Саврасова Л.Е., Смаженюк Л.Г., Варкентин С.И., Козлова А.Н. Методическая разработка «Интегрированное использование игровых образовательных технологий для ознакомления детей старшего дошкольного возрас
Актуальность. Дорожное движение во все времена было сопряжено с риском травмирования и гибели людей, поэтому человечество даже в древности пыталось организовать дорожное движение, подчинив определенным правилам. Знание и выполнение этих правил является обязательным для всех участников дорожного движения и необходимым условием безопасности. Особое значение в решении проблемы безопасности дорожного движения имеет своевременная подготовка детей к правильной ориентации на дороге и возле нее, выработка привычки соблюдать правила дорожного движения, поэтому целесообразно начинать ознакомление детей, с правилами дорожного движения уже с дошкольного возраста. В этом периоде дети отличаются остротой восприятия, а приобретенные ими знания бывают наиболее прочными. Актуальной задачей педагога детского сада, является дать воспитанникам глубокие знания по Правилам дорожного движения и Основам безопасности движения, научить их добросовестно относится к своим обязанностям «пешехода», выполнять требования Правил, и применять полученные знания на практике. Неотъемлемой частью Правил дорожного движения являются Дорожные знаки, которые информируют пешеходов и водителей о режиме и условиях движения. Дорожные знаки помогают организовывать движение пешеходов и автомобилей, правильно ориентироваться на дороге. Дорожные знаки это своего рода - Дорожная Азбука, особый язык, которому необходимо научить детей дошкольного возраста. Ребенок умеющий читать дорожные знаки, сумеет понять, какой на дороге опасности ждать. Уровень знаний, умений и практических навыков, приобретаемых воспитанниками в ходе обучения Правилам дорожного движения, зависит не только от того, насколько грамотно и доступно излагает педагог изучаемый материал, но и от мотивации самих детей. Одной из составляющих, влияющих на качество обучения воспитанников, является мотивация. Под мотивацией будем понимать процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность и пассивность поведения ребенка. Мотивированием, как процессом, можно управлять. Учеными доказано: чем выше уровень мотивации воспитанника к изучению той или иной темы, тем лучше качество обучения. Игра - это ведущий вид деятельности детей, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В настоящее время игра приобретает большое значение в обучении детей дошкольного возраста, в современной педагогике появляется понятие игровая технология. Использование игровых технологий в образовательной деятельности позволяет в игровой форме вызвать мотивацию и стимулировать воспитанников к учебной деятельности. Данная методическая разработка с использованием интеграции игровых образовательных технологий поможет педагогам умело вовлечь воспитанников в активную умственную деятельность, а так же сократить разрыв в теоретических знаниях дорожных знаков и практическом их применении. Обоснование инновации. Инновационным в нашей работе является: использование творческой интеграции современных игровых образовательных технологий в мотивационное обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения, сочетающих в себе информационно – компьютерные игровые технологии и технологию лэпбука. Целевая аудитория. Данный материал может быть использован при работе с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Форма. Фронтальная, групповая. Мультипликация - вид современного искусства, который обладает высоким потенциалом нравственно – эмоционального, информативного воздействия на дошкольников, воспринимая художественный текст, ребенок не только получает информацию по Правилам дорожного движения в увлекательной форме, но и подражает герою, сопереживает ему, проходит вместе с ним через разные опасности и испытания. Игровая технология «Лэпбук» - это совместное изготовление педагога с детьми самодельных книжек или папок, которые содержит множество кармашков, книжек-раскладушек, конвертиков, окошек, дверок и других деталей. Все материалы книги соответствуют теме «Дорожные знаки», это отличный способ закрепить знания с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Авторские компьютерные игры – как разнообразные формы контроля знаний (тесты с закрытой и открытой формой ответов, сравнение, установление взаимосвязи, соотношений и т.п.) Этапы Ознакомительный, основной, рефлексия. Временной интервал каждого этапа определяется педагогом самостоятельно, в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Цель Целью создания методической разработки является повышение мотивации воспитанников к изучению Правил дорожного движения, с помощью игровых образовательных технологий. Задачи. · Повысить уровень усвоения правил дорожного движения детьми дошкольного возраста. · Формировать у детей устойчивые навыки безопасного поведения на дороге. · Знакомить детей с дорожными знаками, их значением. · Учить классифицировать дорожные знаки на группы. · Использовать полученные знания в реальных условиях.
