Исследовательская и проектная деятельность

Петрова Е.В. Введения технологии «Клубный час» в образовательный процесс для эффективной социализации дошкольника в образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО


Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (13) https://f.almanah.su/13.pdf



Параметры

Содержание

Наименование учреждения
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа № 16 г. Черемхово»
Адрес
665403, Иркутская область, г.Черемхово, ул. Маяковского, 147
E-mail
Shkola16ch@mail.ru
Название проекта
Внедрение технологии «Клубный час» в образовательный процесс для эффективной социализации дошкольника в образовательном учреждении в условиях реализации
ФГОС ДО
Цель проекта
Апробация и внедрение педагогической технологии социализации дошкольников в образовательный процесс
образовательного учреждения. Создание модели работы по направлению социального развития дошкольников.
Задачи проекта
1.       Изучить теоретические подходы к пониманию эффективной социализации дошкольников;
2.       Определить и обеспечить условия реализации технологии «Клубный час» (нормативные, материально-технические, организационно-педагогические, кадровые, информационные);
3.       Разработать методическое сопровождение реализации технологии «Клубный час»;
4.       Обобщить и распространить инновационный опыт реализации технологии в дошкольных образовательных учреждениях г. Черемхово (представив его на семинарах, презентационной площадке, а также в виде публикаций, пособий, печатных изданий, видеоматериалов).
Структура проекта
1. Содержание проблемы
2. Цели и задачи проекта
3. Концепция проекта
4. Ресурсное обеспечение проекта
5. Распределение обязанностей в команде
6. Этапы реализации
7. Ожидаемые результаты реализации проекта
Сроки и этапы реализации
1 этап – организационно- подготовительный (октябрь 2018г.-ноябрь 2018г.)
2 этап – практический (ноябрь 2018-май 2019г.)
3 этап - контрольно-аналитический (июнь 2019 г.)
Ожидаемый конечный результат реализации проекта
Внедрение в образовательный процесс педагогической технологии «Клубный час» для социализации дошкольников.
Повышение показателей социального развития и комфортности детей в образовательном пространстве ОУ (по результатам педагогической, психологической диагностики).
Образовательный продукт
Модель работы по социальному развитию дошкольников. Нормативное обеспечение (положения, приказы), методическое сопровождение: тематическое планирование по технологиям, конспекты, сценарии, паспорта педагогических, детских проектов, обучающее видео и т.д.)
Система организации контроля за
исполнением проекта
Контроль в рамках проекта осуществляет директор МОУ Школа № 16 г. Черемхово Гантимурова Н. А., старший воспитатель Петрова Е. В.

Инновационный проект

«Введение технологии «Клубный час» в образовательный процесс

для эффективной социализации дошкольника

в образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО»

Разделы проекта

Содержание проекта

1.       Общая информация о проекте

1.1.

Автор и разработчик, инновационного проекта
Петрова Елена Владимировна, старший воспитатель

1.2.

ФИО руководителя образовательной организации
Гантимурова Надежда Александровна, директор МОУ Школа № 16 г. Черемхово

1.3.

Участники реализации инновационного проекта
Петрова Елена Владимировна, воспитатель
Горьева Светлана Александровна, воспитатель
Черепанова Светлана Викторовна, воспитатель
Яковлева Татьяна Александровна, младший воспитатель
Барановская Татьяна Николаевна, младший воспитатель
Хотько Евгения Николаевна, медсестра
Дети разновозрастной старшей группы
Родители.

1.4.

Нормативные документы, регламентирующие реализацию инновационного проекта
-Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.20«Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования»;
- Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам дошкольного образования, СаНПиН-2013,;
- Письмо МО и науки РФ от 28февраля 2014 года
«Комментарии к ФГОС ДО»;
- Профессиональный Стандарт педагога (учителя, воспитателя) приказ Минтруда РФ от 18 октября 2013 г. № 544н
- Положение об организации и проведения технологии «Клубный час»

2.       Содержание инновационного проекта

2.1.

Ключевые понятия
Социализация, саморегуляция, решение задач по социально-коммуникативному развитию дошкольников.

2.2.

Цели и задачи проекта
Цель: Апробация и внедрение педагогической технологии «Клубный час» в образовательный процесс образовательного учреждения. Создание модели работы по направлению социального развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи:
1. Изучить теоретические подходы к пониманию эффективной социализации дошкольников;
2. Определить и обеспечить условия реализации технологии «Клубный час» (нормативные, материально-технические, организационно-педагогические, кадровые, информационные);
3. Разработать методическое сопровождение реализации технологии социализации дошкольников;
4. Обобщить и распространить инновационный опыт реализации технологии в дошкольных образовательных учрежденияхг. Черемхово (представив его на семинарах, презентационной площадке, а также в виде публикаций, пособий, печатных изданий, видеоматериалов).

2.3.

