Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Атменеева Е.С. Особенности здоровьесберегающих компонентов в детском саду

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


Здоровье ребёнка- одна из наиболее главных проблем современного мира. Потенциал здоровья заложен в генофонде каждого человека и передаётся по наследству. Не только от природной, но и социальной среды обитания зависит реализация этого потенциала. Здоровье-это способность организма противостоять воздействию инфекции, физических, химических и психических факторов. По состоянию организма делят на оптимальное (благополучное) и экстремальное (болезнь). Физическое состояние каждого ребёнка зависит от уровня двигательных качеств, от возможностей отдельных систем организма, от особенностей физического развития. Индекс здоровья - это показатель здоровья, выраженный ни разу не болевших за календарный год (с января по январь). Исследование физического развития детей в ДОУ проводятся по единой унифицированной методике путём антропометрических исследований. Проведение иммунологического скрининг-анкетирования позволяет выявить «группу риска» развития иммунологических нарушений. Ещё проходят адаптационно – оздоровительные мероприятия: утепление окон для исключения сквозняков (привлекаем родителей); привод детей одетыми строго по сезону; педагоги заинтересовывают и отвлекают каждого от воспоминаний о доме; домашний режим соответствует режиму ДОУ в воскресенье и праздники; в течение месяца смазывают крылья носа оксалиновой мазью 2 раза в день (утром и вечером); термометрия. Очевидна необходимость принятия мер с раннего возраста к сохранению и укреплению здоровья детей. Активная профилактическая вакцинация взрослых и детей проводится в разные периоды жизни, направленная на выработку общего специфического иммунитета. Под неспецифической иммунопрофилактикой подразумевается «закаливание организма». Закаливающие процедуры бытового плана: умывание, полоскание рта и горла водой, дневной сон в проветренном помещении (сад оборудован отдельными спальнями), прогулка, создание пульсирующего микроклимата (переход из солнечной стороны на теневую и наоборот или периодические перемещения из тёплого помещения (спальня) в более холодное (групповая). К закаливанию относится утренняя зарядка с элементами дыхательной гимнастики (воспитатель и инструктор по физической культуре обращают внимание, чтобы дыхание было носовое: так как при дыхании ртом происходит пересыхание и переохлаждение глотки и гортани, возникают простудные заболевания дыхательного тракта. Для улучшения внешнего дыхания включают «звуковую гимнастику». Все виды гимнастик это – специально подобранные физические упражнения и научно разработанные методические положения, направленные на оздоровление детей. Проводить закаливание нужно лишь при полном здоровье и с положительным эмоциональным настроем. Плановое физкультурное развитие двигательных навыков и координации движений детей проводятся в соответствии с программой. Цель – оздоровление. Оздоровительные задачи направлены на формирование правильной осанки, формирование изгибов позвоночника, своевременное окостенение опорно – двигательного аппарата, укрепление связочно – суставного аппарата, развитие гармоничного телосложения. Для этого используют: облегчённая форма одежды, оптимальный температурный режим в зале, воздушный душ. К формам организации двигательной деятельности детей в ДОУ относится: воспитательно– образовательный комплекс разнообразной деятельности, физическое развитие, физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня, самостоятельная двигательная деятельность, активный отдых. Подбор физических упражнений осуществляет инструктор по физической культуре, учитывая функциональный, анатомический и физиологический принципы. В структуру НОД по физическому развитию обязательно включены общеразвивающие упражнения, именно они направлены на общее оздоровление всего организма и способствуют укреплению и развитию отдельных групп мышц, формированию правильной осанки, улучшению дыхания, кровообращения, всех обменных процессов, деятельности центральной нервной системы м и развитию психофизических качеств детей. Все общеразвивающие упражнения включают: приседания, наклоны головы и туловища, повороты головы и туловища, его прогибание, поднимание, опускание и сгибание рук и ног. Для того, чтобы ослабить наступающее утомление проводят физкультминутки. Это кратковременные упражнения, требующие интеллектуального напряжения. Обязательным элементом в каждой физкультминутке у детей с 5 лет появляется точечный самомассаж 2-3 активных точек на лице-акупрессура (метод самолечения). В каждой группе ест карточки с текстами игр, физкульминуток. В МБДОУ Детский сад №1 «Росинка» работает плавательный бассейн – одна из оздоровительных процедур. С детьми проводят разминку в галерее бассейна, включая общеразвивающие упражнения для разогревания организма, в бассейне – овладение техникой плавания и игры на совершенствование движений и произвольное купание. Посещение бассейна «лягушатника» начинается со 2-ой младшей группы. Выработке правильной осанки способствует плавание. Хождение босиком как форма термического и механического точечного массажа стоп, улучшающего деятельность сосудов верхних дыхательных путей. Нарушение свода стопы предотвращается хождением босиком по игровым дорожкам «здоровья» в группах: «Солнышки», «Смешарики», «Пчёлки», «Звёздочки». Свойство организма под воздействием двигательных действий становится сильнее, выносливее (способность противостоять утомлению в любом виде деятельности), ловчее и искуснее. С этой целью ежедневно проводятся игры – упражнения и разные виды подвижных игр: сюжетные, несюжетные, спортивные, игры – забавы. Игры подбираются соответственно возрасту, степени подвижности ребёнка в игре, содержанию, видам движений. Наглядные методы: подражание, фотографии, показ, зрительные ориентиры, схемы, рисунки, снаряды и пособия, песни, музыка, ритм бубна – обеспечивают проверку двигательных действий, формируют представления о движении, правильность их чувствительного восприятия, моторные и двигательные ощущения. Основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма каждого ребёнка подчинена основному закону здоровья: «приобретаем, расходуя, - это двигательная активность». На итоговых мероприятиях родители совместно с детьми, семьями активно соревнуются между собой. В младшей группе воспитатели обращают внимание родителей на отучивание от пустышек, в связи с развитием аномалии прикуса. Для профилактики с кариесом ежедневно после приёма пищи осуществляется полоскание рта кипячёной водой. Многие функции деятельности центральной нервной системы зависят от активности мышц, т. е. работы опорно – двигательного аппарата. Все задачи физического воспитания направлены на формирование у детей осознанных, рациональных движений, а также накопление двигательного опыта и переноса его в различные условия повседневного образа жизни. Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья детей, способствуют повышению устойчивости к разнообразным заболеваниям, также к неблагоприятным воздействиям внешней среды (совершенствование защитных функций организма), улучшению его работоспособности и гармоничному психосоматическому развитию. Одна из задач физического воспитания в ДОУ – воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного и творчески развитого ребёнка.

Библиографический список

1.       Н.В.Микляева., Л.Р.Болотина., Ф.С.Гайнулова и др. Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов в ДОУ/ Авторы-сост. Микляева Н.В., Болотина Л.Р., Гайнулова Ф.С. и др.-М: Методист.-2007.
2.       А.Г.Швецов. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях/ Швецов А.г.-М: ВЛАДОС-ПРЕСС.- 2006.
2018