Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Дацькив Е.Л. Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Домашние птицы» в средней логопедической группе для детей с ОНР

Оригинaл материала размещен в выпуске № 9 (59) https://f.almanah.su/59.pdf

Цель: формирование лексико – грамматических категорий.
Задачи:
1) расширять и активизировать словарь детей по теме «Домашние птицы»;
2) учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия;
3) формировать умение понимать вопросы косвенных падежей;
4) упражнять в употреблении существительных мужского, женского рода в косвенных падежах;
5) развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание, внимание, память, мышление, зрительное и слуховое восприятие, зрительно – моторную координацию;
6) воспитывать доброжелательное отношение и заботу о птицах.
Оборудование: игрушка Словознайкин, картинный материал с изображением птичьего двора, домашних птиц и их птенцов, разрезанная на четыре части картинка с изображением петуха, аудиозапись фрагмента сказки «Кот, петух и лиса», ноутбук.
Ход занятия
1.Организационный момент (дети становятся в круг).
Упражнение «Здравствуйте, ладошки» (дети выполняют движения по тексту).
Таблица 1. Упражнение «Здравствуйте, ладошки!»
Здравствуйте, ладошки! хлоп-хлоп
Здравствуйте, ножки! топ-топ
Здравствуйте, глазки! миг-миг
Здравствуйте, плечики! чик-чик
Здравствуйте, зубки! щёлк-щёлк
Здравствуйте, щечки! плюх-плюх
Здравствуйте, мой носик! биб-биб
Здравствуйте, губки! чмок - чмок
Здравствуйте, ребята! помахать рукой над головой
Учитель - логопед: «Сегодня мы вместе со Словознайкиным сядем на лошадку и отправимся в гости на птичий двор (дети выполняют артикуляционное упражнение «Лошадка» и садятся за столы).
Учитель - логопед: «Мы с вами на птичьем дворе. Расскажите Словознайкину , кто живет на птичьем дворе»
2. Основная часть. Дети перечисляют названия домашних птиц.
Учитель – логопед: «Ой, слышите, кто – зовёт на помощь?»
Звучит аудиозапись фрагмента из сказки «Кот, петух и лиса»: «Помогите, несет меня лиса за темные леса…»
Учитель – логопед: «Давайте мы поможем петушку, для этого нужно собрать картинку с его изображением, тогда он вернется к нам». Дети собирают разрезанную на четыре части картинку с изображением петуха. Учитель - логопед спрашивает, какие части тела есть у петуха.
Дети отвечают: «Голова, туловище, хвост, лапы, на голове гребешок и бородка».
Учитель – логопед: «Молодцы! Петух благодарит Вас за помощь и предлагает вместе с ним разбудить птиц на птичьем дворе».
Выполнение дыхательного упражнения «Петух».
И.П. – встать прямо, ноги врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам и, выдыхая, произносить «Ку – ка – ре – ку!»
Учитель – логопед: «Давайте посмотрим, кого разбудил наш петух».
Учитель – логопед прикрепляет на магнитную доску картинки с изображением домашних птиц.
Дети называют птиц: «Петух, курица, утка, утенок, гусь, индюк».
Учитель – логопед: «А сейчас мы посмотрим, что же делают наши птицы с утра».
Выполнение физкульминутки «Наши птицы с утра».
Таблица 2. Физкульминутка «Наши птицы с утра»
Наши уточки с утра: Дети идут по кругу
впервалочку, как уточки.
«Кря, кря, кря! Кря, Кря, кря!»
Наши гуси у пруда: Идут по кругу, вытянув шеи вперед
и отставив руки назад, как крылья
«Га – га – га! Га, га, га!!»
Наши курочки в окно: Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам.
«Ко – ко – ко! Ко – ко – ко!»
А Петя – петушок
Рано – рано поутру Поднимаясь на цыпочки,
вытягивают шеи вверх.
Нам споёт : «Ку –ка –ре –ку!»
Утка – кря-кря – кря – крякает. Дети повторяют звукоподражания птиц.
Гусь – га-га-га – гогочет.
Курица – куда – куда - кудахчет.
Петух – ку-ку-ре-ку – кукарекает.
Цыплёнок – пи – пи – пи – пищит.
Индюк – бл – бл – бл – болбочет.
Учитель – логопед: «Вместе с взрослыми птицами проснулись и птенцы».
Учитель – логопед выставляет картинки с изображением птенцов.
Дети называют их: «Утёнок, цыпленок, индюшонок, гусенок».
Учитель – логопед: «Утенок проснулся и просит поесть».
Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Утенок».
Таблица 3. Пальчиковая гимнастика «Утенок»
Вот проснулся, встал утенок, Каждый палец на руке
потягивать и массажировать
поочередно
Щиплет пальцы он спросонок:
«Дай хозяйка корма мне,
Мне и всей моей семье».
Учитель – логопед: «Давайте накормим наших птенцов и птиц зерном. Я накормлю цыпленка, а вы кого накормите?»
Дети выполняют движения посыпания зерна и отвечают по предложенному образцу: « Я накормлю утенка (гусенка, цыпленка, индюшонка) зерном. Я накормлю утку (гуся, курицу, петуха, индюка) зерном».
Учитель – логопед: « Молодцы! Накормили всех птиц на птичьем дворе. А на птичьем дворе один утенок или много утят? Правильно, птенцов много. Давайте мы с вами назовем, каких птенцов много на птичьем дворе. На птичьем дворе много утят (гусят, индюшат, цыплят)».
3. Итог. Учитель – логопед: «Вот и пришло время нам возвращаться в детский сад. Мы снова сядем на лошадки и отправимся в обратный путь». Дети выполняют артикуляционное упражнение «Лошадка».
Учитель – логопед: «Вот мы и вернулись в нашу группу. Где мы сегодня побывали? Какие птицы живут на птичьем дворе? Словознайкин говорит, что все ребята старались и отвечали правильно. Вы молодцы! А Словознайкин ждет вас через несколько дней у себя в гостях!»
Библиографический список
1. Образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР (общим недоразвитием речи) с 3до 7 лет. Нищева Н.В. Издание 3-е, перераб. И доп. В соответствии с ФГОС ДО.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2016.-240с..
2. Арбекова Е.Н. «Развиваем связную речь у детей 5 – 6 лет с ОНР» (3 альбома). – М.: Гном, 2014.
3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/topic-45663181_29016479 (дата обращения 20.00.2022г.)
4. Физкультурные минутки [Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/07/20/fizkulturnye-minutki (дата обращения 20.00.2022г.)
5. URL: https://notka.net/sistema-zheleznovyh/ (дата обращения 20.08.2022г.)
6. Мультфильм «Кот, петух и лиса» [Электронный ресурс]. - URL: URL:https://www.youtube.com/watch?v=CC06Lkc1PQA&ab_channel=%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D1%88%D0%9C%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D1%88 (дата обращения 20.08.2022г.)
7. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ЗАРЯДКА ДЛЯ ДЕТЕЙ [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/wall-3222937_8441 (дата обращения 20.08.2022г.)
8. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА [Электронный ресурс]. - URL: http://65kgspb.caduk.ru/p44aa1.html (дата обращения 20.08.2022г.)

2022