Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Кузнецова О.А. Нетрадиционные уроки

Библиографическое описание:

Кузнецова О.А. Нетрадиционные уроки // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.

В современных условиях учитель должен стать организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, консультантом и помощником ученика. Профессиональные умения учителя должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний.

Поиск новых форм и приемов обучения в наше время – явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие каждого ученика в процессе работы, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию нетрадиционных форм обучения.

В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм урока. Первый подход трактует нетрадиционные формы урока как отход от четкой структуры комбинированного урока и сочетание разнообразных приемов. То есть, основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. А это, прежде всего шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Второй подход трактует нетрадиционные формы урока, как инновационные, современные формы урока, появившиеся в последнее время и имеющие широкое распространение в современной школе. Что же касается научной литературы, то здесь прослеживается тенденция рассматривать нетрадиционные формы урока как формы интерактивного обучения или учебные занятия в «режиме интерактива» (от английского слова interaction – взаимодействие).

Существуют и другие трактовки. Г.В.Селевко рассматривает нетрадиционные формы урока как «технологии», «нетрадиционные технологии урока». Он характеризует их как «основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методах» [2].

По мнению Г.В.Твердомед, «Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Нетрадиционный урок необычен по замыслу, организации и методике проведения.» [47,с.20].

«Не совсем обычным» представляет нетрадиционный урок Кульневич, «потому что его широкое использование в методической литературе отличается от традиционной организации обучения только внешними, процессуальными средствами активизации познавательной активности» [3].

Взгляды специалистов на нетрадиционные уроки расходятся. Одни видят прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учащихся, не желающих и не умеющих серьезно учиться. Но все же «учение с увлечением» оформилось в серьезную педагогическую практику в опыте учителей-новаторов. Обратившись к увлекательной стороне знаний, они преодолели сложившийся шаблон в проведении обычных уроков, вызывающих у школьников равнодушие к учебе, откровенную скуку.

Что же дает применение таких нетрадиционных уроков в учебно-воспитательном процессе? Такие формы уроков в обучении и воспитании предполагают:

· использование коллективных способов работы учащихся;

· привитие интереса к предмету, избранной профессии;

· развитие умений и навыков самостоятельной работы, стремление к творческому поиску. Материал, преподнесённый в новой форме, воспринимается не в сухой форме, а как информация, заставляющая задуматься, понять и запомнить;

· при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал, находят удивительные факты, вопросы, сочиняют стихи, песни на определённую тематику;

· активизацию деятельности учащихся. Это уже не простые слушатели, а активные участники учебно-воспитательного процесса;

· овладение способами управления коллективной деятельностью;

· становление новых отношений между преподавателем и учащимся;

· оценку деятельности учащихся их друзьями, товарищами по учёбе.

Разнообразие содержательных модулей образовательной области «Технология» способствует формированию у учащихся положительной мотивации к учению, развитию их творческих способностей.

На урок технологии школьники впервые приходят в 5 классе. И учителю сразу же необходимо увлечь и заинтересовать каждого ученика, чтобы они не только не потеряли интерес к предмету, но и сами стремились к получению новых знаний и умений. Необходимо использовать игровые элементы и нетрадиционные формы занятий.

Целью нетрадиционного обучения является обеспечение личностно – деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленного на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. Это уроки – соревнования, конкурсы, викторины и т. п.

Учителю необходимо потрудиться, чтобы нетрадиционный урок был не только интересен, но и полезен учащимся. Он не должен быть единичным и случайным в учебно-воспитательном процессе. Главная цель таких уроков – самостоятельная деятельность учащихся по повторению старых знаний и добыванию новых.

Нетрадиционные формы занятий по технологии реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или раздела, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создаёт атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы занятий по технологии осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с непременным использованием всех средств наглядности. На таких уроках удаётся достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

· осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определённой теме или разделу;

· обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьёзное отношение учащихся к уроку;

· предусматривается минимальное участие на уроке учителя.

Нетрадиционные уроки отличают высокая активность учащихся, эмоциональная атмосфера сотрудничества, использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной работы. Подготовка к таким урокам способствует развитию у детей фантазии, выявлению способностей.

Уроки технологии - особые уроки. На них, как ни на каких других, в силу специфики предмета учитель близок к ученику. Он стремится любую работу сделать максимально индивидуальной. Ну а если из урока в урок учитель пробуждает мысль у детей, если они с нетерпением ждут урока и на занятиях нет равнодушных и скучающих глаз, значит, можно сказать: «Усилия педагога потрачены не напрасно».

Библиографический список1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. Вторая часть, 2001.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М; 1999.

3. Твердомед Г.В. Нетрадиционные формы работы// Специалист, 1999.- № 1.- С.19-21.
2023