НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Абдухаирова О. В., Плахова Л. А. Использование нестандартного оборудования как способ повышения интереса к двигательной активности детей дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (31) https://f.almanah.su/31.pdf


Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни в дошкольном возрасте является развитие и поддержание мотивации к обучению и привитию навыков здорового образа жизни.
Мы знаем, что именно движение составляет основу практически любой деятельности ребенка. Ян Коменский сказал, что даже дерево нуждается в исправлении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же человеческому телу необходимы движения, деятельность и упражнения.
В последнее время наблюдая за детьми, мы видим у них снижение интереса к организованной двигательной деятельности, не стабильности внимания, рассеянности. Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, многофункциональной и трансформируемой. Для этого на своих занятиях мы используем сделанное своими руками нестандартное оборудование. Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале. Опыт работы позволил подтвердить мнение о том, что использование нетрадиционного оборудования в процессе проведения физкультурных занятий и подвижных игр способствует повышению интереса и увеличивает степень двигательной активности детей. Двигательная активность - это важный показатель эффективности занятий. Она играет двоякую роль: создает условия для овладения конкретным движением и обеспечивает удовлетворение потребностей детей в движении. Таким образом, задача педагогического воздействия на двигательную активность детей с использованием нетрадиционного оборудования, заключается в постепенном вовлечении малоподвижных детей в активную двигательную деятельность и переключении на более спокойную, чрезмерно подвижных детей, что позволяет укреплять здоровье, повышать умственную и физическую работоспособность дошкольников.
В целях развития и поддержания интереса детей к занятиям по физической культуре важно позаботиться о подборе физкультурного оборудования и пособий. Рациональный подбор оборудования, его обновление путем смены и чередования деталей, внесение новых пособий, их перестановка – все это помогает реализовывать содержание разных типов занятий (тренировочное, игровое, сюжетно-игровое, контрольно- проверочное). Создавая нестандартное оборудование, мы придерживаемся следующих правил:
1. Соответствие гигиеническим и техническим требованиям: оборудование легкое, прочное и безопасное.
2. Все оборудование выполняет свою развивающую роль тем, что оно доступно для активности детей, становится предметом для упражнений и тренировок в метании, ходьбе и беге, лазании, равновесии.
3. Оборудование должно привлекать ребенка, формировать его эстетический вкус, оборудование должно быть ярким, красочным, привлекательным.
В своей работе я часто использую игры, с нестандартным оборудованием. Ребятам очень нравятся эти игры, потому, что во время игр у детей развивается воображение. Дети представляют, что они - пчелы, автомобили, солдаты - саперы и т.д. Изготовление нетрадиционного оборудования соответствует лексической теме, изучаемой детьми в группе, или теме досуга. Так, тема «Осень и осенние заготовки» - досуг с использованием «Волшебного кубика» с соответствующими картинками, а также «Банки для заготовок» (из пластиковых бутылок, скрепленных между собой), в которые мы закатываем компоты, овощные салаты и т.д. Во время проведения подвижных игр и эстафет ребята с удовольствием играют в "снежки" (из ваты), катаются на самодельных лыжах (из бутылок или тряпочек), изображая биатлонистов. Малыши с удовольствием складывают солнышко, а лучиками для него служат бигуди или если оно плоскостное, то бельевые прищепки. Во время совместной организованной деятельности, для повышения интереса у детей, я так же использую нетрадиционное оборудование, например зрительные ориентиры в виде сказочных персонажей или животных. Например, воображая себя принцем или принцессой, походка детей становится более грациозная, и спина выпрямляется. Специальные таблички помогают детям лучше запомнить правила игры. Нетрадиционное оборудование можно использовать не только для подвижных игр и эстафет, но и для выполнения общеразвивающих упражнений. Для этих целей мы используем шишки, различные палочки, трубочки и т.д.
В заключение, хочется сказать, что двигательные навыки, полученные в процессе совместной организованной деятельности, дети закрепляют в самостоятельной двигательной деятельности. Этому способствуют физкультурные уголки, созданные в группах. При их создании учитывались требования гигиены и безопасности. Уголки оснащаются физкультурным оборудованием, соответствующим возрасту детей, направленным на развитие всех основных движений. Здесь доступно располагаются как стандартное, так и нестандартное физкультурное оборудование. Таким образом, использование нетрадиционного (нестандартного) оборудования позволяют решать задачи формирования двигательных навыков в основных видах движений, обогащать двигательный опыт детей, делает более разнообразными движения детей, а двигательную деятельность более привлекательной для детей, вызывают эмоциональный подъем, развивают творчество и фантазию.
2020