Оригинaл материала размещен в выпуске № 9 (59) https://f.almanah.su/59.pdf
Цель: познакомить с особенностями методики написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему учащимися начальной школы
Задачи:
1. Создать условия для формирования положительной мотивации к изучению методики написания сочинения- рассуждения на морально-этическую тему;
2. Способствовать формированию представления о структуре и алгоритме написания сочинения рассуждения на морально-этическую тему.
1. Формулирование темы. Постановка цели и задач. Создание мотивации. Актуализация знаний.
Шопенгауэр утверждал, что "обыкновенные люди хлопочут только о том, чтобы скоротать время; а кто имеет какой-нибудь талант – чтобы воспользоваться временем".
Надеюсь, что сейчас, выполняя творческие задания и раскрывая свои таланты, мы сумеем эффективно воспользоваться временем, отведённым на данное занятие.
Для активизации мыслительной деятельности проведём небольшую интеллектуальную разминку.
Как называются несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу? (Текст)
То, о чём или о ком говорится в тексте, это – ... (Тема)
То, к чему призывает текст, чему он учит, ради чего написан? (Основная мысль, идея)
Мысль, которая будет доказана, называется ...? (Тезис)
Доводы, приводимые в подтверждение тезиса, это – ... (Аргументы)
Рассмотрите получившуюся логическую цепочку. Какое звено в ней пропущено?
текст
тема
идея
тезис
аргументы
? (Вывод)
Опираясь на данную цепочку, определите тип речи, который содержит данные элементы. (Рассуждение)
Теперь, проанализировав высказывания известных людей, постараемся определить, о каком морально-этическом понятии мы будем составлять текст-рассуждение.
Козьма Прутков: " В здании человеческого счастья ... возводит стены".
Генри Джордж Бон: "... приумножает радости и дробит печали".
Франсуа Ларошфуко: "Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости, – это ...". (Дружба)
Определите тему мастер-класса. (Составление текста-рассуждения о дружбе).
2. Этап выявления места и причины затруднений.
Представим ситуацию, в которой ученику начальной школы предстоит выполнить работу, подобную заданию 15. 3 в экзаменационной работе по русскому языку, и написать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Может ли ученик начальной школы справиться с данным заданием? Какие затруднения могут при этом возникнуть?
(Ответы участников).
Вернёмся к этому вопросу ещё раз, но уже в конце занятия.
3. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации. Реализация построенного проекта.
Попробуем преодолеть возможные затруднения, проработав методику написания данного вида работы.
Для написания данного сочинения целесообразно воспользоваться следующим планом.
Примерный план:
1. Первый абзац: определение понятия.
2. Второй абзац: аргумент из прочитанного текста.
3. Третий абзац: аргумент из жизненного опыта.
4. Четвёртый абзац: заключение.
Первая структурная часть текста – вступление, в котором необходимо написать определение понятия.
Начать сочинение можно с интересной цитаты, пословицы, вопроса.
Выберите и напишите первое предложение вступления, пользуясь текстом раздаточного материала.
Таблица 1. Вступление. Начало
1 абзац
Варианты
Примеры
1. Начало
1. Вопрос
Что такое дружба?
2. Пословица
Мудрая пословица говорит:
"Друзья познаются в беде.
Дружба заботой да подмогой крепка.
Знал дружка в радости, не оставляй в горести".
Перейдём к определению понятия.
Существует несколько способов, помогающих сформулировать определение понятия:
1. Краткое толкование слова (перечисление основных признаков предмета, явления). (Толковый словарь.)
2. Подбор синонимов (помогает уточнить значение слова и вспомнить слова с похожим значением).
Корысть – то же, что и жадность.
3. Подбор антонимов (помогает прояснить значение слова путём сравнения его со словами, противоположными по значению).
Грубый – это не являющийся вежливым, деликатным, учтивым, ласковым, нежным.
4. Подбор однокоренных слов (помогает понять, почему именно так назван предмет, явление).
Книголюб – тот, кто любит читать и собирать книги.
Познакомьтесь с раздаточным материалом и напишите определение понятия дружба.
Таблица 2. Вступление. Определение понятия
1 абзац
Варианты
Примеры
2. Определение понятия
1. Определение из словаря
Дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимопомощи, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.
2. Подбор синонимов
Товарищество, приязнь, братство, согласие, приятельство
3. Подбор антонимов
Вражда, ненависть, ссора, неприязнь
Во втором абзаце необходимо привести пример из текста, который подтверждает тезис.
Ознакомьтесь с предложенными текстами.
