Кутараева С.В. Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы (5– 6) лет в рамках образовательной области познавательное развитие на тему: «В поисках Золотого ключика»
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности и любознательности через экспериментальную деятельность. Интегрированная форма: игра-путешествие с элементами геокешинга. Задачи: формировать умение ориентироваться на местности по карте – схеме, определять направление маршрута; развивать познавательную активность, любознательность детей при проведении опытов, умение делать выводы; закрепить представление детей о свойствах воздуха, воды, магнита в процессе экспериментирования; воспитывать дружеские взаимоотношения, самостоятельность и инициативность; активизировать речь и обогащать словарь детей. Оборудование: ноутбук, экран, презентация, аудиозапись, салфетки, стаканы с водой, трубочки, пакеты, тарелочки, конфеты драже Скитлс, влажные салфетки, поддоны с песком, монеты, магниты, поддон с водой, металлические и пластмассовые ключи, шкатулка. Ход: Ребята возьмитесь за руки, сделаем большой круг и поприветствуем друг друга. В круг широкий вижу я встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево, В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся. Давайте прикоснёмся ладошками к ладошкам друга и Поделимся своим теплом друг с другом. Воспитатель: « Ребята, я сегодня утром получила звуковое письмо. А от кого это письмо, я не знаю? Письмо прислал нам Буратино! Воспитатель : А о чём он мог нам написать? Голос Буратино: Здравствуйте, ребята! У меня проблема. Мне нужен ключик от потайной двери. А ключик находится у черепахи Тортиллы на дне пруда, Помогите мне, пожалуйста, ребята достать золотой ключик! В пути вас будут ждать интересные задания. А в помощь я вам даю карту – схему, которая находится в вашем зале и волшебный камень. Воспитатель: Ребята, поможем Буратино? (дети соглашаются) Воспитатель: Нам сегодня предстоит отправиться в путешествие, и мы станем путешественниками - исследователями. А кто такие путешественники? (Ответы детей.) Путешественники – это люди совершающие путешествия. А как вы считаете, а кто такие исследователи? (Это люди которые исследуют, изучают природу и различные предметы.) Вы хотите стать сегодня путешественниками – исследователями? А помогать нам в пути будет вот эта карта, которую прислал нам Буратино. Ребята, а кто из вас умеет пользоваться картами? Давайте внимательно рассмотрим карту, откуда мы должны начать своё путешествие и куда идти сначала? (дети рассматривают карту, предполагают, что начать путешествие нужно с красного крестика и идти по дорожке, как на карте.) На полу в нашем зале сделана специальная разметка, такая же, что и на карте. В начале пути стоит знак – красный крестик. Воспитатель: Итак, ребята, вы готовы? Тогда отправляемся в путь! Первый пункт нашего пути – (лес). А как нам до него добраться? По какой дорожке мы пойдём? ( нам нужно пройти по зеленой дорожке). Вот мы и добрались до волшебного леса. Оглядитесь вокруг- поют птицы, летают бабочки, растут красивые цветы, ярко светит солнце. В лесу очень легко дышится. Глубоко вдохнем и выдохнем, вдохнем и выдохнем. - Ребята послушайте загадку и отгадайте её: Он нам нужен, чтоб дышать Чтобы шарик надувать С нами рядом каждый час Но не видим он для нас. Что это? (воздух) Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет) - А раз мы его не видим, значит, какой воздух? (прозрачный, бесцветный). Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух? (Да) Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают) Ловите пакетом воздух, закручивайте пакет. Что внутри пакета? (воздух) На что похож пакет? (на подушку, шар) Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? (Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч, шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг) А сейчас откроем пакет и выпустим из него воздух. Теперь воздух вокруг нас. Ребята не забываем, что в лесу нельзя разбрасывать мусор. Поэтому пакетики мы сложим вот в этот контейнер. Ребята, как вы думаете, можно ли почувствовать воздух? (ответы) . Давайте проверим! Предлагаю взять трубочки и подуть в нее на свою ладошку (дуют). Что вы чувствуете? Да, вы правы, воздух можно почувствовать. А теперь опустите трубочку в стакан с водой, подуйте и посмотрим, что же произойдёт. Ой, ребята, что это происходит с водой? ( Выходят пузырьки). Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы). Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Вывод: Воздух мы не замечаем, Честно вам мы говорим. Просто мы его вдыхаем- Воздух, посмотрите какая чудесная поляна. Здесь мы сделаем привал, и немножко отдохнем, Игра пяточка носочек. (Звук грома и шум дождя). Капля раз, капля два, очень медленно сперва. А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом, Мы зонты свои раскрыли (руки развести в стороны) От дождя себя укрыли (руки полукругом над головой) Вот и закончился дождик! А что появляется на небе после дождя? (ответы детей). А над нашей полянкой нет радуги. Давайте мы с вами станем немножко волшебниками и сделаем волшебную радугу. Чтобы волшебство произошло, нам потребуется вода. Скажите какого цвета вода? ( у воды нет цвета ,она прозрачная).Ребята ,а как вы думаете что произойдет, если в воду добавить краску (вода окраситься, поменяет цвет). Молодцы! Правильно. А теперь приступаем к волшебству. В пустую тарелочку по кругу, раскладываем разноцветные конфеты. Теперь аккуратно в центр тарелочки наливаем тёплую воду,….. и начинается волшебство!!! С солнцем дружит радуга, Солнцем освещается. Как красиво радуга В небе расстилается! Молодцы ребята, замечательно мы с вами потрудились. Ещё один осенний день у нас получился теплым и ясным. Но нам нужно торопиться! Обратимся к нашей карте(рассматривают карту). Какая остановка ждет нас впереди? Следующая остановка - «Поле чудес». Пойти в путь нам нужно по желтой дорожке (идут). Ребята вот мы пришли. Здесь зарыт клад. Лиса Алиса и кот Базилио спрятали от Буратино золотые монеты в песок. А как же нам вернуть денежки Буратино?- Как мы можем их найти в песке ведь они такие маленькие (перекопать песок лопатой; высыпать весь песок; поискать руками; можно поискать с помощью магнита). Молодцы. Вот здесь нам и пригодится волшебный камень который дал нам Буратино. Посмотрите, что это за камень. Как вы думаете, а как он называется? (магнит) Магнит имеет свойство притягивать металлические предметы. Давайте проверим. Берём магниты, подносим к поверхности песка и собираем монетки в сундучок. Видите ребята, какой чудесный камень дал нам Буратино. Его волшебная сила действует через песок. Мы помогли Буратино вернуть его монеты. Но нам нужно продолжать наше путешествие. И куда отправит нас карта? (ответы детей) Давайте возьмемся за руки и пойдем вон по той узкой тропинке, чтобы никто не потерялся. Ребята вот мы и добрались до пруда Черепахи Тортиллы. Посмотрите, что вы видите? (ключики).Что же нам делать? Как достать ключик, чтобы не замочить руки? (ответы детей). Давайте с помощью магнита попробуем достать ключи? (Дети достают ключики с помощью магнита). Ребята, как вы думаете почему вы не смогли достать все ключики?( потому что они не железные). Правильно. Магнит притягивает только металлические предметы. Ребята ключиков много, а нужного золотого, здесь нет. Где же нам его найти. Посмотрите - сундучок, может черепаха Тортила спрятала его в нем? Но,что же нам делать он закрыт. Как нам его открыть? Давайте попробуем подобрать нужный ключик (подбирают ключ и открывают замок в сундуке находят золотой ключик). Посмотрите вот он! Голос Буратино: Спасибо вам. Вы очень умные, добрые, дружные и отзывчивые ребята – готовые придти всегда на помощь. Вот и закончилось наше с вами путешествие. Давайте вспомним, где мы сегодня с вами побывали? (в лесу, на волшебной поляне, на поле чудес, у пруда черепахи Тортиллы). Что мы делали в лесу? (дышали воздухом, ловили воздух в пакет).Чем занимались на волшебной поляне? (играли, делали радугу). А как нам смог помочь магнит? (он притягивает только металлические предметы). Его волшебная сила действует не только через песок, но и воду. Мы узнали много нового и интересного. А самое главное смогли помочь Буратино. Ребятки, если вам понравилось ваше путешествие - возьмите по одной монетке! Кому понравилось быть волшебником на полянке – возьмите по одной монетке! Если вы смогли по карте добраться до пруда черепахи Тортиллы и справится со всеми заданиями то - возьмите ещё по одной монетке (дети берут).