НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Гонцова О. О., Коновалова М. В., Щеглова Л. Н. Развитие эмоционального потенциала дошкольников через сказки

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (60) https://f.almanah.su/60.pdf

В современном мире дошкольного развития неотъемлемая часть отводиться эмоциональному и психологическому  развитию детей. Эмоции помогают детям показать себя, как индивидов в своём мире детства. Уровень правильно сформированного эмоционального фона позволяет ребёнку контролировать свои поступки в окружающем его мире. Умение понимать, принимать эмоции и чувства друг друга позволяет детям раскрыть свои потенциалы в развитии. Дошкольный возраст особенно благоприятен для развития эмоциональной сферы. В этот период дети способны научиться различать правдивые внутренние и внешне проявляемые чувства и эмоции, переживать их, понимать эмоциональное состояние окружающих. Ребёнок приобретает позитивный эмоциональный опыт в процессе прямого взаимодействия с родителями, воспитателями, сверстниками.
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды, а также формы и методы воспитания игрового предназначения, но первоначальную  роль в обогащении эмоционального опыта  играет сказка. Сказка заставляет ребенка смеяться и плакать, переживать и надеяться, проявлять чувства, распознавать мотивы нравственного поведения. Сказка это мир, в котором дети могут жить и раскрыть себя.
Проигрывание и прослушание сказки, также как и другие творческие игры, выполняет важную функциональную роль в формировании внутренней психической активности детей – умение мысленно действовать в воображаемых и придуманных обстоятельствах.
Сказки помогают открыть внутренний мир каждого ребенка, дети становятся более открыты, позитивно настроены.
Для проживания сказки могут использоваться техники народного творчества – фольклор.
Сказка помогает детям понять значимость эмоций в жизни для человека.
Эмоциональный мир детей хорошо поддается корректировкам, сказки помогают педагогу выявить проблемные места детей.
Каждый раз, когда мы превращаем чтение сказки в игру, то дети начинают притягиваться друг к другу, проявлять лидерские качества и черты. Очень хорошо работает метод придуманной сказки, когда дети сами и авторы, и исполнители ролей. При решении практических задач развития эмоционального и психологического интеллекта дошкольников целесообразно применяемо и эффективно все сказочные материалы. Все это должно привести к развитию всех составляющих внутренних и внешних элементов эмоционального интеллекта дошкольников: эмпатии, всеобщему осмыслению собственных эмоций и эмоций окружающих, толерантности, а также навыков разрешения конфликтных ситуаций. Работа со сказками народными и авторскими сказками должна и может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.
 Сказка – это, прежде всего волшебный мир, куда попадает ребёнок. Задача родителей и педагогов - создать положительные условия, чтоб ребенку в этом мире было интересно.
Мы все немного дети, мы все немного играем роли, мы все можем помочь детям стать более большими личностными индивидами, чем они есть.
Моделируя сказку , а также проигрывание проблемных ситуаций в работе с детьми позволит избегать отрицания в конфликтах детей между собой. Использование сказки в работе с родителями даст толчок к потенциальному принятию друг друга в цепочке педагог-родитель-ребёнок.
Сказки дают возможность вырастить эмоционально уравновешенное поколение будущих лидеров детства.
Сказка инструмент работы с детьми любого дошкольного периода.
 Начинать знакомство со сказкой следует  с младшего дошкольного возраста, выделяя сказки для чтения и сказки для театрализации.
Наша современная жизнь предъявляет нам новые требования. Перед нами остро стоит первоначальная задача воспитания творческой личности ребёнка.
Всегда одним из приоритетных направлений в дошкольном развитии было и есть развитие творческого потенциала детей.
Для реализации данного потенциала можно использовать технологии ТРИЗ.
 Данная технология ТРИЗ поможет развить у детей такие качества, как оригинальность, гибкость, системность.
Все методы и техники должны строиться на игровом поле и принятии. Только играя, мы можем помочь раскрыть эмоциональный мир ребёнка.

Список используемой литературы:

1.    Афанасьев А.Н. Народная русская сказка/ А.Н.Афанасьев - М.: Просвещение, 2004 – 111с.
2.    Соколов Д. И.  "Сказки и Сказкотерапия" :, Эксмо-Пресс, 2011.











2022