Цель: формирование лексико – грамматических категорий. Задачи: 1) расширять и активизировать словарь детей по теме «Домашние птицы»; 2) учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия; 3) формировать умение понимать вопросы косвенных падежей; 4) упражнять в употреблении существительных мужского, женского рода в косвенных падежах; 5) развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание, внимание, память, мышление, зрительное и слуховое восприятие, зрительно – моторную координацию; 6) воспитывать доброжелательное отношение и заботу о птицах. Оборудование: игрушка Словознайкин, картинный материал с изображением птичьего двора, домашних птиц и их птенцов, разрезанная на четыре части картинка с изображением петуха, аудиозапись фрагмента сказки «Кот, петух и лиса», ноутбук. Ход занятия 1.Организационный момент (дети становятся в круг). Упражнение «Здравствуйте, ладошки» (дети выполняют движения по тексту). Таблица 1. Упражнение «Здравствуйте, ладошки!» Здравствуйте, ладошки! хлоп-хлоп Здравствуйте, ножки! топ-топ Здравствуйте, глазки! миг-миг Здравствуйте, плечики! чик-чик Здравствуйте, зубки! щёлк-щёлк Здравствуйте, щечки! плюх-плюх Здравствуйте, мой носик! биб-биб Здравствуйте, губки! чмок - чмок Здравствуйте, ребята! помахать рукой над головой Учитель - логопед: «Сегодня мы вместе со Словознайкиным сядем на лошадку и отправимся в гости на птичий двор (дети выполняют артикуляционное упражнение «Лошадка» и садятся за столы). Учитель - логопед: «Мы с вами на птичьем дворе. Расскажите Словознайкину , кто живет на птичьем дворе» 2. Основная часть. Дети перечисляют названия домашних птиц. Учитель – логопед: «Ой, слышите, кто – зовёт на помощь?» Звучит аудиозапись фрагмента из сказки «Кот, петух и лиса»: «Помогите, несет меня лиса за темные леса…» Учитель – логопед: «Давайте мы поможем петушку, для этого нужно собрать картинку с его изображением, тогда он вернется к нам». Дети собирают разрезанную на четыре части картинку с изображением петуха. Учитель - логопед спрашивает, какие части тела есть у петуха. Дети отвечают: «Голова, туловище, хвост, лапы, на голове гребешок и бородка». Учитель – логопед: «Молодцы! Петух благодарит Вас за помощь и предлагает вместе с ним разбудить птиц на птичьем дворе». Выполнение дыхательного упражнения «Петух». И.П. – встать прямо, ноги врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам и, выдыхая, произносить «Ку – ка – ре – ку!» Учитель – логопед: «Давайте посмотрим, кого разбудил наш петух». Учитель – логопед прикрепляет на магнитную доску картинки с изображением домашних птиц. Дети называют птиц: «Петух, курица, утка, утенок, гусь, индюк». Учитель – логопед: «А сейчас мы посмотрим, что же делают наши птицы с утра». Выполнение физкульминутки «Наши птицы с утра». Таблица 2. Физкульминутка «Наши птицы с утра» Наши уточки с утра: Дети идут по кругу впервалочку, как уточки. «Кря, кря, кря! Кря, Кря, кря!» Наши гуси у пруда: Идут по кругу, вытянув шеи вперед и отставив руки назад, как крылья «Га – га – га! Га, га, га!!» Наши курочки в окно: Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам. «Ко – ко – ко! Ко – ко – ко!» А Петя – петушок Рано – рано поутру Поднимаясь на цыпочки, вытягивают шеи вверх. Нам споёт : «Ку –ка –ре –ку!» Утка – кря-кря – кря – крякает. Дети повторяют звукоподражания птиц. Гусь – га-га-га – гогочет. Курица – куда – куда - кудахчет. Петух – ку-ку-ре-ку – кукарекает. Цыплёнок – пи – пи – пи – пищит. Индюк – бл – бл – бл – болбочет. Учитель – логопед: «Вместе с взрослыми птицами проснулись и птенцы». Учитель – логопед выставляет картинки с изображением птенцов. Дети называют их: «Утёнок, цыпленок, индюшонок, гусенок». Учитель – логопед: «Утенок проснулся и просит поесть». Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Утенок». Таблица 3. Пальчиковая гимнастика «Утенок» Вот проснулся, встал утенок, Каждый палец на руке потягивать и массажировать поочередно Щиплет пальцы он спросонок: «Дай хозяйка корма мне, Мне и всей моей семье». Учитель – логопед: «Давайте накормим наших птенцов и птиц зерном. Я накормлю цыпленка, а вы кого накормите?» Дети выполняют движения посыпания зерна и отвечают по предложенному образцу: « Я накормлю утенка (гусенка, цыпленка, индюшонка) зерном. Я накормлю утку (гуся, курицу, петуха, индюка) зерном». Учитель – логопед: « Молодцы! Накормили всех птиц на птичьем дворе. А на птичьем дворе один утенок или много утят? Правильно, птенцов много. Давайте мы с вами назовем, каких птенцов много на птичьем дворе. На птичьем дворе много утят (гусят, индюшат, цыплят)». 3. Итог. Учитель – логопед: «Вот и пришло время нам возвращаться в детский сад. Мы снова сядем на лошадки и отправимся в обратный путь». Дети выполняют артикуляционное упражнение «Лошадка». Учитель – логопед: «Вот мы и вернулись в нашу группу. Где мы сегодня побывали? Какие птицы живут на птичьем дворе? Словознайкин говорит, что все ребята старались и отвечали правильно. Вы молодцы! А Словознайкин ждет вас через несколько дней у себя в гостях!» Библиографический список 1. Образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР (общим недоразвитием речи) с 3до 7 лет. Нищева Н.В. Издание 3-е, перераб. И доп. В соответствии с ФГОС ДО.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2016.-240с.. 2. Арбекова Е.Н. «Развиваем связную речь у детей 5 – 6 лет с ОНР» (3 альбома). – М.: Гном, 2014. 3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/topic-45663181_29016479 (дата обращения 20.00.2022г.) 4. Физкультурные минутки [Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/07/20/fizkulturnye-minutki (дата обращения 20.00.2022г.) 5. URL: https://notka.net/sistema-zheleznovyh/ (дата обращения 20.08.2022г.) 6. Мультфильм «Кот, петух и лиса» [Электронный ресурс]. - URL: URL:https://www.youtube.com/watch?v=CC06Lkc1PQA&ab_channel=%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D1%88%D0%9C%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D1%88 (дата обращения 20.08.2022г.) 7. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ЗАРЯДКА ДЛЯ ДЕТЕЙ [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/wall-3222937_8441 (дата обращения 20.08.2022г.) 8. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА [Электронный ресурс]. - URL: http://65kgspb.caduk.ru/p44aa1.html (дата обращения 20.08.2022г.)