НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Гетманова И. Н. Современный подход к организации учебного процесса в работе с одаренными детьми

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf


Проблема одаренности человека занимала с давних времен. Еще в античную эпоху зародились понятия, как «гений», «талант», которые вплоть до XІX века прочно утвердились в научных трактатах.
В античные времена некоторые философы полагали, что талант- это «божий дар». К таким философам относились Платон, Сенека, Демокрит. Согласно античным философам «одаренный» или «гениальный» человек обладал истинным знанием.
В Средние века понятием «одаренность» обозначались врожденные дарованные Богом способности. В данный период считалось, что одаренность либо присуща человеку, либо ее нет. Специально развитием одаренности никто не занимался. К одаренности интерес появился в эпоху Возрождения вместе с интересом к творчеству. Эпоха Возрождения дала миру титанов мысли таких, как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Мишель Монтень, Николай Коперник, Вильям Шекспир и др. Появление в эпоху Возрождения огромного количества одаренных и гениальных людей у многих философоввызвал вопрос: «Что есть одаренность и гениальность?». Ответа на эти вопросы единого найдено не было.
Только на рубежеXІX и XX веков началось создание концепции одаренности. Выдающийся английский ученый Френсис Гальтон первым попытался доказать в книге «Наследственность таланта, ее законы и последствия», что выдающиеся способности являются результатом действия наследственных факторов. В дальнейшем было установлено, что одаренность во многом зависит от воспитания, условия получения образования, жизненного уровня и других факторов в жизни человека. Одним из первых в отечественной науке определения понятия «одаренность» дал в 1940 году Борис Михайлович Теплов в своей статье «Способности и одаренность». По мнению Бориса Михайловича, одаренность следует понимать как своеобразное сочетание способностей и фактов среды, от которых зависит возможность достижения успеха. В настоящее время широко используются понятия, как индивидуальность, одаренность, талант, одаренные дети и детская одаренность.
Прежде чем говорить об организации работы с одаренными детьми мы должны знать: Что такое одаренность? Кто такой одаренный ребенок? Как в современных условиях выявить и организовать работу с одаренными детьми?
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями. Особое значение здесь имеют собственная активность ребенка, психологические механизмы саморазвития личности, которые лежат в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Одаренные дети обладают отличной памятью, которая развита на ранней речи и абстрактным мышлением. Эти дети отличаются способностью классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Умениеверно ставить вопросы и большой словарный запас чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью, а трудности не заставляют их отклоняться. Одаренного ребенка отличает повышенная концентрация внимания на чем- либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая ему интересна. Работа с одаренными детьми требует много времени и усилий, как со стороны родителей, учителей и самого ребенка. Показателем одаренности учеников является результат участия в олимпиадах. Бобров А. ученик 9 класса, Победитель- Диплом Муниципальный этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии 2016г.; Бобров А. ученик 10 класса, Победитель - Диплом, Муниципальный этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике 2017г.; Бобров А. ученик 11 класса, Победитель- Диплом, Муниципальный этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике 2018г.; Бобров А. ученик 11 класса, Призёр- Диплом, Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике 2018г.; Бобров В. ученик 11 класса, Призёр - Диплом, Муниципальный этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике 2018г. Бобров А. ученик 11 класса, Призёр- Диплом 2 степени, Интернет - олимпиады школьников по физике 2018г.;Лесная Л. ученица 8 класса, Победитель- Диплом, Муниципальный этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии 2018г.; Вегера А. ученица 8 класса, Призёр - Диплом, Муниципальный этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике 2019г.; Вегера А. ученица 8 класса, Победитель- Диплом, Муниципальный этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии 2019г.;
Организуя свою деятельность на уроках физики, для работы с одаренными детьми я предусматриваю:
а) реализацию личностно – ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
б) создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого– педагогических исследований;
в) изучение факторов психолого – педагогического содействия процессам формирования личности;
г) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.
В работе с одаренными детьми на уроках физики я выделяю несколько принципов педагогической деятельности.
