НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Литвинова А.Ю. Конструктивная деятельность в детском саду как способ развития личности через игру

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (29) https://f.almanah.su/29.pdf

В статье рассмотрены особенности конструктивной деятельности детей как обязательного компонента ФГОС, способствующего развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать и экспериментировать.
Главные задачи, которые стоят перед педагогом сегодня в рамках ФГОС-это формирование мотивации развития и обучения дошкольника, а также его познавательная деятельность в творчестве.
В последнее время социальный статус детей от рождения до школы существенно изменился. В системе образования инновационные процессы требуют новой организации системы в целом. С 1 сентября 2013 года вступил в силу Закон «Об образовании в Российской Федерации», который впервые закрепил дошкольное образование как отдельный уровень общего образования.
Для учителей и родителей школьная среда первых стандартов была в ролях «обучающие» и «обучаемые». Раньше успехи ребенка можно было оценить только, ориентируясь на его школьные оценки. Однако Федеральные государственные требования, которыми руководствовалось дошкольное образование до сегодняшнего дня, содержали в себе некоторые противоречия в содержании, структуре и терминологическом аппарате. Разработка и внедрение ФГОС для дошкольных образовательных учреждений эти противоречия снял. Следовательно, формирование единого образовательного пространства завершилось, а значит обеспечение преемственности всех ступеней образования тоже закончилось.
ФГОС предусматривает отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от непосредственно образовательной деятельности. Воспитатели и педагоги приходят к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная деятельность-идеальная форма работы, которая помогает педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры. Играя с конструктором, ребенок создает свой мир, а попутно осваивает сложнейшие математические знания, сам того не замечая, ребенок пробуждает в себе интерес к творчеству и изобретательству. В раннем возрасте ребенок, играя со строительным материалом, знакомится с первыми математическими представлениями, цветом, размером, геометрическими фигурами. Конструктор научит ребенка доводить начатое дело до своего завершения (конечно, при участии взрослого), а после игры к его уборке. Так, постепенно, будет прививаться аккуратность, что немаловажно.
Конструирование –это продуктивный вид деятельности, поскольку, основная его цель-получение определенного продукта. Под детским конструированием подразумевается создание разных конструкций из моделей строительного материала, деталей конструкторов, изготовления поделок из бумаги, картона и различного бросового материала. Дошкольники могут создавать постройки, которые могут обыгрывать, пользоваться в игре, украшать ими интерьер. В 21м веке обществу требуются люди, способные нестандартно решать проблему, носить новое содержание во всех сферах жизнедеятельности. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации, робототехники. Сегодня государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. И готовить будущих инженеров нужно не в ВУЗах, а значительно раньше, в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Нужна высокая самоорганизованность и умение прогнозировать ситуацию, а также понимание технических процессов. Без хорошей подготовки, человеку бывает сложно этого добиться. Профессия инженера требует постоянного пополнения знаний, не считая специального обучения, так как наука не стоит на месте. Необходимо развивать техническую позицию мышления, аналитический ум и другие качества личности. Если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление мелкой моторики, то теперь, в соответствии с новыми стандартами, необходим новый подход, где совершенствование образовательного процесса направлено главным образом на развитие психических и личностных качеств ребенка, таких как, любознательность, самостоятельность, целеустремленность, креативность, ответственность, обеспечивающих социальную успешность и способствующих формированию интеллектуальных творческих способностей ребенка как личности. Конструктивная деятельность является идеальной формой работы, позволяющая воспитателю сочетать образование, развитие и воспитание в режиме игры.
Благодаря конструированию в дошкольном возрасте, ребенку в дальнейшем будет проще освоить эскизы, чертежи, разнообразные выкройки. Это способствует его математическому и пространственному развитию. В процессе будущего конструирования, человек будет опираться на свои умственные способности, заложенные ранее.
Образовательная деятельность в современном дошкольном образовании устанавливает определенное время работы с детьми:
младшая группа – 15 мин.;
средняя группа – 20 мин.;
старшая группа – 20-25 мин.;
подготовительная к школе группа – 30 мин.
