Многие родители старших дошкольников детского сада часто задаются вопросом, а можно ли ребёнка отдать в первый класс, ведь он знает все буквы и умеет считать до двадцати и т.д.? Существуют основные аспекты готовности ребёнка к школе, одним из которых является психологическая готовность. Психологическая готовность ребёнка к школе – это достаточно сложный комплекс разных умений, навыков, способностей ребёнка. Очень часто приходится слышать про то, что для родителей важно, на сколько, ребёнок умеет читать, писать и считать перед тем, как он идёт в школу, т.е. его интеллектуальная готовность. Кроме интеллектуальной готовности, ребёнку важно иметь личностную зрелость и определённые социально – психологические навыки. Личностная зрелость ребёнка – это определённый уровень его самооценки, которая будет обеспечивать ему успешность, умение взаимодействовать с окружающим миром, устанавливать отношения с взрослыми и сверстниками. Кроме того, это уверенность в собственных силах и в той поддержке, которую могут оказать ему близкие люди. Не менее важным аспектом является мотивация ребёнка к обучению в школе. Малыш должен понимать, что в школу нужно идти для того, чтобы учиться. Ещё один важный компонент готовности ребёнка к школе – это эмоционально – волевая готовность ребёнка, которая является основой, формирующейся у дошкольника, обеспечивающей комфортную адаптацию и формирование навыков самостоятельного приобретения знаний, а так же умение планировать и контролировать свою деятельность. Это тот самый базис, гарантирующий ребёнку комфортное пребывание в школе, а так же возможность реализовать тот интеллектуальный потенциал, который он имеет. Не маловажную роль эмоционально – волевая готовность играет в формировании мотивации ребёнка. Эмоционально – волевая сфера имеет в своём названии два глобальных понятия, как эмоция и воля. Эти два процесса в период школьного обучения начинают незаметно объединяться и обеспечивают ребёнку произвольное поведение, а так же способность учиться контролировать свои эмоции и их проявление. При поступлении в первый класс у вчерашнего дошкольника резко меняется режим дня, увеличивается моральная и физическая нагрузка на организм. И тут у ребёнка появляется внутренний кризис, т.к. социум требует от него произвольного поведения, контроля эмоций, а так же полного сосредоточения на уроке. Физиологически, иногда, это не всегда возможно. Поскольку отделы головного мозга, отвечающие за произвольное поведение ребёнка в этом возрасте, ещё недостаточно созрели и не могут обеспечивать полноценного контроля ребёнка. В быту это может выражаться недостаточным умением самостоятельно одеться, налить себе чаю или самостоятельно помыться, а так же не соблюдением последовательных действий каких – либо манипуляций, например, чистки зубов. Нельзя забывать и об эмоциональном контексте. Потому что этот компонент звучит как эмоционально – волевая готовность ребёнка. В данном возрасте у ребёнка много разных эмоций. Они проявляются по-разному. Эмоциональная готовность ребёнка к школе включает в себя: · радостное ожидание начала обучения в школе; · в меру развитые высшие чувства; · сформированные эмоциональные свойства личности: уменьшение импульсивных реакций, способность продолжительное время делать не очень интересное задание. Не маловажное значение для поступления ребёнка в первый класс имеет достаточно развитый эмоциональный интеллект, т.к. это основа для дальнейшей успешной адаптации дошкольника в социуме. Полноценное эмоциональное и интеллектуальное развитие ребёнка обеспечивается только за счёт поддержки родителей. Они как никто смогут контролировать и корректировать и формировать те личностные качества, которые помогут ребёнку эффективно взаимодействовать с людьми. При отсутствии благоприятного эмоционального фона происходит блокировка когнитивных процессов, дети плохо усваивают учебный материал, а также не могут эффективно коммуницировать с другими в команде. Родители взволнованы тем, что нынешние дети без труда подчиняются действию неблагоприятных факторов, обосабливаются, становятся необщительными, не могут противодействовать негативному влиянию. У ребёнка, который мало общается со сверстниками, могут возникнуть трудности в адекватном распознавании или проявления эмоций, что может повлечь за собой проблемы в организации общения, а также привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём «Я», которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Следовательно, следует вызывать у детей проявление живого интереса к социуму, его потребностям, формировать желание искать плодотворные решения конфликтных ситуаций, оказывать поддержку, всегда взаимодействовать, извлекая опыт из неудачного общения. Полученный опыт общения поможет малышу контролировать своё эмоциональное состояние, что в свою очередь, приведёт к дружественному и плодотворному общению с окружающими. Вследствие этого, уже в дошкольном детстве появляется потребность решения этих задач. В данном важном действии становления человека многое определяется тем, как ребенок адаптируется в социуме. Следовательно, необходимость формирования у детей представлений о многообразии человеческих отношений, о правилах и нормах жизни в обществе, вооружение их моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях, является важной и необходимой задачей. Несформированность одного из компонентов школьной готовности является не благоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально - психологической сфере. Таким образом, психологическая готовность к школе ребёнка - это вся дошкольная жизнь. Малыш, который эмоционально сформирован к школе, лучше приспосабливается к учебному процессу и усвоению школьной программы. Первокласснику проще установить общение с учителями и одноклассниками, приобрести друзей и продемонстрировать свои лучшие качества.
Библиографический список
1. Бойкина М. В. Готовимся к школе. Перспектива: программа по подготовке к школе детей 5—7 лет / М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2021. — 143 с. 2. Голикова Н. Формирование мотивационной готовности к школе // Дошкольное воспитание, 2004. - №4. - С.42