Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Шишкина Л.Г., Наставникова Т.А. Формирование культуры здоровья у воспитанниц объединения «Аэробика»

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf


В преамбуле к Уставу Всемирной организации здравоохранения сказано, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Культура здоровья представляет собой одну из важнейших составляющих общечеловеческой культуры и решает задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека, его оптимальной адаптации в социальной среде.
Индивидуальное здоровье ребенка, как и взрослого человека, состоит из трех основных компонентов:
а) социальное здоровье (благополучие);
б) духовное (нравственное) здоровье;
в) физическое здоровье.
Социальное благополучие детей, важнейший компонент образования и воспитания обучающихся, – это способность адекватно реагировать и контактировать с обществом, то есть общаться со сверстниками, семьей, и с другими людьми, которые нас окружают. Социальное здоровье тесно связано с духовным здоровьем человека.
Духовное здоровье – здоровье нашего разума, которое зависит от системы мышления, степени познания окружающего мира и ориентации в этом мире; умения адекватно определить свое положение в окружающей среде, свое отношение к какому-либо лицу, вещи, области знаний.
Духовное здоровье достигается за счет умения:
- жить в согласии с собой, родными, друзьями и другими членами общества;
- прогнозировать различные ситуации, влияющие на жизнь;
- разрабатывать и оптимально адаптировать модель своего поведения применительно к окружающей среде.
Физическое здоровье – это здоровье нашего тела. Физическое здоровье зависит от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены, безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать, отказа от употребления алкоголя, наркотиков, курения.
Но, когда мы с вами начинаем беседовать с детьми о культуре здоровья, то обычно получаем одинаковые ответы о здоровом образе жизни без вредных привычек и систематических занятиях спортом. Данную проблему ограниченного уровня знаний о культуре здоровья мы стараемся решать на занятиях объединения «Аэробика».
Для формирования опыта получения и применения знаний оптимальным, на наш взгляд, является проектно-исследовательская деятельность учащихся, в которой интегрируются и находят свое творческое применение самые разнообразные знания и умения.
Наиболее актуальным в подростковом периоде является внешность, которой подростки особенно пристально уделяют внимание и, чаще всего, ей недовольны. Девушки, занимающиеся аэробикой, также переживают кризисное недовольство своей внешностью, особенно фигурой.
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, воспитанницам 4 и 5 года обучения было предложено разработать проект по моделированию своей фигуры. Получив согласие девушек, совместно с ними был разработан проект «Путь к совершенству». Начали мы с понятия «женская красота», воспитанницы подготовили презентации, которые были посвящены канонам красоты в разных эпохах, обсудили современные каноны красоты и познакомились методикой измерения параметров тела человека.
В качестве домашнего задания девушкам было предложено измерить свои параметры: рост, вес, объем груди, талии, бедер, и результаты измерений зафиксировать в «Дневнике красоты».
На следующем занятии все участницы разделились на группы с учетом имеющихся проблем. В результате образовалось три группы:
– девушки с проблемами лишнего веса;
– девушки, у которых необходимо откорректировать объем талии;
– девушки, у которых необходимо откорректировать объем бедер.
Согласно обозначившимся проблемам, была определена цель нашего проекта: корректировка веса и моделирование фигуры с помощью определенных комплексов упражнений и питания.
Каждая группа получила задания: разработать проект комплекса упражнений для коррекции фигуры с учетом конкретной проблемы, составить меню на день с учетом суточного потребления калорий для девушек 15-17 лет.
Время на разработку проекта было ограничено одним месяцем. При проектировании воспитанницы пользовались методом аналогии, так как комплексов упражнений очень много, и путем творческой переработки уже известного дети смогли решить поставленную перед ними задачу.
Через месяц каждая группа продемонстрировала свой комплекс упражнений для коррекции проблемных зон. Жаркие споры разгорелись после презентации различных вариантов сбалансированного меню, так как подростки больше опирались на мнение авторов из сети интернет, чем на научные данные. Тем не менее, ученицами был определен оптимальный набор продуктов и разработано меню на неделю.
Со второй четверти началась реализация проекта с обязательной фиксацией полученных результатов в «Дневнике красоты».
К концу учебного года на этапе завершения проекта была проведена итоговая защита проекта и представлены результаты, демонстрирующие положительную динамику изменений.
При итоговой рефлексии все без исключения воспитанницы пришли к выводу, что заниматься проектной деятельностью им понравилось, заниматься группой при решении каких-либо проблем эффективнее, и они намерены и дальше выполнять комплексы упражнений и вести свои «Дневники красоты». Кроме того воспитанницами было предложено продолжить проект на следующий год, для закрепления и достижения новых результатов. Яркой завершающей точкой данного проекта стал конкурс «Весеннее преображение».
