в рамках своей компетенции–учителя–логопеда, воспитателей, родителей (законных представителей).
В процессе оценки качества выполнения игровых действий и решения игровых задач педагог не должен озвучивать ярко отрицательную оценку. Одобрение, поощрение, похвала, особенно необходимы детям с ОНР часто замкнутым робким, неуверенным.
Такие приемы как пояснение, совет, напоминание помогают направлять деятельность детей на достижение результата. Использование элементов рефлексия приучает детей замечать свои успехи и затруднения.
Библиографический список
1. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи у старших дошкольников в процессе интеграции традиционных и компьютерных игр. – Екатеринбург.: ГОУ ВПО, 2019. – 27 с.
2. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М.: Скрипторий, 2020. – 136 с.
3. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 134 с.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 2017. – 152 с.
5. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2021. – 654 с.
6. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: Просвещение, 2020. – 182 с.
7. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией. – М.: Просвещение, 2018. – 78 с.
8. Дубова Н.В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР. – М.: Сфера, 2019. – 55 с.
9. Дудина К.В. Коррекция диалогической речи на базе развития коммуникативных и познавательных умений старших дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: Юрайт, 2017. – 65 с.
10. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.
11. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии– М.: Просвещение, 2018. – 171 с.
12. Левшина Н.И. Диагностические методики по проблеме социально–личностного раз развития и воспитания дошкольников – М.: ФЛИНТА, 2020. – 161 с.
13. Леушина А.М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2019. – 369 с.
14. Павлова О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: Академия, 2018. – 122 с.
15. Рысбаева Г.А. Влияние дидактической игры на развитие познавательных интересов у старших дошкольников. – М.: Академия, 2019. – 80 с.
16. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей– М.: Просвещение, 2020. – 94 с.
17. Ушакова О.С. Играя, достигаем результат, развиваем речь дошкольников. – М.: Сфера, 2018. – 272 с.
18. Ушинский К. Д. Игровая деятельность в учебной деятельности. – М.: Просвещение, 2020. – 65 с.
19. Чулкова А.В. Формирование диалога у дошкольника. – М.: Феникс, 2019. – 221 с.
20. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – Воронеж.: Модек, 2017. – 198 с.
Апарина Т.А. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что диалогическая речь детей является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Основной формой общения является диалог. В нем на основе понимания воспринимаемой речи и речевой практики формируется речь. Диалогическая форма общения способствует активизации познавательно–мыслительных процессов (А.В. Брушлинский, Г.М. Кучинский, А.М. Матюшкин и др.). При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется (И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.). Существует и обратная зависимость – недоразвитие речевых средств снижает уровень общения (Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова и др.). Многочисленные публикации Б.Н. Гришиной, Г.В. Гуровец, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Л.Б. Халиловой указывают на то, что диалогическая речь дошкольников до сих пор мало изучена.
Общее недоразвитие речи (ОНР) — нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико–грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом (Левина Р.Е.)
Дидактическая игра — это разновидность игры с правилами, специально созданной педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Основная задача – обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик. При этом следует опираться на подражательные способности детей.
Многие дети с общим недоразвитием речи демонстрируют недостаточное развитие диалогической речи. Дидактическая игра является незаменимым средством в преодолении различных затруднений в речевой деятельности, средством развития диалогической речи. Дидактические игры предполагают необходимость сотрудничества детей с воспитателем (во время подготовки к игре, проверки исполнения задания) и друг с другом (во время исполнения игровых действий).
В дидактической игре дети овладевают специфическими способами игровой деятельности – игровыми действиями, игровыми отношениями, игровыми ролями, позволяющими самостоятельно реализовывать свои представления об окружающем предметном мире, деятельности и отношениях людей.
Учитывая основные недостатки, мною подобраны игры, в ходе применения которых решались задачи, направленные на умение задавать вопросы, различные по содержанию; на умение придерживаться темы разговора; на умение пользоваться средствами речевого этикета.
Подобранные мною игры могут быть предложены детям со средним показателем уровня развития диалогической речи. Для детей с низкими показателями можно предлагать сначала облегченный вариант, давать больше времени на игры и их повторение.