Краткое содержание проекта
Реализация современной педагогической технологии «Клубный час» будет способствовать эффективной социализации дошкольников достижению целевых ориентиров социально- коммуникативного развития, заявленных во ФГОС ДО.
Система работы выстроена по следующим направлениям:
- повышение квалификации педагогов организация работы с родителями как субъектами взаимодействия с образовательным учреждением по вопросам социализации детей;
- повышение показателей социального развития и комфортности детей в образовательном пространстве ОУ;
- Сформированная развивающая предметно- пространственная среда в учреждении, способствующая эффективной социализации
дошкольников;
- Повышение показателей удовлетворенности родителей качеством образовательной деятельности ОУ.

2.4.

Основная проблема, обоснование актуальности, научной новизны, практической значимости проекта.
ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013г. N1155г.) в требованиях к образовательной программе дошкольного образования определяет еѐ, как программупсихолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста (п.2.3.).
Среди важных моментов, определяющих своеобразие современной социальной ситуации
можно выделить: чрезвычайную занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребѐнка в семье, освоение детьми информации с помощью цифровых технологий происходит раньше, чем они начинают читать и писать, – в три-четыре года, часто стихийно, без контроля взрослых. Актуальность заключается в том, что несмотря на острую потребность, в системе образования наблюдается дефицит технологий, направленных на социализацию, воспитание личности ребенка. Новизна заключается в том, что внедрение педагогической технологии «Клубный час», которая способствует социализации дошкольников, послужит более эффективному решению задач социально-коммуникативного развития, заявленных во ФГОС ДО. Практическая значимость проекта заключается в том, что при проведении «Клубных часов» организуются различные виды деятельности, способствующие развитию мышления, воображения, фантазии и детского творчества. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, принятия решений, выражения своих чувств и мыслей.

2.5.

Содержание и структура проекта

Содержание и методы деятельности

Продукты инновационной деятельности, прогнозируемый результат

1 этап Организационно- подготовительный (Октябрь 2018г.-ноябрь 2018г.)

1. Создание нормативно правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность в ОУ.
Разработка и утверждение локальных актов (приказы, Положения: «Об инновационной деятельности в ОУ» «Об организации и проведения технологии «Клубный час»»).
2. Изучение теоретических подходов к пониманию эффективной социализации дошкольников. 3.Методическая работа с педагогическим коллективом, направленная на повышение уровня их профессиональной компетентности в вопросах социального развития, в процессе реализации традиционных и инновационных форм обучения (в том числе дистанционных).
Повышение квалификации педагогов по использованию в педагогическом процессе технологий развития саморегуляции поведения и социализации дошкольников.
Проведение семинара «Технология «Клубный час», как современная технология развития личности ребенка», презентационной площадки «Клубный час: практика использования технологии эффективной социализации дошкольников в условиях ФГОС»
4. Информирование родителей воспитанников (лиц, их заменяющих) о цели, задачах, содержании инновационной деятельности (родительские собрания, индивидуальные консультации, сайт ОУ).
Протоколы родительских собраний, консультаций, разработка страницы по инновационной деятельности на официальном сайте ОУ. (Формирование положительного имиджа ОУ. Активное включение родителей в образовательный процесс).
5. Рефлексивный анализ хода первого этапа инновационной деятельности, консультации педагогов, семинары, конференции по обмену опытом экспериментальной работы.
Выявление затруднений, своевременная коррекция деятельности.

2 Этап Практический (ноябрь 2018г. - май 2019г.)

1. Апробация педагогической технологии « Клубный час» образовательном учреждении.
Внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и методов развития саморегуляции поведения, социализации дошкольников: «Клубный час».
Отчет об инновационной деятельности с указанием направлений работы и результатами.
2. Формирование пакета учебно- методической документации по реализации технологии.
Разработка тематического планирования, конспектов, сценариев по технологии «Клубный час» Создание банка видео и мультимедийных презентаций НОД, досуговых мероприятий и др.
3. Распространение результатов внедрения технологии
Презентации, мастер-классы, доклады, (на муниципальном, региональном, федеральном уровнях). Публикации, издание методических пособий (планы, конспекты, сценарии, образцы образовательного пространства и т.д.)
4. Информационно мотивационная работа, связанная с ознакомлением педагогической, родительской общественности с ходом и результатами эксперимента
Протоколы родительских собраний, консультаций, пополнение информации на страницах официального сайта ОУ и т.д. Формирование положительной мотивации участников инновационной деятельности к реализации поставленных задач. Формирование положительного имиджа ОУ. Активное включение родителей в образовательный процесс.

3 Этап Контрольно- аналитический (май-июнь 2019г.)

1. Итоговый мониторинг количественных и качественных показателей, характеризующих эффективность: -реализации форм и методов развития саморегуляции, социализации дошкольников; -системы мониторинга развития социально-психологических процессов. Подготовка отчетных документов об итогах деятельности. Предполагаемые результаты: Повышение качества образовательной деятельности: использование педагогами современной технологии - модели взаимодействия с родителями и социальными партнерами при реализации педагогической технологии «Клубный час».
Подготовка отчетных документов об итогах деятельности экспериментальной площадки. Предполагаемые результаты: Повышение качества образовательной деятельности: - использование педагогами современных технологий социализации, развития саморегуляции поведения дошкольников; -развивающая предметно пространственная среда в учреждении способствует эффективной социализации дошкольников; - повышение показателей развития и комфортности детей в образовательном пространстве ОУ (по результатам педагогической, психологической диагностики); - повышение показателей удовлетворенности родителей качеством образовательной деятельности ОУ
2. Подготовка предложений по дальнейшему использованию результатов проекта.