Включение детей в конструкторскую деятельность можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).
Конструирование-одна из самых любимых детских игрушек. Это не только увлекательное, но и очень полезное занятие. При подготовке к школе, конструирование играет большую роль в систематическом обучении. Конструирование закладывает фундамент всестороннего развития личности, это мощный стимул развития фантазии, внимания, памяти, воображения, абстрактного и логического мышления ребенка. Помогая ребенку раскрыть свои способности и таланты, педагог стремится воспитать творца, а не послушного исполнителя. Ребенок должен почувствовать себя художником в своем деле.
Перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы можно использовать графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления. Возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей с нарушениями.
В работе с конструктором, дети приобретают такие навыки как, развитие мелкой моторики, фантазии и воображения, знакомятся с формой предметов на практике, в процессе задумки поставленной задачи и ее реализации вырабатываются технические навыки, стимулируется логическое и образное мышление, обогащается речь.
В подготовительной к школе группе занятия носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления. Любой конструктор-это инструмент, а инструмент можно использовать по-разному, поэтому каждый ребенок использует конструктор для построек различными способами. Одни самостоятельно по предложенной схеме конструируют модель, другие успевают конструировать модели и участвовать в общей игре, третьим нужна помощь воспитателя или родителя при конструировании. Все эти процессы похожи внешне между собой, но ребенок будет считать это разными занятиями, так как в одном случае у него будет развиваться креативное мышление, в другом коммуникативные навыки, а в других играх будет на логику. Разных форм и размеров соединение деталей прекрасно тренирует руку, готовя ее к письму. Развитие произвольного внимания у детей происходит через создание моделей, планирования своей деятельности. В конструкторской деятельности дети знакомятся с балансом и симметрией: постройка будет стоять при условии, если ножки будут одинаковой длины и конструктор будет неустойчив, если на нем будут лежать два маленьких блока, поэтому их нужно заменить одним большим. Эти познания в дальнейшем помогут при обучении физики и математики. В игре с конструктором со сверстниками или взрослым, ребенок пробует, учится объяснять свои поступки, идеи, описывает трудности, с которыми он столкнулся. Испытывая сильное желание поделиться своей идеей, ребенок, сам того не замечая, использует все больше новых слов и словосочетаний. Тем самым у него развивается словарный запас. Игра в конструктор будет полезна в том случае, если ее правильно организовать. Воспитатель сможет мягко направить развитие ребенка в нужном направлении, если он будет менять правила игры и ее условия: усидчивость и аккуратность конструктор сможет привить шумному ребенку, так называемому непоседе, а для скромного-это прекрасный повод для общения со сверстниками.
Чтобы обучить ребенка конструированию в детском саду, необходимо пользоваться алгоритмом. Для начала воспитатель должен показать приемы изготовления игрушки или конструкции и объяснить задачу с определенными условиями ее выполнения, показать отдельные технические приемы, которыми дети смогут овладеть при дальнейшем использовании в изготовлении своей конструкции. При завершении работы, нужно обязательно проанализировать и оценить процесс работы детей, чтобы выяснить, какими способами действий они овладели, какой способ был наиболее проще и интереснее, и чему нужно уделить большее внимание.
Этап творческого конструирования, состоит из стадий элементарного моделирования, подражания, свободного конструирования и фантазирования. В разных возрастных группах необходимо учитывать знания об окружающем мире, полученные детьми на предыдущих этапах конструирования моделей. Каждое тематическое конструирование должно завершаться мероприятием, объединяющим разные возрастные группы, например, тематической выставкой, на которой демонстрируются созданные детьми модели.