При подборе игр я опиралась на следующих авторов: О.А. Бизикова, О.С. Ушакова.
Повседневная жизнь, а главным образом, работа с детьми в режимных моментах, дает нам возможность незаметно, в естественной обстановке упражнять детей в употреблении нужных диалогических форм. Так, например, в непосредственно образовательной деятельности, во время сборов на прогулку, во время прогулки, в организации дежурства по столовой, во время умывания и в других видах деятельности и так далее, незаметно для детей можно упражнять их в умении задавать вопросы, в умении придерживаться средств речевого этикета, в умении придерживаться темы разговора.
Таким образом, работа будет проходить в разных видах деятельности.
ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДИАЛОГИЧЕСКИЙ УМЕНИЙ:
1. «Фанты»
Цель: развитие умения так ставить вопрос, чтобы добиться желаемого ответа и осознанно отбирать слова, избегая «запретных» слов.
Ход игры:
Воспитатель обходит детей и говорит:
– Нам прислали сто рублей. Что хотите, то купите, Черный, белый не берите, «Да» и «нет» не говорите!
После этого он задает детям разные вопросы, стараясь, чтобы и разговоре кто–то произнес одно из запрещенных слов. Воспитатель ведет примерно такой разговор: «Что продается в булочной?»
– «Хлеб».
– «Какой?» (черный и белый) – «Мягкий».
– «А какой хлеб ты больше любишь, черный или белый?» – «Всякий».
Тот, кто произнес запрещенное слово, отдает воспитателю фант. В конце игры все, кто остался без фанта, выкупают его.
2. «Вопрос – ответ»
Цель: знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.
Материал. Две разные игрушки, незнакомые детям, фишки.
Ход игры
Дети делятся на две команды. Каждая получает игрушку и одинаковое число фишек (10–15).
Воспитатель инструктирует детей: «Сегодня мы устроим соревнование. Каждая команда должна внимательно рассмотреть игрушку, подметить все ее детали. Потом команды обмениваются игрушками: одна будет спрашивать об игрушке все, что захочет, другая – отвечать. Если команда не сможет ответить на какой–то вопрос, я забираю фишку. Выиграет та команда, у которой останется больше фишек».
Время для рассматривания – 3-4 минуты.
Когда вопросы иссякнут, команды меняются ролями. По ходу игры следует поощрять детей за интересные вопросы («Молодец, ты задал очень интересный вопрос; значит, ты стараешься думать, размышлять»). Ни в коем случае не отрицать, не говорить, какой неинтересный вопрос задан.
В конце игры подсчитывается оставшееся число фишек.
3. «Что в чудесном мешочке?»
Цель: знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.
Материал: мешочек, какой–либо предмет простой геометрической формы, знакомый ребенку (например, кусочек мыла); мяч или любой другой предмет, служащий для передачи его друг другу, фишки.
Ход игры
Игра может проводиться в дополнение к занятию.
Воспитатель: «Дети, у меня в мешочке что–то есть. Хотите угадать, что
там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать.
Вопросы будем задавать по очереди: кому попадет мяч и руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос, берет фишку. Не забывайте, что повторять вопросы нельзя. В конце игры посмотрим, кто больше наберет фишек. Начинаем!».
Воспитатель дает мяч одному из детей и предлагает задать вопрос. Далее мяч передается по кругу либо тому ребенку, кто попросит. Если дети угадают, спросить, почему они так думают. Если не угадают, в конце игры подсказать: этот предмет нужен для того, чтобы руки, тело, лицо были чистыми; можно подобрать загадку про этот предмет.
В конце игры подсчитывается число полученных фишек.
4. «Коршун»
Цель: обучение детей поочередному обмену репликами, развитию темы разговора, закрепление навыки бега с увертыванием.
Ход игры
– Коршун (избирается по жребию). Дети окружают его стайкой, и
начинается диалог:
– Вокруг Коршуна хожу, я на Коршуна гляжу. Коршун, что делаешь?
– Ямочку рою.
– Зачем ямочка? – Денежку ищу.
– Зачем тебе денежка? – Иголку купить.
– Зачем тебе иголка? – Мешочек сшить.
– Зачем мешочек? – Камешки класть.
