Исследовательская и проектная деятельность

Кутараева С.В. Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы (5– 6) лет в рамках образовательной области познавательное развитие на тему: «В поисках Золотого ключика»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf


Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности и любознательности через экспериментальную деятельность.
Интегрированная форма: игра-путешествие с элементами геокешинга.
Задачи: формировать умение ориентироваться на местности по карте – схеме, определять направление маршрута; развивать познавательную активность, любознательность детей при проведении опытов, умение делать выводы; закрепить представление детей о свойствах воздуха, воды, магнита в процессе экспериментирования; воспитывать дружеские взаимоотношения, самостоятельность и инициативность; активизировать речь и обогащать словарь детей.
Оборудование: ноутбук, экран, презентация, аудиозапись, салфетки, стаканы с водой, трубочки, пакеты, тарелочки, конфеты драже Скитлс, влажные салфетки, поддоны с песком, монеты, магниты, поддон с водой, металлические и пластмассовые ключи, шкатулка.
Ход:
Ребята возьмитесь за руки, сделаем большой круг и поприветствуем друг друга.
В круг широкий вижу я встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.
Давайте прикоснёмся ладошками к ладошкам друга и
Поделимся  своим теплом друг с другом.
Воспитатель: « Ребята, я сегодня утром получила звуковое  письмо.
А от кого это письмо, я не знаю?
Письмо прислал нам Буратино!
 Воспитатель : А о чём он мог нам написать?
Голос Буратино:
Здравствуйте, ребята! У меня проблема.
Мне нужен ключик от потайной двери.
А ключик находится у черепахи Тортиллы на дне пруда,
Помогите мне, пожалуйста, ребята достать золотой ключик! В пути вас будут ждать интересные задания.
А в помощь я вам даю карту – схему, которая находится в вашем зале и волшебный камень.
Воспитатель: Ребята, поможем Буратино? (дети соглашаются) 
Воспитатель: Нам сегодня предстоит отправиться в путешествие, и мы станем путешественниками - исследователями.
А кто такие путешественники? (Ответы детей.)
Путешественники – это люди совершающие путешествия.
А как вы считаете, а кто такие исследователи?
(Это люди которые исследуют, изучают природу и различные предметы.)
 Вы хотите стать сегодня путешественниками – исследователями?
А помогать нам в пути будет вот эта карта, которую прислал нам Буратино. Ребята, а кто из вас умеет пользоваться картами? Давайте внимательно рассмотрим карту, откуда мы должны начать своё путешествие и куда идти сначала? (дети рассматривают карту, предполагают, что начать путешествие нужно с красного крестика и идти по дорожке, как на карте.)
На полу в нашем зале сделана специальная разметка, такая же, что и на карте. В начале пути стоит знак – красный крестик.
Воспитатель: Итак, ребята, вы готовы? Тогда отправляемся в путь!
 Первый пункт нашего пути – (лес). А как нам до него добраться? По какой дорожке мы пойдём? ( нам нужно пройти по зеленой дорожке).
Вот мы и добрались до волшебного леса. Оглядитесь вокруг- поют птицы, летают бабочки, растут красивые цветы, ярко светит солнце. В лесу очень легко дышится. Глубоко вдохнем и выдохнем, вдохнем и выдохнем. - Ребята послушайте загадку и отгадайте её:
Он нам нужен, чтоб дышать
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час
Но не видим он для нас. Что это? (воздух)
Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет)
- А раз мы его не видим, значит, какой воздух? (прозрачный, бесцветный).
Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух? (Да)
Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают)
Ловите пакетом воздух, закручивайте пакет.
 Что внутри пакета? (воздух)
 На что похож пакет? (на подушку, шар)
Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? (Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч, шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг)
А сейчас откроем  пакет и выпустим из него воздух. Теперь воздух вокруг нас. Ребята не забываем, что в лесу нельзя разбрасывать мусор. Поэтому пакетики мы сложим вот в этот контейнер.
Ребята, как вы думаете, можно ли почувствовать воздух? (ответы) .
 Давайте проверим! Предлагаю взять трубочки и подуть в нее на свою ладошку (дуют). Что вы чувствуете? Да, вы правы, воздух можно почувствовать.
А теперь опустите трубочку в стакан с водой, подуйте и посмотрим, что же произойдёт.
  Ой, ребята, что это происходит с водой? ( Выходят пузырьки).
Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).
Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков.
