НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Мазуренко Н.Е. Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


Актуальность развития детского творчества является проблемой современной педагогики, и ставит перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.
Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.
Изобразительная деятельность является важным источником знаний и умений для детей дошкольного возраста. Она одна из самых интересных для детей, так как волнует ребенка, вызывает положительные эмоции, она является специфическим образным познанием действительности, а всякая познавательная действительность имеет большое значение для умственного, сенсорного, нравственного, трудового воспитания, развития эстетических чувств и художественного творчества.
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" - утверждал В. А. Сухомлинский.
В условиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Сейчас в мире нужны специалисты, умеющие нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации, самостоятельно принимать решения. Основы этого нужно закладывать уже в дошкольном возрасте. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, во время непрерывной образовательной деятельности, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок - неповторимая личность.
В психолого-педагогической и научно-методической литературе достаточно подробно рассматриваются вопросы, связанные с определением, структурой, условиями и методами развития творческого потенциала детей в различные возрастные периоды. Понятие творческих способностей, включает в себя несколько составляющих, на развитие которых необходимо обращать свое пристальное внимание уже в дошкольном возрасте.
Творческие способности ребёнка в дошкольном детстве проявляются прежде всего в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. В дошкольном детстве ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Поскольку большую часть времени ребенок проводит в детском саду, образовательная среда дошкольного учреждения организована таким образом, чтобы создавать благоприятные условия для формирования творческих способностей дошкольников. Детей включают во все многообразие художественной деятельности: они поют, лепят, танцуют, рисуют.
Таким образом, осуществление широкого включения в педагогический процесс, разнообразных игр и упражнений на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполнит жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости и желания «творить».
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел.
Старший дошкольник способен самостоятельно, целесообразно и выразительно решать композиционные задачи на уровне начальных творческих проявлений. У детей этого возраста есть стремление передать в рисунке, лепке сходство с реальными предметами или явлениями, желание отразить свои жизненные впечатления, эмоциональное отношение к изображаемому.
Рисование, как и игра, помогает ребенку осознавать себя и окружающий мир. Образы, которые дети запечатлевают на бумаге, есть не что иное, как этапы их личного роста.
В свое время исследования Т.С. Комаровой показали, что вопросы техники рисования нельзя рассматривать в отрыве от создания изображения образа, нельзя их сводить к простым или более сложным упражнениям.
Для формирования образа педагог создает в образовательной деятельности игровые ситуации, а рисунок и лепка помогают детям развернуть игровые действия. Ведь игровые приемы позволяют педагогу способствовать положительному отношению ребенка к познавательной задаче, которая присутствует в занятиях по изобразительной деятельности, и развивать у него познавательные интересы.
Старший дошкольный возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует увлеченно.
Дети, благодаря воображению, перемещаются в интересный для них мир, где они могут показать свои знания и умения, полученные ранее и приобрести новые. Здесь педагог использует нетрадиционные способы изображения. Дети не столько рисуют, сколько играют, поэтому эти занятия можно назвать занятие - игра.
Побуждают к творческому осмыслению мира маленькие сказки на неожиданные темы. В один дождливый день была придумана и рассказана сказка о феях, которые занимаются стиркой облаков. Если фея старательная, тогда день светлый, облака белые и пушистые. Но если фея ленится, облака становятся грязно-серыми и проливаются дождем.
Подобных примеров творческого общения с детьми достаточно много.
Но главное в том, чтобы и форма, и содержание образовательной деятельности были разнообразными, чтобы у дошкольников не возникало ощущения обычности, настраивающих на репродуктивность идей и мыслей. Между тем именно необычность и новизна создают определенный эмоциональный фон, поддерживают у детей состояние творческого переживания, подъема, осмысления окружающего мира.
Как известно, творчество детей «питается» образами действительности, взятыми из наблюдений.
Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Для развития изобразительной деятельности в процессе наблюдения необходимо развивать эстетическое восприятие, учить детей видеть эстетические свойства и признаки предметов. Дети должны не просто смотреть на объект, узнавать и выделять его свойства: форму, строение, цвет и другие, они должны видеть его художественные достоинства. Необходимо постоянно развивать у детей способность понимать, чем красив тот или иной предмет, то или иное явление. Наблюдения дают детям возможность создавать новые образы, за счет сложной переработке увиденного у них появляется умение комбинировать формы в различных новых сочетаниях.
Целенаправленное, планомерное проведение наблюдений отражается на формировании художественного восприятия детей, их любознательности, интереса. Наблюдение формирует у дошкольников образное видение мира, действительности, а окружающая действительность – это основа творческого процесса ребенка.
Для формирования творчества в лепке, рисовании, аппликации большое значение имеет взаимодействие художественного слова. С детьми проводятся беседы, которые помогают обратить внимание на главное, учат ребят эмоционально воспринимать художественный образ.
Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих способностей у дошкольников поможет нам «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.
2019