Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Рубцова Н.А. Организация педагогической помощи учащимся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости по английскому языку

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf


Будучи учителем английского языка в физико-математическом лицее, неизбежно сталкиваешься с неуспеваемостью и снижением мотивации школьников к изучению английского языка. Применительно к иностранным языкам можно выделить следующие признаки неуспеваемости:
·          незнание базовой лексики;
·          непонимание вопросов;
·          длительное обдумывание простейших фраз, как признак отсутствия автоматизма навыков;
·          неумение употреблять знакомый материал в новой ситуации;
·          нестабильность результатов, как следствие недостаточной осознанности действий;
·          выполнение упражнений наугад;
·          пассивность на уроке;
·          быстрое переключение внимания, постоянные переходы на родной язык.
Для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Можно выделить три группы причин школьных неудач:
социально-экономические, биопсихические и педагогические. Наряду с причинами общего характера выделяют также некоторые специфические факторы, негативно влияющие на успешность обучения иностранным языкам. Таковыми являются:
·          отсутствие языковой среды;
·          несовпадение начала обучения языку с соответствующим сенситивным периодом, который, как известно, приходится на возраст ребёнка от 1.5 до 3 лет;
·          потребность в контроле и помощи наставника;
·          психологический барьер;
·          интерференция, то есть негативное влияние родного языка;
·          чрезмерная загруженность детей в школе и дома;
·          неспособность родителей помочь своим детям в изучении иностранного языка.
Неуспевающие ученики характеризуются общей интеллектуальной пассивностью, низким уровнем развития мышления, обусловливающим особенности внимания и памяти, негативной направленностью отношения к учению при средней или слабой его интенсивности, несформированностью навыков учебной работы.
Детей с проблемами школьной успеваемости можно разделить на несколько групп.
1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению.
2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Чаще всего педагог сталкивается с учащимися первой и второй группы.
Каждой группе учащихся учитель английского языка оказывает дифференцированную и квалифицированную помощь.
Для первой группы учащихся проводим специально организованные занятия по формированию познавательных процессов - внимания, памяти, мышления: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм выполнения задания или работа с его условием, развитие скорости чтения. Главное в работе с такими детьми учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу - ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, необходимо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей победе, каждому продвижению вперёд.
Для того, чтобы заинтересовать учащихся второй группы учитель английского языка использует все возможности учебного материала:
создаёт проблемные ситуации; активизирует самостоятельное мышление;
организует сотрудничество учащихся на уроке (в парах и малых группах); выстраивает позитивные отношения с группой (положительный психологический климат на уроках английского языка особенно важен); проявляет искреннюю заинтересованность в успехах ребят. Нельзя также недооценивать эффективность использования игровой методики на начальном и среднем этапах обучения.
Развивая мотив достижения, ориентируем ученика на самооценку. Например, задаём ребёнку такие вопросы: «Ты удовлетворён результатом?», оценивая, говорим ему: «Ты сегодня хорошо справился с работой», сравнивая достижения ребёнка только с его собственными в прошлом. При необходимости проводим индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, регулярно интересуемся отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. В этом учителю помогает метод рефлексии. Например, в начальной школе после выполнения теста учащимся предлагаем оценить свой результат по следующей шкале: прекрасно, очень хорошо, хорошо.

Используем также особые формы контроля - взаимоконтроль и взаимопроверку когда ученик объективно оценивает работу одноклассника, целой группы учеников. Здесь важно, чтобы учащиеся научились оценивать работу не механически, а смогли обосновать свою оценку. Вашему вниманию предлагается карточка для проведения диктанта по лексическим единицам усвоенным в ходе изучения главы. Два последних столбика не видны ребёнку (сгиб), когда он выполняет задание, их открывают для проверки – самопроверки или взаимопроверки. Опираясь на образец, учащиеся исправляют ошибки свои или товарища.
Проверь, как ты знаешь слова. 3 класс Урок 10b
двадцать

