Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Фролкина Л. П., Федорова Е. Г. Чудеса логоритмики

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


«Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».
Э. Жак-Далькроз
Развитость речевой функции – главный показатель гармоничного становления личности ребенка. За последние годы возросло число детей с речевой патологией. Причины возникновения проблемы могут быть разные, в том числе в нарушениях зрительно-моторных координаций, расстройствах в согласовании речеслухового и речедвигательного анализаторов, слабой технике выполнения произвольных движений.
Жизнь на Земле подчиняется определенным ритмам - планетарным, суточным, сердечным и др. Слабое восприятие ритмической структуры звуковой среды значительно замедляет становление речи ребенка. Несовершенное чувство ритма задерживает развитие моторных способностей, даже простые ритмические задания вызывают затруднения. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется развивать чувство ритма в доступной для дошкольников форме – ритмическими упражнениями. Биологическая потребность организма ребенка – движение, основой которого являются двигательные умения. Они разрешают выразительно передавать мимические позы, снимать напряжение, воспроизводить ритмический рисунок. Швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз разработал метод ритмического воспитания по развитию ритмов музыки, стиха и движений. Он предложил использовать специально подобранные задания для развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности жестов. Далькроз был уверен, что связь упражнений с музыкой разрешает достигать успехов в двигательной сфере, совершенствовать чувство ритма. Его теория – основа логоритмики, где в комплексе соединяются и слово, и музыка, и движение. Ребенок, который произносит слова в нужном темпе, сможет размеренно и спокойно говорить, а ритмичные движения будут стимулировать речевые зоны коры головного мозга, способствовать интенсивному становлению речи. Логопедическая ритмика естественным путем влияет на формирование речевых механизмов, нормализует мышечный тонус, развивает общую и тонкую моторику, воспитывает эмоционально-волевые качества ребенка. Уникальность методики заключается в том, что ведущее место отводится средствам музыкальной выразительности в сочетании с ресурсами речевого, ритмического и физического воспитания. Профилактическая и коррекционная работа по становлению речевой функции включает в себя двигательные упражнения в сочетании с произнесением специального словесного материала. Логоритмические упражнения позволяют быстро и действенно решать многоплановые задачи:
1.                 Корректировать нарушения речи, дыхания, голоса, интонации.
2.                 Совершенствовать моторную сферу – общую, мелкую, артикуляционную; координацию движений.
3.                 Укреплять костно-мышечный аппарат.
4.                 Развивать творческую фантазию и воображение.
5.                 Обогащать лексический багаж и коммуникативные навыки.
6.                 Тренировать зрительную и слуховую координацию, память.
7.                 Формировать умения согласовывать движения с речью, способность ритмично двигаться под музыку.
Логоритмика проводится в ходе режимных моментов (утренняя гимнастика, «теплый круг», игры малой подвижности в группе и подвижные игры на прогулке; непосредственно-образовательная деятельность) и в виде отдельных занятий. Регулярное включение логоритмических упражнений в образовательный процесс дает положительную динамику развития детей: совершенствуется речь, поддерживаются творческие способности, происходит перестройка познавательной системы, проявляется активность и уверенность в себе. Организация логопедической ритмики базируется на следующих принципах:
Ø   раннее и комплексное коррекционное воздействие с учетом структуры речевого нарушения и уровня речевого развития детей;
Ø   принцип тесной связи движения с музыкой при обязательном включении речевого материала;
Ø   принцип полифункционального подхода – предполагает одновременное решение нескольких коррекционных задач.
