Исследовательская и проектная деятельность

Березина Т. В. Познавательно-исследовательский проект по патриотическому воспитанию «Весна! Салют! Победа!»

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (49) https://f.almanah.su/49.pdf


На протяжении многих лет, праздник 9 Мая остаётся самым душевным и трогательным праздничным днём. Никакой другой праздник нельзя сравнить с ним. До сих пор, символ сильного Отечества – это ветеран, у которого грудь в орденах и рядом с которым идет внук. В день Победы каждый из нас особенно ярко чувствует гордость за свою историю. Эта гордость укрепляет нашу веру в то, что мы сможем преодолеть любые беды.
День Победы отмечают все без исключения граждане России и других стран бывшего СССР. Но много ли знают об этом празднике дети дошкольного возраста? Не превратится ли он в простой символ, который не несет абсолютно никакого смысла для большинства? Знают ли дети, какие традиции включает в себя празднование Дня Победы? Какова их история и значимость?
Именно поэтому мы решили, как можно подробнее, раскрыть детям старшего дошкольного возраста историю и традиции столь знаменательного праздника. Подрастающее поколение должно праздновать День победы, соблюдая все традиции этого дня, помня и чтя всю историю, которая создавалась на протяжении долгих лет.
Проблема: у дошкольников недостаточно сформированы знания об истории празднования Дня Победы, значимости традиций, которые проводятся в честь празднования этого Великого дня.
Цель проекта: формирование патриотического сознания и обогащения знаний детей об истории празднования Дня Победы, его значения в жизни людей и традициях, которые проводятся в этот День.
Задачи проекта:
1.       Закрепить представление детей об истории ВОВ.
2.       Расширить знания об истории празднования Дня Победы.
3.       Познакомить детей с традициями, которые посвящены Дню Победы.
4.       Развивать интерес детей к историческим событиям ВОВ.
5.       Формировать патриотическое чувство у детей старшего дошкольного возраста.
Обеспечить координацию совместных усилий семьи и ДОО по патриотическому и творческому воспитанию дошкольника, создать единую воспитательную среду.
Гипотеза: формирование основ патриотической воспитанности
ребенка и взрослых будет успешным если:
- будет заинтересованность всех участников воспитательно-образовательного процесса, их стремление к росту достижений в ходе реализации проблемы;
- будет создана специально организованная среда;
- работа по патриотическому воспитанию будет проводиться целенаправленно, систематически, планомерно.
Объект исследования: процесс формирования представлений об истории празднования Дня Победы.
Предмет исследования: комплекс мероприятий направленный на изучение традиций, посвященных Дню Победы с детьми старшего дошкольного возраста.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагог, музыкальный руководитель, родители (законные представители).
Сроки реализации проекта: краткосрочный (09.03.2021 - 16.04.2021)
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Материально-техническое оснащение: проектор, ноутбук, электронные презентации, магнитофон, подбор художественной литературы, подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии)
Продукт проектной деятельности: лэпбук «Весна! Салют! Победа!», макет мемориала «Вечный огонь», альбом памяти героям ВОВ «Горжусь своим прадедом!».
Формы реализации проекта:
- организационная образовательная деятельность;
- чтение и обсуждение повествовательных рассказов о ВОВ;
-экскурсии (детская библиотека № 22, Уральский Государственный военно-исторический музей);

- литературная гостиная «Салют Героям!» с участием труженицы тыла Пушкаревой Тамары Михайловны;

- интеллектуальная игра «Всё о Великой Отечественной Войне»;
- доклады детей «Города -Герои»;
-рисование военной техники, вечного огня, аппликация георгиевской ленты, конструирование макета мемориала «Вечный огонь»;
- дидактические игры;
-просмотр документальных фильмов о ВОВ;
- мультимедийные презентации;
Работа с родителями (законными представителями):
- организация посещения музея и детской библиотеки;

- помощь в оформлении: мемориала, альбома Памяти Героям «Горжусь своим прадедом!», выставки поздравительных открыток и военной техники.

