В настоящее время в России наблюдается рост детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди дошкольников, поступающих в первые классы общеобразовательных учреждений, с каждым годом увеличивается количество детей с недостатками речевого развития. В прошлом году я набрала первый класс. После обследования детей логопедом, выяснилось, что практически половина детей класса имеют проблемы с речевым развитием, но только у четверых – статус ОВЗ. Вы все прекрасно знаете, что различные недостатки речевого развития становятся серьёзным препятствием для формирования на начальных этапах обучения полноценных навыков чтения и письма, а в дальнейшем не дают успешно усваивать школьною программу. Передо мною встала задача поиска педагогических форм, методов и приёмов работы, которые способствовали бы речевому развитию детей. Кроме этого при планировании и проведении занятий мне необходимо было учитывать специфические особенности детей с ОНР. Организуя работу с учащимися целесообразно: 1. Осуществлять только индивидуальный подход к ребёнку с учётом его возрастных и психических особенностей. 2. Обеспечивать положительную мотивацию выполнения заданий, с тем, чтобы повысить эффективность обучения. 3. Необходимо чередовать различные виды деятельности. 4. Учитель должен включать в занятия тренировочные упражнения по развитию внимания, внимания, мыслительных операций. 5. Учащимся с ОНР необходим более благоприятный (облегчённый) режим обучения. Он характеризуется не снижением уровня требований к усвоению программного материала, а организацией режима обучения. Прежде всего, дети нуждаются в особой психологической поддержке со стороны учителя. Это выражается в ободрении, мягком тоне замечаний, поощрении и т.д. 6. Задачи, которые учитель ставит в учебном процессе перед классом в целом, для учеников с ОНР эти задачи детализируются, инструкции учителя должны носить дробный характер, т.е. быть доступными для понимания и выполнения. 7. В тех случаях, когда у ребёнка отмечаются стойкие ошибки письма и чтения, не следует его заставлять многократно повторять выполнение одних и тех же заданий. 8. При оценке письменных работ нужно отдельно учитывать специфические речевые ошибки и не снижать оценку за них. 9. Предоставление дополнительного времени для завершения задания, разрешение переделывать задание, с которым не справился. 10. При общении с учащимися, имеющими ОНР, педагог должен обращать внимание на качество своей речи, поскольку от этого будет зависеть качество восприятия учебного материала ребёнком. Речь педагога должна быть небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. 11. Отношение учителя к ученику должно быть благожелательным; своими мимикой, жестами, интонацией он должен вызывать у ребёнка желание сотрудничать. С первых дней обучения провожу целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме в виде различных упражнений: 1. Артикуляционные гимнастики. Регулярно провожу на каждом уроке обучения грамоте, письма и других, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Сначала упражнения лучше выполнять в медленном темпе и перед зеркалом, после того как ребёнок научится выполнять упражнение, зеркало можно убрать. 2. Фонетические зарядки. - Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж) - Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду) 3. Одновременно ведётся работа по развитию мелкой моторики рук: пальчиковые зарядки. Так как речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук в процессе их движения. На занятиях внеурочной деятельности: кружок «Художественное творчество», также развиваю мелкую моторику, вышивая с детьми в технике «изонить». 4. Чтение скороговорок, чистоговорок. Ру-ру-ру – заиграю я в трубу. Жа-жа-жа – есть ласты у моржа. По слоговой таблице предлагаю детям самим придумать чистоговорки. 5. Провожу игру «Я начну, а вы продолжите …», как на уроках литературного чтения, так и русского языка. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с текстами, их составление и обсуждение. 1. Упражнение «Клякса». Заранее заготавливаю несколько различных клякс. Прошу детей рассказать, на что похожи кляксы. 2. Упражнение «Шёрлок Холмс». Для игры необходимо несколько разнообразных предметов: сумочка с предметами записная книжка, туфель и др. Детям предлагается, изучив предметы, как можно больше рассказать об их владельцах. В своей работе использую тетрадь на печатной основе «Контрольное списывание с заданиями к тексту» Межуевой Ю.В. Представленные работы позволяют детям не только научиться списывать текст без ошибок, но и самостоятельно работать с текстом. К каждому тексту даны 2 варианта работы, которые включают 4-6 заданий. Систематически провожу словарную (лексическую) работу по выявлению значения слов. В ходе такой работы учащиеся узнают о многозначности слов, о синонимах, антонимах, о правильном употреблении их в речи. Постепенно приучаю пользоваться толковыми и орфографическими словарями. 1. Терминологический диктант. Тема урока: «Лексическое значение слов» 1. Установленный порядок поведения в общественном месте. (Этикет) 2. Разновидность самозащиты без оружия, основанная на ударах рукой или ногой. (Каратэ) 2. Работа с фразеологизмами. Тема урока: «Употребление слов в прямом и переносном значении». Задание: О ком так говорят? ü Семь пядей во лбу ü Язык без костей ü Правая рука ü Белая ворона 3. Разгадывание кроссордов. Только комплексный подход в преодолении ОНР у детей является максимально эффективным, способствует оптимальной коррекции речи, повышению уровня речевого развития. Дети могут в итоге, практически, как и обычные дети осваивать общеобразовательную программу. Кстати, не растраивайтесь, если вам никак не удаётся научить грамотно, писать кого-то из своих учеников. Учёные говорят, что дисграфия – это признак гениальности, в каких-нибудь других областях. Библиографический список: 1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368с. ISBN5-691-01094-8 2. Инклюзивное образование. [Текст]: методическое пособие / под. ред. М.С. Староверовой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 167 с. 57. 3. Системный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: материалы всероссийской конференции «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы» / научный редактор к.ф.н. Г.Л. Серова. - Самара: Современные образовательные технологии, 2010 – 320 с.