– Зачем камешки? – В твоих детей шуркать-буркать.
– За что? – Они ко мне в огород лазят.
– Ты бы делал забор повыше, а не умеешь, лови их!
Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет. Игра кончается, когда он переловит всех.
5. «Садовник»
Цель: закрепление умения внимательно слушать реплики партнеров по игре, вступая в игровой диалог в свою очередь.
Ход игры
Воспитатель присваивает каждому игроку название цветка. После этого начинается игровой диалог.
– Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме георгина, – сообщает водящий.
– Ой! – реагирует игрок, услышав название своего цветка.
– Влюблен! – отвечает «георгин».
– В кого? – удивляется садовник.
– В астру, – сообщает «георгин».
– Ой! – реагирует «астра», и игра повторяется.
Игрок, прозевавший свой ход, платит фант. За ходом игры следит водящий. Чтобы заметить невнимательность игроков, ему необходимо помнить, кому какой цветок он называл.
6. «Лиски»
Цель: обучение детей умению придерживаться темы разговора; умению развивать тему разговора, упражнение в быстром беге.
Ход игры
Дети выбирают ведущего – лиса, становятся в круг и кладут возле себя лисят (ими может быть любой предмет: кубик, мячик, палочка). Лис подходит к одному из играющих и заводит разговор:
– Где был? – В лесу.
– Кого поймал? – Лиску.
– Верни лиску мою. – За так не отдаю.
– За что отдашь – скажи сам. – Если обгонишь, тогда отдам.
После этого они бегут в противоположные стороны по кругу. Хозяином лисенка становится тот, кто занимает свободное место в круге. Проигравший ребенок водит. Бегать разрешается по внешней стороне круга.
7. «Ошибка»
Цель: развитие внимания к речевым сообщениям и умения толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.
Ход игры
Воспитатель: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И.О.» или «Я согласен с вами, И.О.».
Примеры суждений:
– Карлсон жил в маленьком домике у леса.
– Пятница идет после среды.
– Буратино — один из жителей цветочного городка.
– Мыть руки вредно для здоровья.
– Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.
– Если на деревьях есть листья, то это лето.
8. «Так бывает или нет?» («Небылицы»)
Цели: обучение детей доброжелательному реагированию на нереальные (ложные) сообщения и тактичному их исправлению; развитие доказательной речи; воспитание культуры диалога: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места.
Ход игры
Дети по очереди рассказывают какие–либо небылицы. Ребенок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает.
Вначале несколько небылиц разыгрывает воспитатель.
– Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку. Сделали из снега горку и стали с нее кататься.
– Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно.
– У Вити день рождения. Он принес в детский сад угощение: сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье.
Примечание. Вначале в рассказы включается одна небылица, при повторном проведении игры их количество увеличивают.
9. «Разговор с другом по телефону»
Цель: знакомство детей с правилами разговора по телефону: начинать с приветствия; если на звонок отозвался взрослый, извиниться за беспокойство, вежливо попросить позвать друга; разговор заканчивается прощанием.
Ход игры
1. Беседа с детьми
– Дети, вы часто звоните по телефону? Кому вы звоните? У ваших друзей есть телефон? Вы часто звоните друг другу?
– О чем можно поговорить по телефону с другом? (Можно подсказать темы для разговора, если дети затрудняются.)
– Звонить нужно только тогда, когда знаешь, о чем ты будешь
говорить, что будешь спрашивать. Иначе разговор получится пустой, т.е. не о чем. Вот послушайте об этом рассказ.
2. Чтение рассказа Н. Носова «Телефон»
– Объясните, почему у мальчиков не получился разговор? (Они не знали, о чем говорить.)
3. Затем педагог предлагает разыграть несколько ситуаций
10. «Только на этот звук»
Цели. обучение детей формулировке разнообразных вопросов, быстрым и правильным ответам на вопрос, подбирая слово, начинающееся с заданного звука; развитие фонематического слуха.
Ход игры
Воспитатель объясняет, что в этой игре дети должны быть очень внимательными. Отвечая на вопросы водящего, нужно находить и называть слова, которые начинаются с одного и того же звука. Выбранный водящий поочередно задает вопросы всем игрокам, которые подбирают для ответа слова с заданным звуком:
—Как тебя зовут? — Андрей.