Вопросу социального благополучия детей была посвящена исследовательская работа по проблеме сформированности (или несформированности) уровня социальной компетенции обучающихся объединения «Аэробика».
Сейчас в рамках социализации обучающихся большое значение придается гендерному воспитанию, которое является основой формирования социальной компетенции. Основным контингентом объединения являются девочки, поэтому в своей работе я использую принцип гендерности.
Согласно этому принципу в воспитании мальчиков акцент нужно делать на такие качества, как будущий отец, глава семейства, «добытчик», защитник; девочек – будущая мать, хранительница семейного очага, хозяйка дома, воспитательница детей. В этом случае у детей воспитывается социальная ответственность мужчины и социальная ответственность женщины.
Для определения уровня сформированности социальной компетенции использована методика, представленная в журнале «Директор школы» за 2012 год, № 3, автор Молчанов С. Данная методика проводится в несколько этапов.
На первом этапе обучающимся было предложено выбрать из таблицы 10 женских позитивных качеств, которые они бы хотели видеть в своей сверстнице. Исследование проводилось в 2-х группах. Возрастной состав первой группы – 9-10 лет, второй – 12-14 лет.
Таким образом, мы получили несколько наборов социальных компетенций, специфичных для каждой группы опрашиваемых и ответ на вопрос, какими качествами хотели бы обладать мои ученицы. Этот перечень, с одной стороны – их социальный заказ педагогу, то есть мне, с другой стороны – содержание социализации. В то же время этот перечень являлся основой экспертных листов для взаимной оценки обучающихся социальной компетентности друг у друга. Это оценивание и являлось вторым этапом в данной методике.
В результате обработки данных была получена интереснейшая информация:
Во-первых, полученные данные позволили нам выявить, какие качества (социальные компетенции) дети считают наиболее важными для себя.
Во-вторых, определилась степень выраженности этих компетенций.
В-третьих, тестирование показало, на формирование каких социальных компетенций в дальнейшем необходимо обратить внимание.
В-четвертых, в результате внутригруппового оценивания у нас сформировалось представление о социальном статусе каждой девочки в группе.
Удивительно, но мнения детей не совсем совпали с нашими выводами и, учитывая процент разногласий, пришлось призадуматься и более внимательно присмотреться к детям!
Мы уверены, что проводя повторно это исследование, на лицо будут изменения в оценке гендерных качеств у воспитанниц друг к другу, да и в группе в целом. Опыт продолжается.
Следующим этапом в работе мы видим привлечение к исследованию родителей своих учениц. Это предоставит не только дополнительную возможность общения подростков и их родителей, но и позволит мамам осмыслить соответствуют ли они тем эталонам гендерных (женских качеств), которые выбрали их дети.
Работа в расширении знаний о здоровом образе жизни не ограничивается реализацией проектов и исследований. Круг мероприятий обширен: это и игровые тренинги на укрепление самооценки, улучшение взаимоотношений в коллективе. Это и дискуссионный клуб, в котором обсуждаются темы семейных ценностей, красоты и здоровья. С целью формирования умения позитивно и активно отдыхать традиционно проводятся спортивно-оздоровительные программы на городских площадках, в бассейне и выездах на базу профилактория «Чайка».
Наша работа по формированию культуры здоровья, в том числе женского здоровья, еще не завершена, так как данная тема многогранна и долгосрочна. Тем не менее, на данном этапе мы пришли к выводу: педагогический смысл работы по духовно-нравственному воспитанию в процессе формирования культуры здорового образа жизни состоит в том, чтобы помогать детям, продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Список литературы:
Горбунова Е. Е. Роль духовно-нравственного воспитания в формировании культуры здоровья школьников // Молодой ученый. – 2016. – №5. – с. 673-676. – URL https://moluch.ru/archive/109/26327/.
Карлей Ю. Г. Особенности психологического здоровья подростков, совершивших преступления // Молодой ученый. – 2016. – №1. – с. 639-642. – URL https://moluch.ru/archive/105/24598/.
Кемалова Л.И., Романова В.Р. Социальное здоровье молодежи //Электронный научно-теоретический гуманитарный журнал «Духовная ситуация времени. Россия XXI век». –2016 – №6. – с.16-17.
Молчанов С. Управление воспитанием: приоритет – доверие школьникам //Директор школы. – 2012. – № 3. – с.73-81.
2019