Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Бронникова С.Э., Кузнецова Н.Н. Дифференциальные типы личности как базис построения индивидуального образовательного маршрута обучающихся

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


Одной из задач современного образования является поиск такой организации образовательного процесса, которая позволит наряду с формированием у обучающихся знаний развивать их личностный потенциал и стремление к самообразованию. Решению этой задачи может способствовать использование индивидуального подхода к обучению, основанного на использовании в педагогической практике знаний дифференциальной психофизиологии. Базисом построения индивидуально – дифференцированного подхода в обучении могут выступать константные характеристики, такие как свойства нервной системы.
В историческом аспекте применение индивидуального подхода к обучающимся в условиях выполнения коллективной работы впервые было высказано Я.А. Коменским. В своём трактате «Великая Дидактика» (1633-1638) (универсальное искусство всех учить всему) он напоминает нам о различии способностей, а именно: «у одних способности острые, у других - тупые, у одних - гибкие и податливые, у других - твердые и упрямые, одни стремятся к знаниям ради знания, другие увлекаются механической работой» [Глава XII. Школы можно преобразовать к лучшему. Шесть типов врожденных способностей п. 18]. Это вторит Плутарху, который говорил: "Пример … указывает нам на то, что много отличных природных дарований гибнет по вине наставников…». По мнению Я.А. Коменского, индивидуальный подход к учащимся не сводится к приспособлению содержания, методов обучения к уровню подготовленности учеников, а рассматривается как средство продвижения каждого ученика к новым уровням развития. «Легкость занятий и удовольствие от них для ученика увеличит тот, кто все будет преподавать сообразно степени восприимчивости ученика, которая будет увеличиваться с возрастом и дальнейшим ходом занятий» [Глава XVII. Основы легкости обучения и учения. Основоположение VI]. «Детям следует заниматься тем, что соответствует их возрасту и способностям, а также тем, к чему они сами стремятся» [Глава XVII. Основы легкости обучения и учения. Основоположение VII] [4].
В России тема учета закономерностей развития организма, возрастных и психологических особенностей при обучении и воспитании была исследована в философских трудах В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. В частности, для анализа представляет интерес статья «Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью» Н.А. Добролюбова, достаточно редко цитируемая в современной педагогической литературе. Поднимая вопрос отношений между духовной и телесной деятельностью человека, с опорой на успехи естественных наук, автор сопоставляет стремление общества к образованию с «ценой» его получения. «Где ныне заботятся о применении воспитания к индивидуальному организму детей? Хвалиться прилежанием и любовью к науке дело чрезвычайно похвальное,- об этом что и говорить; но детей всё-таки жалко. В дальнейшем ученьи тоже нельзя не заметить фальшиво-идеального направления, соединённого с пренебрежением к органическому развитию детей» [2]. И далее, «если бы все понятия приобретались из внешнего мира, то дети, взросшие под одними влияниями, должны бы быть одинаково умными. Такое возражение совершенно неосновательно; … упускается из виду то обстоятельство, что ощущение внешних впечатлений совершается не в самих органах чувств, а в мозгу; мозг же неодинаков у людей и животных и даже допускает некоторое различие в различных людях. Что некоторые особенности в строении тела, в темпераменте… это есть факт вполне достоверный».
В психологии, педагогике, психофизиологии понятия «индивидуализация», «индивидуальный подход», «дифференциация», «учет индивидуальных особенностей» не приобрели общего толкования.
В дифференциальной психофизиологии в основе индивидуальных различий и индивидуальности лежат природные предпосылки (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, Б.Г. Ананьев, Е.П. Ильин). Целостность органической индивидуальности определяется не как одно какое-либо свойство, а вся их совокупность в сопоставлении с психологической индивидуальностью и её подструктурами (И.И. Резвицкий). С точки зрения педагогической теории индивидуализация обучения «осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения» (В.С. Мерлин). С позиций современной педагогической психологии образование должно гарантировать возможность выбора индивидуального образовательного маршрута самими учащимися (И.А. Зимняя, В.А. Слободчиков и др.).
По мнению И.Л. Черняковой, важнейшая основа индивидуализации в обучении – исследование психологических особенностей учащихся – сводится в практике преподавательской деятельности до уровня реализации принципа доступности при делении обучаемых на три формальные группы: сильные, средние, слабые. Сложилось разномыслие между концепциями человеческой индивидуальности и доктриной воспитания всесторонне и гармонично развитой личности, в которой недооценивается многообразие человеческой индивидуальности [6].
Далее представляется необходимым рассмотреть ряд оснований индивидуально - дифференцированного подхода в обучении на современном этапе для более объективной оценки значения педагогической деятельности учителей в образовательных организациях. Компаративный анализ законодательных и нормативно - правовых документов позволяет выделить следующие актуальные задачи:
- образование должно быть направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, склонностей, интересов, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации. Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года, ст. 66, п.1-4);
- вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений;… дифференциацию и индивидуализацию обучения (ФГОС СОО: раздел «Требования к условиям реализации основной образовательной программы», п.25 «Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы»);
- построение индивидуальной образовательной траектории, индивидуального образовательного маршрута, дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся (ФГОС ООО: требования к метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования).
На уровне региона планомерно реализуется образовательная политика, определенная документами федерального законодательства. Распоряжением Министерства образования и науки Архангельской области от 30.11.2017 г. № 2250 утверждена Программа повышения качества образования в общеобразовательных организациях Архангельской области на 2017-2020 годы. Разработчиками Программы выделяются основные тенденции развития образования Архангельской области, в том числе и создание условий для реализации принципа индивидуального подхода (индивидуализации). В зоне особого внимания на локальном уровне поставлена задача «накопления и обработки методик и технологий, позволяющих педагогам отслеживать индивидуальный прогресс ребенка, повышения учебной мотивации».
Однако анализ литературных источников показал, что сегодня индивидуальный подход на практике реализуется слабо и, как правило, не дает ожидаемого эффекта. Индивидуализация обучения, проявляющаяся в результате свободного выбора и творчества самого ученика, не стала массовым явлением в современной школьной практике. В педагогической теории личностно-ориентированный подход часто слабо дифференцируется от индивидуального, а в практике он не стал доминирующим [5]. Основной акцент делается на выявлении и обосновании личностных качеств, которые следует формировать и развивать у учащихся, и недостаточно внимания уделяется содержательной и методической сторонам обучения [1]. Чаще ориентировка идет на возрастные особенности, и значительно реже педагог ориентируется на индивидуальные особенности школьников - от особенностей темперамента и типов мышления до преобладающего способа переработки информации. Принцип индивидуализации, проявляя историческую пластичность, модифицируется в начале ХХI века в принципы субъектности и системности обучения [6].
В МБОУ «Ластольская СШ» Приморского района Архангельской области последовательно реализуется работа, направленная на выполнение поставленных задач в области реализации обучения на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Основанием для проведения данной работы явилось определение траектории развития ОО с учетом постановки задач в области повышения качества образования; специфики функционирования образовательной организации (островная территория, малокомплектная школа). В качестве основной идеи выступает изучение формально-динамических свойств индивидуальности и разработка методических рекомендаций для педагогов по организации образовательного процесса с учетом полученных результатов.
На базе филиала «Пустошинская СШ - детский сад» в ноябре 2018 года проведено исследование на предмет выявления формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова. В обследовании приняли участие обучающиеся 6-11 классов, общее количество респондентов – 35 человек. Была предъявлена анкета, состоящая из 150 вопросов, направленных на выяснение обычного способа поведения в типичных ситуациях [1]. Оценивались следующие качества в психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной сфере – эргичность (активность), пластичность, скорость и эмоциональность. При описании результатов были учтены не только отдельные формально-динамические свойства, но и индексы и темпераментальные типы, отражающие различную степень интеграции свойств индивидуальности. Полученные результаты позволили выделить группы испытуемых и дать их обобщённые характеристики. Результаты использованы для разработки методических рекомендаций педагогам школы с целью повышения эффективности обучения и воспитания, научной организации продуктивной академической работы и облегчения труда учителя и ученика.

