Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Застенкина-Клименко О.А., Медведева М.А., Стеклянникова Н.А. Малые формы активного отдыха как эффективный элемент здоровьесберегающих технологий на занятии декоративно-прикладным творчеством

Библиографическое описание:
Застенкина-Клименко О.А., Медведева М.А., Стеклянникова Н.А. Малые формы активного отдыха как эффективный элемент здоровьесберегающих технологий на занятии декоративно-прикладным творчеством // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 6. URL: https://f.almanah.su/2023/73-6.pdf.

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

В. А. Сухомлинский

Одной из проблем современного образования детей является то, что они мало двигаются, особенно если ребенок не является активным участником объединений физического воспитания и развития. Любая образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм ребенка, поскольку для него характерна неустойчивость нервных процессов. Наблюдается быстрое утомление, потеря интереса, низкая устойчивость внимания. По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного и физического напряжения: значительную нагрузку испытывают органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища. Поэтому проблема сохранения и развития здоровья детей в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления.

Взрослые должны предупредить возникновение утомления у детей, своевременно обнаружить признаки его утомления и как можно быстрее снять их, поскольку, накапливаясь, оно может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных расстройств.

Информационный материал «Малые формы активного отдыха – эффективный элемент здоровьесберегающих технологий на занятии декоративно-прикладным творчеством» составлен на основании опыта работы педагогов дополнительного образования творческих объединений «Мастерская радости (текстильные куклы и игрушки) », «Песочные фантазии» и методиста ГБУ ДО ДДЮТ Красногвардейского района Санкт-Петербурга «На Ленской».

Целью материала является презентация информации перед педагогическим сообществом о роли физической разминки (физкультурные минутки, динамические паузы) в творческой деятельности ребенка, а именно занятиях рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Изложены основные понятия, виды, требования к организации физкультурных минуток, динамических пауз, представлено описание опыта использования материала на занятиях в объединениях.

Динамические паузы (или физкультурные паузы), физкультурные минутки (далее физкультминутки или физминутки) относятся к малым формам активного отдыха.

Физкультминутка – это физические упражнения для восстановления работоспособности детей, состоит из 3-5 упражнений и по продолжительности занимают не более 1-2 минуты. Физминутки направлены на решение более частных задач – снятие утомления с мышц спины, шеи, рук, выполняют профилактическую функцию нарушения осанки, зрения.

Динамическая пауза несколько объёмнее физкультминутки по времени и количеству упражнений. Динамическая пауза – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали). Динамическим паузам выделяется 5 – 10 минут, 6-8 упражнений: это и пальчиковая гимнастика, и офтальмологические паузы, хорошо подбирать упражнения включающие движения, воздействующие на крупные группы мышц, такой комплекс способствуют снятию у детей напряжения, устранению утомления, появлению эмоциональной увлеченности и интереса, созданию непринужденной обстановки.

По данным научных исследований установлено, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток и динамических пауз на занятиях образовательной деятельности выполняют следующие функции:

· релаксационная – снимают напряжение, вызванное утомлением;

· коммуникативная – объединяют детей в группы, способствуют сплочению детского коллектива;

· воспитательная – формируют моральные и нравственные качества;

· обучающая – дают новые знания, умения, навыки;

· развивающая – развивают пространственные представления, речь, внимание, память, мышление.

Определяют основные требования к проведению физминуток и динамических пауз:

· организовывать на начальном этапе утомления (в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала);

· подбирать хорошо знакомые детям простые, занимательные упражнения;

· отдавать предпочтение упражнениям для утомленных групп мышц;

· комплексы упражнений подбирать в зависимости от вида образовательной деятельности и её содержания.

Большое значение на занятиях в организации дополнительного образования педагоги придают формированию культуры здоровья своих учащихся. Важной целью проведения занятий в творческих объединениях является создание радостной творческой атмосферы. Каждое занятие предоставляет учащимся возможность снять накопившиеся отрицательные эмоции, негатив переживаний и освоить новые знания, умения и навыки творческого направления.