3.       Ресурсное обеспечение инновационной деятельности

3.1.

Мотивационные условия
Главная цель работы педагогических коллективов - помощь ребенку в познании себя, своего внутреннего мира, поиска своего места в системе социальных отношений, окружающем мире, природном и социокультурном окружении в условиях внедрения ФГОС ДО

3.2

Научно-методические условия
Результатом предшествующей работы ОУ стали разработки:
1. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие/Н.П. Гришаева. – М.: Вентана-Граф, 2015г.
2. Педагогическая технология «Клубный час», как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе. Гришаева Н.П., Струкова Л.М., 2013г.
3. Проблемы социализации детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Гришаева Н.П., 201 Повышение качества деятельности: - использование педагогами современных технологий социализации, развития саморегуляции поведения дошкольников

3.3.

Кадровая подготовка педагогических работников
Необходимо отметить стабильность, устойчивость педагогического коллектива, что позволяет организовать преемственность накопленного опыта и традиций. Внедрение инновационных технологий способствует стабильному развитию и совершенствованию профессионализма педагогических работников и бесспорно является гарантией повышения качества образовательной и оздоровительной работы с детьми.

3.4.

Информационное сопровождение инновационной деятельности
Требования профессионального стандарта педагога к информационной компетентности воспитателя. Перспективные направления развития информационной и образовательной среды ОУ.
- Ресурсы сайта ОУ как инструмента управления, инструмента образовательной деятельности и инструмента приближения образовательных услуг к потенциальному потребителю. Нормативное обеспечение функционирования сайта.
- СМИ, информационно-консультационный материал (буклеты, пособия, сборники).
- Участие ОУ, педагогов ОУ в конкурсах, конференциях различного уровня.
- участие в семинарах и конференциях Российского и международного уровней по проблемам социализации и социально-коммуникативного развития дошкольников;
- публикация статей по использованию культурных практик в социально-коммуникативном развитии дошкольников в профессиональных изданиях;
- разработка методических рекомендаций по проектированию культурных практик в социально-коммуникативном развитии дошкольников для реализации ООП ДО.

3.5.

Ожидаемые показатели эффективности инновационной деятельности

Показатели достижений в педагогической деятельности: овладение детьми универсальными культурными умениями

Универсальные культурные умения

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

1.Свободные практики детской деятельности

Владеет основными культурными способами деятельности; самостоятельно действует (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности);выражает индивидуальное предпочтение видам деятельности.
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

2.Практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом

Откликается на эмоции близких людей и друзей; умеет договариваться, со сверстником, контролировать свои действия; делится своими мыслями, переживаниями, мечтами; сопереживает неудачам и радуется успехам других
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себе, старается разрешать конфликты

3.Практики игрового взаимодействия

В сюжетно-ролевой игре разыгрывает события из личной жизни, дополняя и приукрашивая действительность желаемым; согласовывает свои действия с действиями партнеров по игре; следует различным правилам и социальным нормам.
ребѐнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться различным правилам и социальным нормам

4.Коммуникативные практики

инициативен в общении; использует различные речевые формы: описания, повествования, рассуждения; адекватно использует невербальные средства общения
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности

5.Культурные практики здорового образа жизни

владеет основными движениями; контролирует и управляет ими
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими

6.Культурные практики формирования поведения и отношения

владеет конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; основными культурно-гигиеническими навыками, соблюдает правила безопасности поведения
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасности поведения и личной гигиены

7. Культурные практики познания мира и самопознания

самостоятельно интересуется природными объектами и явлениями, задает вопросы; рассказывает о себе, своих увлечениях, переживаниях; обладает элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории и т. п.; владеет знаниями о своем городе, имеет первоначальные представления о государстве; использует свои знания и умения в различных сферах действительности.
ребѐнок проявляет любознательность, задаѐт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живѐт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности

3.6.

Показатели достижений в управленческой деятельности
1.       Повышение компетентности педагогов в вопросах использования современных технологий эффективной социализации дошкольников;
2.       Повышение компетентности родителей в вопросах социализации детей;
3.       Повышение уровня социальной активности и педагогической культуры родителей;
4.       Создание разработанного комплексно-тематического плана мероприятий социально-коммуникативному развитию воспитанников посредством использования современных технологий;
5.       Создание тематического и дидактического материала;
6.       Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации индивидуализации детей;
7.       Разработка содержания комплексного проектирования культурных практик для успешной реализации задач познавательного и социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста;

Петрова Елена Владимировна, старший воспитатель, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 16 г. Черемхово», Россия, г. Черемхово.
2018