двадцать
twenty
тридцать

тридцать
thirty
сорок

сорок
forty
пятьдесят

пятьдесят
fifty
двадцать один

двадцать один
twenty-one
двадцать восемь

двадцать восемь
twenty-eight
тридцать два

тридцать два
thirty-two
сорок три

сорок три
forty-three

Уроки развивающего контроля по ФГОС во 2-9 классах проводятся в два этапа:
1) написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание;
2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.
Учащимся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, предлагаем дополнительные упражнения. Ученикам, ориентированным на избегание неудач, даём такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики. Необходимо всегда хвалить ученика даже за самые незначительные успехи, чаще обращать внимание коллектива учащихся на успехи такого ученика так, чтобы они чувствовали своё движение вперёд. Этой группе неуспевающих детей также рекомендуем упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.
В работе с неуспевающими учащимися можно использовать следующие приёмы:
·           карточки для индивидуальной работы;
·           задания с выбором ответа;
·           деформированные задания;
·           карточки – тренажеры;
·           творческие задания;
·           карточки – информаторы;
·           карточки с образцами решения;
·           карточки – конспекты.
Учителя английского языка успешно используют в своей работе опорно – функциональные схемы.
Сложность усвоения грамматических явлений в связи с большим объемом грамматических правил и их разрозненностью обусловило необходимость выработки новых стратегий при работе с ними. Учащихся необходимо научить видеть явление в системе имеющихся связей и обобщать грамматический материал английского языка. Знаково - символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала. Обучать таким действиям можно при помощи опорно - функциональных схем.
В работе с неуспевающими учащимися также успешно используем идеи технологии адаптивного обучения Антонины Сергеевны Границкой, целью которой является обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности; развитие и совершенствование умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе формировать интеллект школьника; максимально адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям учащихся.
Приведём пример урока с использованием данной методики. Первая половина урока проходит традиционно, учитель организует познавательную деятельность учащихся. На уроке английского языка это может быть работа с текстом, аудирование, знакомство с грамматическими явлениями. Вторая часть предполагает интеллектуально - преобразовательскую деятельность учащихся, в ходе которой они применяют тот речевой материал, с которым познакомились на уроке.
Задания, предлагаемые учащимся, носят разноуровневый характер как по объему, так и по степени сложности и могут быть репродуктивными, продуктивными или импровизационными, т.е. учитываются индивидуальные особенности учащихся. Приведём пример такого задания из опыта работы на уроке в 6-м классе по теме «Самые знаменитые». После работы с текстом об Уолте Диснее, учащимся было предложено:
• репродуктивное задание - передать содержание текста с опорой на глаголы;
• продуктивное задание - передать содержание текста с опорой на глаголы, выразив свое отношение к личности и творчеству Уолта Диснея;
• задание импровизационного характера - взять интервью у потомков Уолта Диснея об их известном предке.
Чтобы не акцентировать внимание учащихся на словах «сильные», «средние», «слабые», индивидуальные задания готовятся на разноцветной бумаге: «сильным» на розовой, «средним» - на желтой, «слабым» – на голубой, который является цветом надежды.
Вывод
Федеральные образовательные стандарты предполагают, что с 2022 года экзамен по английскому языку станет третьим обязательным наряду с экзаменами по русскому языку и математике. В связи с этим нельзя переоценить значение педагогической помощи учащимся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости по английскому языку.
В качестве заключения хотелось бы привести следующую цитату из классического учебника Никитенко Зинаиды Николаевны, Гальсковой Натальи Дмитриевны:
«Малоспособный к изучению иностранного языка ученик – это ученик, у которого слабо развиты память, мышление и внимание. Суть мастерства
учителя состоит в определении характера необходимой в конкретном случае помощи.
Игнорирование индивидуального подхода может привести к тому, что более способные и развитые учащиеся будут задерживаться в своём развитии, а слабо подготовленные учащиеся будут не в состоянии достичь уровня «средних», а тем более «сильных» учеников».
Библиографический список
1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика?/ Безруких М.М., Ефимова С.П.– М.: Просвещение, 1991.-176 с.
2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи/ Буянов М.И. – М.: Педагогика, 1988.-298 с.
3. Венгер А.Л. Готов ли ребенок к школе?/ Венгер А.Л. – М.: Просвещение, 1994.-192 с.
4. Выготский Л.В. Собрание сочинений Т. 3/ Выготский Л.В. – М.: Просвещение, 1983.-369 с.
5. Никитенко З. Н., Гальскова Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 033200 (050303) - иностранный язык (033207 - методика преподавания иностранного языка в начальной школе)/ Никитенко З. Н., Гальскова Н. Д. – Смоленск: Ассоц. XXI в., 2007.-176 с.
6. Издательство Просвещение http://old.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=34714
89022978052 nat_rub@mail.ru
2017