Методы работы по проекту:
·                        игровой метод (дидактические и интеллектуальные игры, ситуации);
·                        словесный метод (чтение и обсуждение рассказов, исторических фактов, стихов, песен, пословиц и высказываний про ВОВ, презентация докладов «Города - герои»);
·                        наглядный метод (наблюдение, демонстрация наглядных пособий);
·                        практический метод (создание макетов, открыток, георгиевских лент).
Поэтапная деятельность по разработке и осуществлению проекта через интеграцию различных видов деятельности:
Реализация проекта осуществлялась в 4 этапа через интеграцию различных видов деятельности:
1.Организационный этап
2.Планирование деятельности
3.Реализация проекта
4.Завершение проекта
Предполагаемые образовательные результаты проекта:
1.У детей сформируется осознанное представление об истории Великой Отечественной Войны.
2. Расширятся знания об истории празднования Дня Победы.
3. Дети познакомятся с традициями празднования, которые посвящены Дню Победы.
4. У детей повысится интерес к историческим событиям Великой Отечественной Войны.
5. Обогатятся представления детей о защитниках Родины, в годы Великой Отечественной войны;
6.Сформируется внимательное и уважительное отношение у детей старшего дошкольного возраста к ветеранам Великой Отечественной войны, пожилым людям, желание оказать им помощь и заботу;
7.Обогатится словарный запас, связная речь у детей.
8. Родители воспитанников понимают значимость патриотического воспитания и помогут детям во всех их начинаниях, также стали активными участниками проекта.
Теоретическая значимость проекта заключается в необходимости обобщить теоретические представления о ВОВ и истории празднования Дня Победы.
Практическая значимость выбранной темы состоит в том, что разработанный нами проект «Весна! Салют! Победа!» может быть успешно использован педагогами дошкольных образовательных организаций по организации патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
План проекта
Этапы реализации проекта
I этап – организационный.
II этап – планирование.
III этап – реализация проекта.
IVэтап – завершение проекта.
На первом этапе – организационном – осуществлялось «погружение» в проект всех его участников – детей, родителей, воспитателя. Нами проводилось обсуждение цели и задач проекта с детьми и родителями, создавались необходимые условия для его реализации, включались мероприятия проекта в перспективное планирование образовательной деятельности. Подобраны и разработаны методические материалы по проблеме формирования знаний об истории празднования Дня Победы и его традициях у детей старшего дошкольного возраста, а так же у родителей воспитанников. Была организована совместная экскурсия с родителями в музей и детскую библиотеку. Совместно с родителями и тружеником тыла была проведена литературная гостиная.
На втором этапе совместно с детьми и родителями планировали деятельность по проекту. Здесь использовали модель «трех вопросов». Нами была составлена системная «паутинка» по проекту, в которой была отражена интеграция разных видов детской деятельности: изобразительной, коммуникативной, игровой, самообслуживание, чтение художественной литературы, музыкальная, двигательная, конструирование. Подбор родителями материала о ВОВ, городах-героях и о героях войны.

На третьем этапе проект реализовывался в группе при проведении ООД по патриотическому воспитанию и в разных видах детской деятельности. Результат: в процессе ознакомления с историей празднования Дня Победы и традициями этого дня у детей сформировался ряд качеств, ценных для дальнейшего эмоционального, нравственного и патриотического развития: активность, сознательность, самостоятельность, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении положительных эмоций. Родители овладели необходимыми знаниями патриотической направленности, способствующими формированию и развитию начал патриотической культуры у дошкольников.
На четвертом этапе осуществлялось организованное завершение проекта в виде:
-создание макета мемориала «Вечный огонь» и возложение цветов;
- создание лэпбука «Весна! Салют! Победа!»;
- создание альбома «Горжусь своим прадедом!»;
- интеллектуальная игра «Все о ВОВ»;
- литературная гостиная «Салют героям!» с участием труженика тыла ВОВ.

Заключение

Дошкольная организация является первым звеном системы непрерывного патриотического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры патриотического воспитания.
Сотрудничество с семьями детей по патриотическому воспитанию, совместно организованные мероприятия не только помогли обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску, так как именно в семье формируются основы духовного, культурного и патриотического облика, закладываются определенные взгляды и привычки.
Таким образом, мы надеемся, что знания и традиции, с которыми дети были ознакомлены, будут поддерживаться ими всю жизнь, и этот опыт будет передаваться из поколения в поколение.

 

Системная «паутинка» по проекту «Салют! Весна! Победа!» (интеграция различных видов детской деятельности)

Изобразительная

- «Открытка для ветерана» - рисование, аппликация;
- «Георгиевская лента» - аппликация;
- «Вечный огонь» - рисование, аппликация;
- Макет мемориала «Вечный огонь»;
- Цветы для Вечного огня – оригами;

- «Письма с фронта» - оригами.