Ø   принцип успешности – подразумевает самостоятельное выполнение задания;
Ø   принцип систематичности – предусматривает планомерность, непрерывность и регулярность коррекционного процесса;
Ø   принцип индивидуального подхода к каждому ребенку – учитывает возрастные, психофизиологические и речевые возможности.
Каждый элемент логоритмики подчинен одной цели – преодолеть речевые трудности ребенка. Звукоподражания, мимические и пантомимические этюды укрепляют голосовой аппарат, повышают нагрузку на мышцы лица, развивают речевую моторику, музыкальный слух и певческий диапазон голоса, дают возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащают эмоциональными переживаниями. Речевые игры развивают чувство ритма, темпа, метра, позволяют ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов и фраз. Стихи, сопровождаемые движением рук, совершенствуют мелкую моторику, развивают плавность и выразительность речи. Музыкальные игры и танцы необходимы для становления динамической стороны общения, эмоциональности, музыкального слуха, позитивного самоощущения, выразительности невербальных средств общения. Упражнения на развитие общей моторики концентрируют внимание, улучшают ориентирование в пространстве, развивают координационные способности. Упражнения на релаксацию снимают эмоциональное и физическое напряжение.
Логоритмические упражнения делятся на две группы:
1.       Речевые упражнения – направлены на развитие артикуляции, звукопроизношения, дыхания, темпа, интонации, фонематического слуха.
2.       Упражнения, развивающие неречевые процессы – предполагают совершенствование координации движений, общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве, чувства музыкального ритма, регуляции мышечного тонуса, психических процессов.
Достигнуть наилучших результатов помогает комплекс упражнений с учетом равномерного распределения речевой и психофизической нагрузки. Каждое задание должно приносить ребенку удовольствие, позитивное настроение, положительные эмоции. Для этого используется красивая музыка (детские песни, классические произведения, звуки природы), яркие игрушки, элементы карнавальных костюмов, музыкальные инструменты. Логоритмика базируется на создании благоприятной эмоционально насыщенной атмосферы, использовании игровой формы работы. Это привлекает внимание детей, поддерживает познавательный интерес, активизирует речь, побуждает к выполнению упражнений. Одно из необходимых условий для получения значимых результатов коррекционной работы – доброжелательное, бережное и внимательное отношение к каждому ребенку, доверительное общение, одобрение и похвала.
Логопедическая ритмика позволяет использовать разнообразные формы работы: пальчиковые игры, массаж рук, артикуляционную гимнастику, чистоговорки, стихотворения, сопровождаемые движениями, музыкальные игры; упражнения на развитие дыхания, регулировку мышечного тонуса, координацию движений, формирующие пространственные представления, на релаксацию.
Планирование работы по логоритмике осуществляется с опорой на лексические темы. Предлагаем подборку упражнений на тему «Зима».
1.       Пальчиковая игра «Греем ручки»
Если замерзают руки,
(Растирать медленно одну ладонь о другую)
Начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке, разогреть.
Сначала ладошки –
(Растирать ладони все быстрее и быстрее)
Совсем как ледышки,
Но вот понемножку,
Согрелись ладошки!
Горят и взаправду,
(Протянуть вперед раскрытые горячие ладони)
А не понарошку.
2.       Массаж пальцев «Новый год!»
Наступает Новый год!
(Хлопать в ладоши)
Дети водят хоровод.
(Сцепить кисти пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь – наружу)
Висят на елке шарики,
(Соединять поочередно пальцы на двух руках, образуя шар)
Светятся фонарики.
(Показать «фонарики»)
В гости дед Мороз идет,
(Шагать пальцами по коленям)
Всем подарки он несет.
(Тереть ладони друг об друга)
Чтоб подарки посчитать,
Будем пальцы загибать:
(Хлопать по коленям, одна рука — ладонью, другая кулаком, а затем меняем)