Описание методической разработки
Ознакомительный этап. На этом этапе происходит ознакомление детей с дорожными знаками. Для мотивированного ознакомления воспитанников с дорожными знаками выбираем мультипликацию, а конкретно мультфильм «Правила дорожного движения от Домовенка Бу часть 2» Приложение 1. Мультфильм — наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм становится мощным образовательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов. Цель этапа: Познакомить детей с визуальным образом дорожных знаков, их видами и значением. Содержание работы: Работа с мультфильмом построена по принципу сочетания наглядного материла и слова педагога. Работу начинаем с основных дорожных знаков для пешеходов и их видов: · Информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса или троллейбуса», «Место остановки трамвая». · Запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено». · Знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания» и т.д. Примерная схема этапа: · Вступительное слово. Педагог говорит о том, что сейчас дети будут смотреть мультфильм о….. (высказывает общую мысль сюжета), либо задает проблему. Пример: перед просмотром мультфильма «Правила дорожного движения от Домовенка Бу часть 2» спросить у детей, что такое дорожные знаки и для чего они нужны? · показ мультфильма; · беседа, вопросы детям, обсуждение, выводы. Примерные вопросы: 1. Как называются картинки, которые по словам Буньки висят по всему городу? (Дорожные знаки) 2. Как маленький автомобильчик объяснил Буньке, что такое дорожные знаки? (Это особый язык, его все понимают и пешеходы и водители) 3. Какие знаки вы запомнили играя в игру с маленьким автомобильчиком, о чем они говорят? 4. Что заметила Бунька про дорожные знаки? ( Что на знаках нарисованы одинаковые картинки, только раскрашены они по - разному, это группы знаков) 5. Что обозначает треугольный знак с красным ободком? (предупреждающие знаки) 6. Что обозначает круглый знак с красным ободком? (запрещающие знаки) 7. Как выглядит предписывающий знак? (на синих кругах) 8. Как выглядят информационные знаки? (синие прямоугольной формы) Основной этап. На данном этапе с воспитанниками закрепляются полученные теоретические знания о дорожных знаках. Для мотивированного закрепления полученных детьми знаний о дорожных знаках, выбрана технология «Лэпбук». Создание «Лэпбука» помогает в игровой форме закрепить и систематизировать изученный материал, включить воспитателя и родителей в деятельность наравне с детьми, обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Цель этапа: Закрепить и систематизировать знания детей по теме «Дорожные знаки» Содержание работы: Дидактическое пособие «Лэпбук» «Грузовик с дорожными знаками» Приложение 2 представляет собой картонный грузовик, обклеенный и декорированный цветной бумагой. На всем пространстве грузовика встроены различные кармашки, карточки, ящики в которых собрана информация по теме «Дорожные знаки». Все содержание «Лэпбука» организовано детьми совместно с воспитателями и родителями. В «Лепбуке» «Грузовик с дорожными знаками» собраны 9 развивающих заданий для детей старшего дошкольного возраста по закреплению темы «Дорожные знаки» 1. «Стихи о дорожных знаках» 2. «Загадки о дорожных знаках» 3. Игра «Почини дорожный знак» 4. Игра «Раскрась дорожный знак» 5. «История дорожных знаков» 6. «Аппликация собери дорожный знак» 7. « Задание от водителя грузовика» 8. « Визуальные образы дорожных знаков по группам» 9. «Пазлы дорожные знаки» Рефлексия. На данном этапе используются авторские компьютерные игры, как мотивированная форма контроля знаний детей по теме «Дорожные знаки». Специально созданные для детей авторские компьютерные игры по ПДД спроектированы так, что, у ребенка при выполнении заданий игры, активизируются основные операции мышления, непроизвольного внимания, памяти, обобщения и классификации. Дети стараются наиболее правильно выполнить предложенные им задания, максимально используя полученные ранее знания, для того, чтобы успешно завершить предложенную им игру и получить отличную оценку, результат. Цель этапа: Определить уровень освоения детьми теоретических знаний по теме «Дорожные