1 принцип - максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности,
2 принцип - возрастания роли внеурочной деятельности,
3 принцип – индивидуализации и дифференциации обучения,
4 принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя,
5 принцип –свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
Для реализации данных принципов при изучении физики я использую следующие идеи. Идея опоры, где важно акцентировать внимание и показать их роль. В дальнейшем дети не только используют готовые опоры, но и стремятся к созданию своих новых опор, позволяющих усваивать материал на более глубоком уровне. Через процесс изучения отдельного физического явления – к пониманию познаваемости мира; через биографию ученого – к раскрытию специфики работы физиков прошлого и настоящего; через решение конкретной задачи - к умению анализировать и решать не только разнообразные учебные, но и жизненные проблемы. Физика обладает богатым материалом для иллюстраций и разъяснения принципа единства и борьбы противоположностей. Идея перспективы – её сущность заключается в системе подготовке учащихся к восприятию наиболее трудных к восприятию тем путем включения некоторых вопросов из них в текущий материал. Такой прием позволяет переключать внимание учащихся и благодаря неожиданности стимулирует умственную деятельность. Опыт работы показывает, что большие возможности для развития одаренных детей, их мышления и творческих способностей дает организованная в школе внеклассная работа и работа по методу проектов или проектная деятельность. Метод проектов включает в себя исследовательскую деятельность учащихся. Исследования проводимые учащимися во внеурочное время, позволяют осуществить свободный поиск нужной информации; регулярные наблюдения и измерения формируют умения учащихся самостоятельно работать. Метод проектов позволяет учащимся ставить и решать собственные задачи, завершающихся созданием продукта их труда. Используя в своей работе компетентностно – ориентированный подход к обучению, в основе которого лежит активизация познавательной деятельности учащихся, превращающая ученика из объекта в субъект образовательной деятельности. Предмет «физика» с использованием метода проектно – ориентированного обучения дает мне возможность воспитывать выпускника, способного успешно самореализоваться в условиях динамического развития социальных отношений общества. Оптимальным средством формирования и развития коммуникативныой компетентности школьников, по моему мнению, является, интерактивное обучение и метод проектов. При организации проектной деятельности учащихся я использую различные типы проектов. Учащиеся с удовольствием создают интегрированные естественно – научные проекты. Работая над исследовательским проектом, ученики имеют четко обозначенную исследовательскую проблему. Внедряя практико – ориентированный проект, ученики используют в работе научные методы, обязательным условием является интегрированность знаний (создание измерительных или регистрирующих приборов, игр, моделей). У школьников особый интерес вызывает работа над информационными проектами, направленными на сбор информации о каком-то объекте, участники проекта знакомятся с информацией, анализируют её и обобщают. В течении трех лет были выполнении проекты: «Трение», «История создания тепловых машин»,«Большая экономия инвестиций или как избежать ненужных потерь», «Влияние электромагнитных волн на организм человека», «Влияние Луны на организм человека» (Страшко П.- Победитель XІX Всероссийской Олимпиады «Созвездие-2018». г.Королев, руководитель проекта учитель физики Гетманова И.Н.), «Влияние солнечной активности на здоровье и психоэмоциональное состояние человека» (Вегера А.- Победитель краевого этапа XXІ Всероссийской Олимпиады «Созвездие-2020г. Ставрополь, руководитель проекта учитель физики Гетманова И.Н.)
Использование информационно – коммуникативных технологий позволяет мне развивать у школьников интеллектуальную сферу, особенно такие качества как сообразительность и критичность мышления, воображение, умение концентрировать внимание, познавательные умения и умения учиться. Вместе с тем активно развивается не только интерес к учению, но и такие качества как мотивация достижения, стремление к поиску. Информационные технологии обучения позволили мне активизировать учебный процесс. Я считаю, что основная цель обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге - стать Человеком. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может еще не проявившейся, а так же просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачек в развитии их способностей, является одним из главных направлений учителя.

Библиографический список

1.       Азарова Л.Н. Работа с одаренными детьми. М., 2010.
2.       Савенков А.И. Проблемы и психология детской одаренности. М., 2010.
3.       Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М., 2000.
4.       Панютина Н.И. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми. – Волгоград: Учитель, 2007.
2020