Библиографический список

1.       Аникиев, В.А. Условия эффективной реализации индивидуального подхода в обучении [Электронный ресурс]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.01 / В.А. Аникиев; Ин-т общ. образования М-ва общ. и проф. образования Рос. Федерации – М., 1997. – 26 с.: ил. – Библиогр.: с.26 //Научная электронная библиотека «disserCat» - современная наука РФ, статьи, диссертационные исследования, научная литература, тексты авторефератов диссертаций: [сайт]. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/usloviya-effektivnoi-realizatsii-individualnogo-podkhoda-v-obuchenii
2.       Добролюбов, Н.А. Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью [Электронный ресурс]: Н.А. Добролюбов // Lib.ru/Классика: [сайт]. – Режим доступа: http://az.lib.ru/d/dobroljubow_n_a/text_1500.shtml.
3.       Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология [Текст]: учебник / Е.П. Ильин. – 2-е изд.. доп. – СПб. [и др.]: Питер, 2001. – 454 с.: ил. – С. 327-337. – (Учебник нового века). – Библиогр.: с. 411-447. – Алф. указ.: с. 448-454. – ISBN 5-272-00237-7.
4.       Коменский, Я.А. Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему [Электронный ресурс]: Pedagogic.ru: библиотека по педагогике: [сайт]. - Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000042/st007.shtml
5.       Устинова, Е.В. Теоретико-педагогические основания индивидуального подхода в обучении [Электронный ресурс] / Е.В. Устинова // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [сайт]. Казанский педагогический журнал. – 2011. - №3. – С. 74-77. – Библиогр.: с.77 (7 назв.). – ISSN 1726-846X. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-pedagogicheskie-osnovaniya-individualnogo-podhoda-v-obuchenii
6.       Чернякова, И.Л. Индивидуализация обучения как инновационная идея современной педагогики: историко-культурный контекст [Электронный ресурс] / И.Л. Чернякова // Вестник нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. Сер. «Инновации в образовании», №4. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2009. – С. 18-23. – Список лит.: с.23 (15 назв.). http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99999999_West_2009_4/2.pdf
2019