1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 10.
(Массажировать каждый палец)
3.       Артикуляционная гимнастика «Зимние забавы язычка»
Зимним днем погуляем с язычком
Посмотрел язык в окно,
(Упражнение «Иголочка»)
Как на улице бело!
Справа – снег, слева – сугроб,
(Упражнение «Часики»)
А вокруг метет снежок.
(Упражнение «Варенье»)
Взял лопату язычок,
(Упражнение «Лопатка»)
И пошел кидать снежок.
(Упражнение «Качели»)
По дорожке поскакал,
(Упражнение «Лошадка»)
И на горку забежал.
(Упражнение «Горка»)
4.       Чистоговорки «Зима»
Ла-ла-ла – к нам зима пришла.
Мы-мы-мы – дождались зимы.
Ок-ок-ок – на земле снежок.
Ды-ды-ды – на снегу следы.
Ать-ать-ать – я иду гулять.
Зу-зу-зу – саночки везу.
Ом-ом-ом – слепим снежный ком.
Ры-ры-ры – прокатимся с горы.
5.       Стихотворение «Как на горке снег, снег», сопровождаемое движением
Как на горке — снег, снег,
(Поднять руки вверх, на слова «снег, снег» здесь и далее 2 раза плавные движения кистями опущенных рук слева направо)
И под горкой — снег, снег,
(Наклониться)
И на елке — снег, снег,
(Соединить ладони над головой «домиком»)
И под елкой — снег, снег.
(Опустить руки вниз)
А под елкой спит медведь.
(Положить ладошки под щеку и закрыть глаза)
Тише, тише. Не шуметь!
(Приложить указательный палец к губам)
6.       Музыкальная игра «Зимние забавы» Дети стоят в кругу.
Здравствуй зимушка-зима! Звучит музыкальный отрывок «Зима» (А.Вивальди Времена года,ч.2) чтение стихотворения.
Белый снег кружится. На деревьях бахрома,
Иней серебрится.
За окном мороз и стужа.
Льдом покрыты реки, лужи.
Не страшны нам холода –
Мы пойдем гулять! – Да? – Да!
Чтобы нам не простужаться,
И не кашлять, не чихать,
Будем спортом заниматься,
Свежим воздухом дышать!
Снег, снег, белый снег!
(Вальсировать, изображая снежинки)
Кружит, падает на всех!
Звучит «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского
Со снежком мы подружились,
Как снежинки закружились!
Замело снежком дорожки,
(Маршировать по кругу)
Эй, ребята, выше ножки!
Звучит «Турецкий марш» В. Моцарта
По снежку мы все шагаем
Дружно ножки разминаем!
7.       Дыхательное упражнение «Вьюга»
Показать как дует сильный ветер? У-у-у.
(Сделать энергичный вдох через нос на выдохе тянет звук «у-у-у...»)
8.       Упражнение на регулировку мышечного тонуса «Снеговик».
Детям предлагается представить, что они - только что слепленный Снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Затем Снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала «тает» голова, затем плечи, руки, спина, ноги. Можно предложить вариант «растаять», начиная с ног.
9.       Упражнение на координацию движений «Лыжи».
Детям необходимо встать, расставив ноги на ширине плеч и сжав руки в кулачки. Задание - двигаемся на «лыжах», и читаем стихотворение:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы.
Мы любим забавы холодной зимы.
10.   Упражнение на ориентировку в пространстве «Где звучат бубенцы?»
Педагог предлагает ребенку, стоящему спиной, определить на слух и назвать направление, откуда раздается звук бубенцов.
11.   Упражнения на релаксацию под музыку «Волшебный сон».
Дети ложатся на спинки. Руки - вдоль тела ладошками вверх.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Шея не напряжена
И расслаблена.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем,
Потянулись! Потянулись!
И друг другу улыбнулись!
Эффективность такого подхода не вызывает сомнений, позволяет говорить о формировании импрессивной и экспрессивной речи, о становлении основных функций речи: коммуникативной, регулирующей и программирующей.

Библиографический список:

1. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М.: Детство – Пресс, 2010.
3. Костылева Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики. М.: Сфера, 2014.
4. Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика. М.: АСТ, 2012.
5. Нищева Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. Учебно-методическое пособие. М.: Детство – Пресс,2014.
6. Османова Г. А. Позднякова Л. А. Игровой логопедический массаж и самомоссаж при коррекции речевых нарушений. СПб.: КАРО, 2013.

2020