Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Федосеева Н.Д. Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарной математической деятельности для детей старшей группы «День рождения куклы Даши»

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (28) https://f.almanah.su/28.pdf

Обучающие задачи: совершенствовать навыки счета в пределах и упражнять в счете по образцу; познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 10; продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть; учить определять длину ленточек на основе их сопоставления с помощью третьего предмета (условной меры); совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
Развивающие задачи: развивать у детей логическое мышление, внимание, любознательность, воображение.
Воспитательные задачи: воспитывать познавательный интерес к математике.
Методическое оборудование: кукла Маша, 2 ленточки разной длины, картонная полоска, контур платьица на каждого ребенка, математические наборы на каждого ребенка, прямоугольная скатерть, бумажные салфетки прямоугольной формы и ножницы на каждого ребенка, цифры от 1 до 10 дидактическая игра «Геометрическое лото»

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, вы знаете, я сегодня, придя в группу, обнаружила грустную куклу Машу. Сегодня у ее подруги Даши день рождения, а она так заигралась вчера с девочками, что обо всем забыла. Ей же надо собраться, да подарок не забыть! Поможем Маше? (ответы детей)
Воспитатель: С чем ассоциируются у вас слова – день рождения! (дети дают ответы, а воспитатель выставляет картинки – торт, подарки, фейерверки, друзья, аниматоры, хороводная игра «Каравай», пожелания имениннику, угощения).
Воспитатель: А посмотрите на обратной стороне этих картинок – задания, выполним их? (ответы детей)
Воспитатель предлагает задания дети выполняют:
1)       Посчитайте хором от 1 до 10; от 10 до 1;
2)       Саша посчитай от 3 до 7;
3)       Семен посчитай от 10 до 5;
4)       Влада посчитай от 5 до 9;
5)       Амалия назови соседей числа 3;
6)       Леша назови соседей числа 7;
7)       Даниэль назови соседей числа 9.
Воспитатель: Молодцы! Да, действительно, все это является неотъемлемой частью дня рождения. Посмотрите на Машу, она уже улыбается и уверенна, что мы справимся с поставленной задачей!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у меня? (ленточка) А для чего она нужна? (ответы детей) Наша куколка Маша утром еще не причесывалась, давайте повяжем ей ленточку в косу? (ответы детей) А вот Маша мне по секрету сказала, что хочет Даше подарить два красивых банта. Для их изготовления нужны две ленты одинаковой длины. Одна ленточка у нее есть, а как сделать пару такой же длины? (сложить пополам и разрезать, сравнить длины). У меня есть условная мера – картонная полоска определенной длины, давайте с ее помощью отмерим длину ленты и отрежем, сравним с длиной первой ленточки. Ангелина выходи ко мне, помоги мне выполнить это задание. Вот, Маша, держи ленточки и иди, готовь свой подарок. (Воспитатель уносит куклу с ленточками)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, Маша утром не обнаружила на своем платье 10 пуговиц. Давай ей поможем украсить платье кружочками-пуговицами одинакового цвета из математического набора? Каждый возьмите, пожалуйста, 10 кругов и положите на столе по правую сторону от себя в один ряд. Теперь перед собой положите контур платьица. Перекладывая по одной пуговице, мы будем пришивать их на платье кукле Маше, хорошо? Сколько пуговиц лежит справа от вас? (10) Одну пуговицу положите слева от прямоугольника, от вас. Сколько пуговиц осталось? (9) Сколько убрали? (1). Давайте сделаем заключение: 10 без одного будет 9. И так далее до двух. Вывод: уменьшая каждое число на один, называем предыдущее число при счете! Спасибо Вам ребята, за помощь Маше, теперь такая нарядная она может пойти на именины. (Воспитатель возвращает куклу с двумя красивыми бантами)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие восхитительные банты смастерила Маша! Чудесно! (Воспитатель подносит к своему уху куклу и делает вид, что кукла говорит ей на ухо) Вы знаете, сейчас Даша позвонила Маше и просит её помочь прийти накрыть на стол. Но вот беда скатерть на стол у нее одна, а стола два. Как помочь Даше? Что сделать Маше? (дети предлагают способы деления прямоугольной формы на два квадрата) Иди Алиса, покажи Маше как это сделать! (Алиса складывает скатерть пополам так, чтобы короткие стороны совпали, затем разрезает по линии сгиба пополам и проверяет равенство полученных скатертей). Сколько было скатертей? Сколько стало? Как можно назвать каждую часть? (половина) А можно еще сказать – одна вторая. Что больше: целое или часть? Что меньше: часть или целое? Вот возьми Маша и отнеси Даше эти скатерти, сервируйте стол к приходу гостей!
Воспитатель: А давайте таким способом нарежем салфетки для украшения стола на Дашино торжество?
Самостоятельная работа детей по аналогичному способу разделить одну прямоугольную салфетку на две равные: отрезают и относят кукле Маше
Воспитатель: Послушайте, а все-таки какие вы молодцы! Пора немного отдохнуть и поиграть. Выходите на центр группы! Разделимся на две команды «Пассажиры» и «Водители». «Пассажиры» - Дашины гости, которых надо доставить к ней на день рождения. Машу мы тоже возьмем с собой, она же приглашена на торжество. Им я раздаю определенное количество кругов. «Водители» - таксисты, которые должны забрать пассажиров от дома с определенным номером, соотнести цифру и количество кругов и доставить к Даше. (Воспитатель выставляет куклу Дашу)
Воспитатель: Здравствуй, Даша! Мы от всей души тебя поздравляем с днем рождения!
(Маша дарит подарок, и воспитатель завязывает банты кукле Даше).
Воспитатель: Ребята, Даша, предлагает нам остаться на дне рождения и поиграть в дидактическую игру «Геометрическое лото». Садитесь за столы: первый стол развернитесь ко второму и у нас образуется 4 подгруппы. Вот карта. В центре каждой находится геометрическая фигура: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Выполните следующее задание – карточками с изображением предметов соответствующей формы, находящимися на этом свободном столе, закройте пустые квадраты карты. Раз, два, три, начало игры! (музыкальное сопровождение, выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание)
Воспитатель: А теперь докажите, что вы правильно выполнили задание! (дети обосновывают свое решение)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на Машу! Она счастлива, красива, грусть куда-то подевалась, почему? (ответы детей) Какую помощь вы оказали ей? (ответы детей) Подведем итог нашего занятия, какие задания для вас были легкими, а какие вызвали затруднения? (ответы детей)
2020