НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кулагина Е. В. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf


Все мы по своей природе уникальны. И эта уникальность проявляется в различных видах деятельности. Еще с раннего возраста наши родители, бабушки и дедушки говорили нам, что мы будем художниками, актерами или бухгалтерами, исходя из наших талантов.
И задача родителей не упустить этот момент и уже с детства развивать способности ребенка в нужном направлении. А для этого необходимо создать ребенку те условия, в которых он сможет благоприятно развивать свои способности, в данном случае творческие.
Творческие способности есть в каждом ребенке, потому что они являются неотъемлемой частью личности каждого человека. Творческие способности позволяют ребенку увидеть прекрасное, заинтересоваться чем-то новым, изучить что-то неизведанное, создать новую историю, используя свое воображение.
На сегодняшний день в век развития инновационных технологий, процесс развития у детей творческих способностей стал еще увлекательнее. А для этого ребенку необходимо создать предметно-пространственную обстановку, которая опережает его развитие. Так он сможет развивать в себе именно те способности, которые актуальны для него в данный момент времени.
Необходимо давать ребенку свободу выбора, как вида деятельности, так и способов для решения появившихся задач. В таком случае он не потеряет интерес и не переутомится. Если ребенок в чем-либо испытывает затруднение, взрослым необходимо оказывать ему «правильную» помощь. Ни в коем случае не делать все за ребенка, а вместе с ним разобрать причины, почему у него не получается, а затем вместе продумать варианты решения проблемной ситуации.
Итак, что же можно отнести к творческим способностям:
1.       Воображение;
2.       Интуицию;
3.       Фантазию;
4.       Любопытство.
Теперь необходимо разобраться, каким образом мы можем развивать творческие способности у дошкольников. Конечно же в первую очередь это игры.
Можно поиграть с геометрическими формами, фигурками овощей и фруктов. Ребенок внимательно рассматривает их, подмечая особенности, отличия друг от друга. Затем можно предложить ребенку составить композицию из этих фигур и на ее основе составить рассказ. Дети очень любят фантазировать, поэтому история может получиться весьма увлекательной. Предложите ребенку записать его рассказ, например, в тетрадь, а он пусть нарисует иллюстрацию к своему рассказу. Так у Вас получится уже целый рассказ.
Игры с семенами, различными зернами, мелкими камнями и ракушками, также прекрасно развивают не только творческие способности у ребенка, но и мелкую моторику, логику, навыки устного счета и конструктивные способности.
Детям младшего дошкольного возраста можно предложить более легкий вариант игры. В контейнер необходимо насыпать фасоль или любую крупу и в нем спрятать ракушки или блестящие камешки. Рассказать ребенку, что это сундук с сокровищами, которые он должен отыскать, выбрав все камешки из контейнера.
Детям среднего дошкольного возраста можно предложить разложить сокровища по определенным признакам (цвету, форме, размеру), а затем создать новую композицию из данного материала и придумать небольшой рассказ.
Детям старшего дошкольного возраста можно усложнить задачу: из разного бросового материала составить одну общую композицию (мозайку). Например, из фасоли выложить голову, руки и ноги человечка, из камешков сделать глаза, нос, из ракушек можно выложить платье и туфельки, а из крупы волосы и рот. Полученной композиции можно придумать название и составить описательный рассказ.
Еще отличным и самым моим любимым способом развития творческих способностей является изобразительное искусство. Оно идеально подходит для самовыражения детей любого возраста.
Во время лепки у детей развивается образное мышление, зрительное восприятие предметов, фантазия, память, мелкая моторика, а также формируется любовь к прекрасному.
Во время лепки дети смешивают различные цвета пластилина, получая совершенно новые и придумывают им название. Каждая фигура — это шедевр, аналога которому нет в природе, даже если дети делают работу по одной схеме. И конечно же после изготовления своей работы они с удовольствием играют с этими фигурками, придумывая новые сюжеты.
Театрализованная деятельность способствует не только творческому развитию детей, но и развивает коммуникативные навыки, снимает эмоциональное напряжение. Во время театральных постановок ребенок не только самовыражается, но на личном опыте может примерить на себя театральные профессии. Также можно предлагать детям совместно продумывать театральную постановку, подбирать декорации, а еще лучше создать их самостоятельно.
Не стоит игнорировать музыкальную творчество. Ребенок самостоятельно может петь песни во время игры, или придумывать новые, придумывать собственный танец, играть на музыкальных инструментах. Так дети получают от этого не только эстетическое, но и эмоциональное удовольствие, совершенствуют движения.
Не забывайте читать детям книги. Книги развивают детскую фантазию, слух и память. Можно разыграть с ребенком небольшой эпизод любимого произведения, сочинить продолжение к сказке. Хорошо развивают фантазию и аудиокниги, ведь в них нет картинок. Ребенок, слушая аудиокнигу, самостоятельно представляет персонажей и действие, происходящее в произведении.

Библиографический список.

1.       Гаврина, С.Е. Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет / С.Е. Гаврина. - М.: Академия развития, 2020. - 610 c.
2.       Дмитриева, В.Г. Академия раннего развития. Развитие творческих способностей, или Прикоснемся к прекрасному / В.Г. Дмитриева. - М.: Астрель, АСТ, 2016. - 720 c.
3.       Иванова, О. Л. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка / О.Л. Иванова, И.И. Васильева. - М.: Речь, Образовательные проекты, Сфера, 2017. - 430 c.
4.       Лаптева, Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5-9 лет / Г.В. Лаптева. - М.: Речь, 2020. - 137 c.
5.       Скворцова, В.О. Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольника / В.О. Скворцова. - М.: Феникс, 2017. - 219 c.
2021