Коммуникативная

Беседы:
«История дня Победы», «Традиции празднования дня Победы», «Дети и война», «Награды победы», «Парад победы», «Помощь тыла», «Взятие Берлина», «Оружие победы»
Литературная гостиная с участием труженика тыла ВОВ;
НОД: - «Что такое День Победы?», «Традиции празднования дня Победы» - познавательное развитие;
- «Роль животных в ВОВ» - речевое развитие;
- «Человек и война» - социально – коммуникативное развитие;

- «Смелые ребята» -чтение художественной литературы.

Игровая

Интеллектуальная игра «Все о ВОВ»
Сюжетно – ролевая игра:
«Разведчики и пехотинцы», «Наши защитники», «Военные»,
«Защитники Родины», «Моряки»
Дидактические игры:
«Кто служит в армии»; «Посылка на фронт»; «Каким должен быть воин»; «Защитники Отечества»; «Парад в День Победы»; «Найди тень».
Настольная игра: «Дойди до победы»
Словесная игра «Кому что нужно?»

Исследовательская деятельность:

- Доклад «Города-герои»;
- Рассказ о герое «Помним! Гордимся! Чтим!».

Двигательная

Подвижные игры: «Полетная группа», «Самолеты и летчики», «Переправа», «Снайпер», «Марш-бросок».
Физкультминутки: «Ура!», «Будем мир мы защищать», «Вертолет», «Мы-военные»
Чтение художественной литературы

Познавательная

Рассматривание и чтение энциклопедии Б. Б. Проказова «Великая Отечественная война»;
заучивание и чтение стихотворений: «Салют!», «Пусть дети не знают войны», «Гремят салюты над страной», «Еще тогда нас не было на свете», «Спасибо героям…», «Что такое День Победы?», «Тот самый долгожданный май!»; рассматривание книг, иллюстраций о ВОВ.
Чтение художественной литературы: Ю. П. Герман «Вот как это было», А. М. Жариков «Смелые ребята», С. Михалков «День Победы», А. Митяев «Землянка», «Мешок овсянки», «Почему армия родная».

Музыкальная

Прослушивание песен «Катюша», «Три танкиста», «День Победы», «Смуглянка», «В землянке», «Журавли»
Разучивание и исполнение песни «Идут ветераны» ( муз.и сл. З. Роот)

Конструирование

- палочки Кюизенера «Вечный огонь»;
- Строительная игра «Военная техника»;
- постройка из строительного материала «Военный вертолет»;
- постройка из ЛЕГО конструктора военной техники;
- постройка из ТИКО-конструктора «Военная база»;

- конструирование из природного материала «Боевое сражение».

Библиографический список

1.        Агапова Д.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций / Д.Ю. Агапова // Известия института педагогики и психологии образования. - 2018. - № 4. - С. 130-134. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36642677_82968118.PDF - Режим доступа: науч.- электрон. б-ка «eLibrary.ru», требуется авторизация.
2.        Бобрикова Е.В. Патриотическое воспитание дошкольников посредством развивающих игр / Е.В. Бобрикова, С.Д. Бочарникова, Я.С. Кокуркина // Научные исследования и современное образование: сб. материалов III междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 02 июля 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары, 2018. - С. 47-50. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35361194_64748666.pdf - Режим доступа: науч.- электрон. б-ка «eLibrary.ru», требуется авторизация.
3.        Лесунова В.В. Патриотическое воспитание дошкольников как основа формирования нравственно здоровой личности / В.В. Лесунова // Молодой ученый. - 2018. - № 43 (229). - С. 73-74. - https://moluch.ru/archive/229/53325/ - Режим доступа: науч.-электрон. б-ка «eLibrary.ru», требуется авторизация.
4.        Носаева И.А. Проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста / И.А. Носаева // Вопросы науки и образования. - 2018. - № 6 (18). - С. 141-143. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_34913939_87545297.pdf - Режим доступа: науч.- электрон. б-ка «eLibrary.ru», требуется авторизация
5.        Курганская Л.В. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации / Л.В. Курганская // Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России: опыт, проблемы и перспективы: материалы заоч. всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 24-26 января 2018 г.) / Уральский гос. пед. ун-т; отв. ред. Е.Н. Бородина. – Екатеринбург, 2018 -. С. 110-111. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_34962677_37653634.pdf - Режим доступа: науч.- электрон. б-ка «eLibrary.ru», требуется авторизация.

2021