—Как твоя фамилия? — Азбукин.
—В каком городе ты живешь? — В Астрахани.
—Какие фрукты там растут? – Абрикосы.
И так далее. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не ответят на вопросы.
Эти игры направлены на умение задавать вопросы, различные по содержанию; умение придерживаться темы разговора; умение пользоваться средствами речевого этикета. Также мы подобрали дидактические игры для индивидуальной работы и в группе. Эти игры подобраны с опорой на детей со средними показателями уровня развития диалогической речи
Так же среди методов развития диалогических умений могут быть использованы: разговор воспитателя с детьми, чтение художественной литературы, разнообразные игры, которые применяются взаимосвязано.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
1. Принцип коммуникативно–деятельностного подхода. Реализация данного принципа предполагает вовлечение детей в процессе игры в игровое и реальное общение.
2. Принцип поэтапности и последовательности. Реализация данного принципа предполагает постепенный переход от восприятия и заимствования речевых форм к осознанию их функционального назначения и самостоятельному использованию в обобщенном виде в новых условиях речевого взаимодействия.
3. Принцип мотивации речевой деятельности. Данный принцип предполагает обеспечение активной речевой практики в процессе игры.
4. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи. При организации коррекционно-педагогической работы необходимо ориентироваться на положение о том, что развитие диалогического общения способствует освоению лексико-грамматических и звуковых средств языка.
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:
1. Игровая среда группы должна включать игрушки–персонажи, ролевые атрибуты, оборудование для театрализованных (костюмы, ширма), режиссерских (наборы для театра) игр, для игр с телефоном (игрушечные сотовые телефоны).
2. Подбор игр, которые должны отвечать следующим критериям:
– привлекательность игр для детей;
– современность игр;
– универсальность игр, т.е. возможность использования игр для решения
нескольких образовательных и коррекционно-развивающих задач.
3. В планируемую нами работу с детьми необходимо включать всех участников коррекционно-образовательного процесса в рамках своей компетенции–учителя–логопеда, воспитателей, родителей (законных представителей).
В процессе оценки качества выполнения игровых действий и решения игровых задач педагог не должен озвучивать ярко отрицательную оценку. Одобрение, поощрение, похвала, особенно необходимы детям с ОНР часто замкнутым робким, неуверенным.
Такие приемы как пояснение, совет, напоминание помогают направлять деятельность детей на достижение результата. Использование элементов рефлексия приучает детей замечать свои успехи и затруднения.
Библиографический список
1. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи у старших дошкольников в процессе интеграции традиционных и компьютерных игр. – Екатеринбург.: ГОУ ВПО, 2019. – 27 с.
2. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М.: Скрипторий, 2020. – 136 с.
3. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 134 с.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 2017. – 152 с.
5. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2021. – 654 с.
6. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: Просвещение, 2020. – 182 с.
7. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией. – М.: Просвещение, 2018. – 78 с.
8. Дубова Н.В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР. – М.: Сфера, 2019. – 55 с.
9. Дудина К.В. Коррекция диалогической речи на базе развития коммуникативных и познавательных умений старших дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: Юрайт, 2017. – 65 с.
10. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.
11. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии– М.: Просвещение, 2018. – 171 с.
12. Левшина Н.И. Диагностические методики по проблеме социально–личностного раз развития и воспитания дошкольников – М.: ФЛИНТА, 2020. – 161 с.
13. Леушина А.М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2019. – 369 с.
14. Павлова О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: Академия, 2018. – 122 с.
15. Рысбаева Г.А. Влияние дидактической игры на развитие познавательных интересов у старших дошкольников. – М.: Академия, 2019. – 80 с.
16. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей– М.: Просвещение, 2020. – 94 с.
17. Ушакова О.С. Играя, достигаем результат, развиваем речь дошкольников. – М.: Сфера, 2018. – 272 с.
18. Ушинский К. Д. Игровая деятельность в учебной деятельности. – М.: Просвещение, 2020. – 65 с.
19. Чулкова А.В. Формирование диалога у дошкольника. – М.: Феникс, 2019. – 221 с.
20. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – Воронеж.: Модек, 2017. – 198 с.