Вывод:  Воздух мы не замечаем,
Честно вам мы говорим.
Просто мы его вдыхаем-
Воздух, посмотрите какая чудесная поляна. Здесь мы сделаем привал, и немножко отдохнем,
Игра пяточка носочек. (Звук грома и шум дождя).
Капля раз, капля два, очень медленно сперва.
А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом,
Мы зонты свои раскрыли (руки развести в стороны)
От дождя себя укрыли (руки полукругом над головой)
Вот и закончился дождик! А что появляется на небе после дождя? (ответы детей). А над нашей полянкой нет радуги.
Давайте мы с вами станем немножко волшебниками и сделаем волшебную радугу.
 Чтобы волшебство произошло, нам потребуется вода. Скажите какого цвета вода? ( у воды нет цвета ,она прозрачная).Ребята ,а как вы думаете что произойдет, если в воду добавить краску (вода окраситься, поменяет цвет). Молодцы! Правильно.
  А теперь приступаем к волшебству. В пустую тарелочку по кругу, раскладываем разноцветные конфеты. Теперь аккуратно в центр тарелочки наливаем тёплую воду,….. и начинается волшебство!!!
С солнцем дружит радуга,
Солнцем освещается.
Как красиво радуга
В небе расстилается!
 Молодцы ребята, замечательно мы с вами потрудились. Ещё один осенний день у нас получился теплым и ясным.
Но нам нужно торопиться! Обратимся к нашей карте(рассматривают карту). Какая остановка ждет нас впереди? Следующая остановка - «Поле чудес». Пойти  в путь нам нужно по желтой дорожке (идут).
Ребята вот мы пришли. Здесь зарыт клад. Лиса Алиса и кот Базилио спрятали от Буратино золотые монеты в песок. А как же нам вернуть денежки  Буратино?- Как мы можем их найти в песке ведь они такие маленькие (перекопать песок лопатой; высыпать весь песок; поискать руками; можно поискать с помощью магнита). Молодцы. Вот здесь нам и пригодится волшебный  камень который дал нам Буратино. Посмотрите, что это за камень. Как вы думаете, а как он называется? (магнит) Магнит  имеет свойство притягивать металлические предметы. Давайте проверим. Берём магниты, подносим к поверхности песка и собираем монетки в сундучок.
Видите ребята,  какой чудесный камень дал нам Буратино. Его волшебная сила действует через песок. Мы помогли Буратино вернуть его монеты. Но нам нужно продолжать наше путешествие. И куда отправит нас карта? (ответы детей)
Давайте возьмемся за руки  и пойдем вон по той узкой тропинке, чтобы никто не потерялся.
Ребята вот мы и добрались до пруда Черепахи Тортиллы. Посмотрите, что вы видите? (ключики). Что же нам делать? Как достать ключик, чтобы не замочить руки? (ответы детей). Давайте с помощью магнита попробуем достать ключи? (Дети достают ключики с помощью магнита).
Ребята, как вы думаете почему вы не смогли достать все ключики?( потому что они не железные). Правильно.  Магнит притягивает только металлические предметы. Ребята ключиков много, а нужного золотого, здесь нет. Где же нам его найти. Посмотрите - сундучок, может черепаха Тортила спрятала его в нем? Но,что же нам делать он закрыт. Как нам его открыть? Давайте попробуем подобрать нужный ключик (подбирают ключ и открывают замок в сундуке находят золотой ключик)Посмотрите вот он!
Голос Буратино: Спасибо вам. Вы очень умные, добрые, дружные и отзывчивые ребята – готовые придти всегда на помощь.
Вот и закончилось наше с вами путешествие. Давайте вспомним, где мы сегодня с вами побывали? (в лесу, на волшебной поляне, на поле чудес, у пруда черепахи Тортиллы). Что мы делали в лесу? (дышали воздухом, ловили воздух в пакет). Чем занимались на волшебной поляне? (играли, делали радугу). А как нам смог помочь магнит? (он притягивает только металлические предметы). Его волшебная сила действует не только через песок, но и воду. Мы узнали много нового и интересного. А самое главное смогли помочь Буратино. Ребятки, если вам понравилось ваше путешествие - возьмите по одной монетке! Кому понравилось быть волшебником на полянке – возьмите по одной монетке! Если вы смогли по карте добраться до пруда черепахи Тортиллы и справится со всеми заданиями то - возьмите ещё по одной монетке (дети берут).
2022