знаки», и возможности их практического использования. Содержание работы: После успешного закрепления необходимых знаний по теме «Дорожные знаки», детям в качестве вознаграждения предлагается перечень коротких мотивационных компьютерных игр, в результате выполнения которых, программа предоставляет данные оценивания (результат). Компьютерная игра «Дорожные знаки» с выбором правильного ответа из нескольких предложенных. Компьютерная игра «Дорожные знаки» на установление соответствия загадки изображенным знакам. Вывод Реализация данной методической разработки на всех этапах, показывает нам, высокий уровень внутренней и внешней мотивации воспитанников к обучению и освоению информации о дорожных знаках с помощью творческой интеграции игровых образовательных технологий. Уровень мотивации оценивался среди детей старшей группы 5-6 лет (контрольная группа 20 человек) с помощью «Методики определения уровня мотивации дошкольников при изучении дорожных знаков с помощью игровых образовательных технологий». Данная методика реализовалась в процессе наблюдения за деятельностью детей. Оценивались следующие показатели: - эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность; - целенаправленность деятельности; - ее завершенность; - степень инициативности ребенка. Цель: определение уровня мотивации детей, при изучении дорожных знаков используя игровые образовательные технологии. Возраст: 5-6 лет. Метод оценивания: наблюдение за деятельностью детей. Инструкция. В течение каждого этапа детям предлагались различные виды и формы деятельности (в соответствии с содержанием этапа) с целью получения знаний о дорожных знаках. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, оценивал их деятельность по указанным ниже показателям выраженности мотивации. Оценка результатов. Выраженность четырех показателей мотивации (эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность; целенаправленность деятельности; ее завершенность; степень инициативности ребенка) оценивается по трехбалльной шкале (от максимальной выраженности качества – 3 балла – до 0 баллов – полного его отсутствия). Уровни оценивания. Суммируя баллы по этим четырем показателям, получаются выводы об уровне мотивации к деятельности: 11-12 баллов – очень высокий уровень мотивации; 8-10 баллов – высокий уровень; 5-7 баллов – средний уровень; 2-4 баллов – низкий уровень; 0-1 балл – очень низкий уровень. Результаты наблюдений: 1 этап – общая сумма баллов 228, средний балл 228/20=11,4 очень высокий уровень мотивации детей при использовании Мультипликации для изучения Дорожных знаков. 2 этап - общая сумма баллов 209, средний балл 214/20=10,7 высокий уровень мотивации детей при использовании технологии «Лэпбук». 3 Этап – общая сумма баллов 226, средний балл 226/20=11,3 очень высокий уровень мотивации детей при использовании авторских компьютерных игр для проверки полученных знаний. ГРАФИКИ На основании проведенного нами анализа можно сделать вывод об актуальности данной методической разработки, результаты исследования показывают очень высокий уровень мотивации у детей при изучении Дорожных знаков с помощью игровых образовательных технологий. Использование данных технологий развивают интерес детей к изучению правил дорожного движения, и как следствие этого повышают эффективность образовательного процесса и качество полученных знаний у детей. Список используемой литературы. 1. Бадмаева Н. Ц. Мотивационные механизмы развития общих умственных способностей. // Вестник Бурятского государственного университета. Серия «Психология», 2005. 2. Милутка А.А. Компьютерные игры, как способ развития и обучения подрастающего поколения // Научное сообщество студентов XXI столетия. Технические науки: сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8 3. Рогановская Е.Н., Порядина Л.Н,. Никитин П.В. [и др.] Использование инновационных технологий в образовательном процессе: монография; Сиб. федер. ун-т; Красноярск: ООО «Центр информации», ЦНИ «Монография», 2014. Интернет источники. http://sibac.info/archive/technic/8.pdf http://psihdocs.ru/metodiki-diagnostiki-dlya-detej-doshkolenogo-vozrasta-metodika.html Приложения: авторские компьютерные игры