Современные конструкторы представляют множество вариантов конструирования, которые можно объединить в следующие виды:
По материалам:
- из строительных наборов – использование геометрических тел, кубов, цилиндров, призм и др. для создания построек. В условиях дошкольного образования используют напольный и настольный строительные материалы;
- из конструкторов – использование деревянных, пластмассовых, металлических наборов для создания конструкций, отличающихся способом крепления деталей. Дети осваивают новые способы соединения, создают разнообразные конструкции;
- из природного материала – создание игрушек, поделок из шишек, скорлупы орехов, семечек, веток и др. материалов. Природный материал должен быть выразителен и характерен;
- из бросового материала – создание поделок из баночек, бутылок, коробок и др. материалов, т.е. придание «второй жизни», эстетическое оформление бросового материала;
- из бумаги и картона – использование различных сортов бумаги: настольной, писчей, глянцевой, картона для создания поделок, игрушек и др.;
- оригами – часть конструирования из бумаги, но оно отличается особым способом сгибания;
- объемное бумажно-картонное моделирование – использование бумаги и картона, которое характеризуется сочетанием данных видов материала и созданием объемных конструкций для игровой деятельности детей (например, изготовление мебели, зданий).
По характеру деятельности:
- индивидуальное конструирование;
- коллективное конструирование.
По назначению:
- практическое назначение;
- художественно-эстетическое назначение.
По количеству деталей конструкторы бывают крупными, средними и мелкими. Создавая собственные конструкции, дети учатся новым способам сборки, работе со схемами, чертежами. Конструирование может быть не только реалистичным, но и стилизованным, и абстрактным.
Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность отбора деталей и творчество при условии полного обеспечения материальной базы (чем разнообразней конструкторы, тем ярче творчество). Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью либо выставкой.
В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, умения и навыки. Создавая конструкции из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объемными формами, изучают их свойства, осваивают правила композиции в конструировании, получают представления о симметрии, равновесии, пропорции.
Все виды конструирования способствуют разностороннему развитию ребенка. На занятиях развивается образное мышление, воображение, творческие способности, память, способности концентрации внимания. Начиная моделировать постройку, ребенок на первом этапе представляет ее (мысленно или на основе схемы, картинки), продумывает общую форму, отдельные части, затем соотносит образ с имеющимися деталями, выявляет степень их пригодности, после чего приступает к конструированию задуманного. В ходе постройки ребенок может добавлять незапланированные детали, убирать имеющиеся или включать дополнительные материалы. Таким образом, достигается высокая результативность конструктивной деятельности.
Конструирование-это целенаправленная созидательная деятельность человека, в том числе и ребенка, которая всегда, так или иначе, связана с созданием неких целостностей. При этом учитываются способы объединения частей, деталей в одно целое, как осмысленное, и всегда подбираются адекватно способы преобразования исходного материала, которые являются целевым ориентиром и результатом. В конструировании цель и результат сближены. Очень важно, чтобы целевая позиция ребенка (что я буду делать), так или иначе, было связано с завершением и с достигнутым результатом.
Конструирование и работа своими руками это то, что интересно детям. Данная деятельность способствует развитию у детей конструкторских умений и навыков, их умение прогнозировать результат, а самое главное, видеть результат своей собственной работы. Созданные постройки дети активно используют в игре, они могут свободно изменить ее; добавить деталь или убрать лишнюю, то есть сделать ее такой, какая им нужна на данный момент. Данная деятельность очень интересна и продуктивна.
Конструктор-это отличная игрушка для развития детей разного возраста. Сегодня очень много современных наборов конструктора, которые позволяют от простой модели по схеме спроектировать и создать своими руками радиоуправляемого робота. Это не только развлечение для ребенка, но и времяпрепровождение с огромной пользой. Каждый родитель хочет вырастить самого умного и счастливого ребенка, который в дальнейшем многого добьется. Чтобы это получилось, нужно с ним заниматься. И это не обязательно платные курсы. Достаточно развивающей игры, в которую можно играть вместе с ребенком дома каждый день. Развитие-это полезные развивающие игры и занятия в игровой форме, это, прежде всего, время, проведенное с ребенком.
Библиографический список:
1. Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. М.: Просвещение, 1971
2. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий [Текст]/ Л.В. Куцакова-М.: ТЦ Сфера, 2005
3. Поддьяков Н.Н. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий М.: ТЦ Сфера, 2009
4. Комарова Т.С., Савенкова А.И. Коллективное творчество дошкольников. -М.: Педагогическое общество России, 2005
2020