Педагоги творческих объединений детей, связанных со статическим усвоением материала, успешно используют здоровьесберегающие технологии в виде физминуток и динамических пауз, которые стимулируют как усвоение теоретического материала, так и практическую деятельность: развивают фантазию, воображение, память, пластику движений, снимают зажатость. Также считают, что физкультурная разминка – это важное средство самовыражения. Чтобы избежать переутомления на своих занятиях в коллективах, познавательный процесс прерывается на физкультурную разминку, целью которой является на время сменить вид деятельности, дать мозгу возможность «перезагрузиться» и, восстановив уровень концентрации, с новыми силами вернуться к занятиям. Используются физминутки, динамические паузы на занятиях разные по форме, содержанию и продолжительности. Это и пальчиковые игры, простые задания на ритмику, массаж кистей рук, которые не требуют много места и времени, поэтому прекрасно подходят для паузы прямо во время занятия. Обязательно проводятся офтальмологические паузы – гимнастика для глаз. При выполнении творческих работ – пошива игрушек или создания картин из песка дети сосредотачиваются, испытывают напряженные зрительные нагрузки. Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначение: она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, повышает способность зрительного восприятия. Зрительная гимнастика проводится несколько раз в течение занятия по 3-5 минут. Для концентрации внимания и смены деятельности отлично подходят разговорные паузы – короткая игра в слова, которая сразу оживляет учащихся. Есть и более подвижные динамические паузы: размять ноги, руки, шею и спину. Такие упражнения можно провести прямо в кабинете или холле. Подбираются упражнения не сложные, которые не требуют много пространства. Легкие для выполнения танцевальные элементы, задания на удержание баланса или равновесия, прыжки на месте, ритмичные хлопки под музыку – все эти элементы в равной степени подходят для динамической паузы. Веселые танцы наполняют детей положительными эмоциями, объединяют по интересам, и делают общение простым и понятым. Также в образовательном процессе для полноценного развития личности и процесса взаимодействия активно использую танцы-повторялки, которые улучшают общение, повышают самооценку и стабилизируют отношения. Также предлагаются учащимся использовать физминутки, динамические паузы при выполнении домашних заданий, занятий за компьютером, чтении книг, просмотра телепередач. На что обращается внимание родителей: им рекомендуется поддержать, напомнить своему ребенку о необходимости смены деятельности и активном отдыхе, а лучше выполнить физкультурную разминку вместе с ним. О чем учащиеся объединений с удовольствием делятся на занятиях. Рассказывают и показывают упражнения, которые делают вместе с родителями, также сами придумывают и предлагают упражнения для активной паузы на занятии. Для практического применения кроме традиционных форм хорошо известных физминуток, используя информационно-коммуникационные технологии актуально применять электронные физкультминутки, видеоролики физкультурных пауз – это современно, повышает интерес и настроение, помогает сделать учащихся жизнерадостными, активными, любознательными. Процесс усвоения знаний становится более легким. Готового материала достаточно много в Интернете, однако необходимо подобрать по возрасту, теме занятия, очень важным является качество материала.

Проводить физкультминутку, динамические паузы может не только педагог, но и учащиеся, для организованности можно составить календарь (график) разминок, так дети приобретут опыт выполнения поручений и смогут подготовиться заранее к представлению своей физкультурной разминки. С помощью физкультурных пауз педагоги не только добьются сохранения здоровья учащихся, но и сплотят коллектив, разовьют любовь к физической культуре — это вклад в формирование личности и молодого организма будет бесценен и едва ли забудется учащимися.

Для самих педагогов, вовлечение в совместное выполнение с учащимися физкультурных пауз, позволит им «перезагрузиться», поможет стабилизировать своё психоэмоциональное состояние, улучшится кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы, что поддержит хорошее самочувствие в течение всего рабочего дня.

Правильный режим организации и осуществления образовательного процесса для детей — требование не случайное, четкий режим помогает правильно сбалансировать работу и отдых, что очень важно для растущего ребенка и его здоровья. Замечаниями, призывами добиться повышения работоспособности практически нельзя, поэтому педагогам необходимо планировать занятие так, чтобы физкультурные минутки, динамические паузы были обязательно включены в план занятия, тогда и уровень усвоения материала, интерес к предмету будет существенно выше.

Можно с уверенностью утверждать, что малые формы активного отдыха (физкультурные минутки, динамические паузы) – являются гарантировано эффективными оздоровительными элементами здоровьесберегающих технологий как для учащихся, так и для самих педагогов.

Библиографический список

1. Левина С.А., Тукачева С.И. «Физминутки. Выпуск 1. ФГОС». Изд-во Учитель, 2016.

2. Пальчиковые игры на тему «Овощи и фрукты». [Электронный ресурс]. URL: https://detiyasli.ru/deti/stihi-poteshki/palchikovye-igry-na-temu-ovoshi-i-frukty.html (дата обращения: 26.01.2023).

3. Терехова, С.Г. Консультация для воспитателей «Влияние динамических пауз на здоровье детей». Сайт «Дошколенок.ру» [Электронный ресурс]. URL: https://dohcolonoc.ru/cons/14592-vliyanie-dinamicheskikh-pauz-na-zdorove-detej.html (дата обращения: 26.01.2023).
2023