Одинаковые
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе полненькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе они учились только на одни пятерки.— Мы во всем, во всем одинаковые! — с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвастала маме:
— Я получила по арифметике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
— Да, ты стала хуже…
— Я? — удивилась Соня. — Но ведь тройку-то получила не я!..
— Тройку получила Вера, но она ведь получила ее потому, что на днях болела… А ты обрадовалась, а не помогла ей — и это значительно хуже!..
(Чебаевский Н.)
Ёжик
Сережа очень нелюдим,Ох, как бы подружиться с ним?
А, может быть, напрасный труд?
Его не зря Ежом зовут.
Девчонки просят: «Ежик! »
Дай перочинный ножик.
А Коля крикнет всех смеша.
— Не уколитесь об Ежа!
Но Еж как будто глух и нем,
Сидит, не говорит ни с кем!
— Сережа, взять билет в кино?
А он сердито буркнет: «Нет!
— А на коньках пойдешь кататься?
— Нет, мама будет волноваться!
А вот уже под Новый год
Узнали об Еже, что Ежик с матерью живет
В подвальном этаже.
Что нет отца, а мать больна,
Давно уж не встает она.
И Ежик ходит за обедом,
И топит печь вдвоем с соседом.
И должен в комнате прибрать,
А иногда и постирать.
Конечно, трудно одному
Приходится Сереже.
Решил Алеша: мы ему
Все вместе – ка поможем.
Друзья стучатся у дверей
– Открой, Сережа, поскорей!
Мы в нашем переулке
Тебе купили булки.
И сахар взяли заодно
А здесь в пакетиках – пшено!
Давай готовить ужин.
Сережа был сконфужен.
Уж не казался он Ежом,
Он стал совсем не колкий.
Скорей за чайником пошел,
Достал посуду с полки.
Теперь хотел бы он дружить
Пожалуй, с целым светом.
Когда кому-то трудно жить –
Должны вы знать об этом!
(О. Высотская)
Подчеркните строчки, в которых сформулирована идея текста. Запишите основную мысль произведения своими словами. Пользуйтесь предложенными в раздаточном материале клише.
Таблица 3. Основная часть. Аргумент из текста
Основная часть
(2 абзац)
Клише
Для подтверждения данной мысли приведу пример из произведения ...
Иллюстрацией данного понятия является случай, описанный в рассказе...
Чтобы доказать свою точку зрения обращусь к стихотворению ...
Именно об этом говорится в произведении...
Убедимся в этом, обратившись к рассказу...
В тексте есть яркий пример ...
В основной части приводится также пример из жизни, являющийся подтверждением сформулированного тезиса.
Запишите пример, пользуясь предложенными клише.
Таблица 4. Основная часть. Аргумент из жизненного опыта
Основная часть
(3 абзац)
Клише
Хочу рассказать также о случае из своей жизни. Однажды в трудной ситуации мой друг...
В жизни тоже происходят подобные случаи. Моя подруга выручила меня...
Недавно я наблюдала похожую ситуацию...
Примеры настоящей дружбы можно встретить и в жизни. Так,
В 4 абзаце необходимо сформулировать заключение. В заключении нужно подвести итог, обобщить сказанное.
Попробуйте написать вывод, который вы сделали, пользуясь клише из таблицы.
Таблица 5. Заключение
Заключение
(4 абзац)
Клише
Можно сделать вывод, что дружба...
На мой взгляд, без друзей...
Я уверен, дружба...
Таким образом, дружба невозможна без...
Эти примеры показывают, что настоящая дружба заключается в ...
Данные примеры убеждают, что дружба это- ...
Мы убедились, что в дружбе важно не только..., но и...
Следовательно, дружба...
Прочитаем получившиеся сочинения.
4. Рефлексия
А теперь вернёмся к вопросу, прозвучавшему в начале занятия.
Может ли ученик начальной школы справиться с написанием сочинения рассуждения на морально-этическую тему? Надеюсь, теперь на этот вопрос большинство из вас ответит утвердительно.
Список литературы
1. Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман «Русский язык. 9 класс. Сочинение ОГЭ. Аргументация. ФГОС» - Волгоград: Учитель, 2020. – 225с. - ISBN: 97857057573672. Л. И. Мальцева «ОГЭ. Русский язык. 9 класс. Сочинение» - М.: Народное образование. НИИ Школьных технологий, 2019. – 176с. - ISBN: 978-5-87953-401-6
3. Л. Н. Черкасова «ОГЭ 2023 Русский язык. Сочинение-рассуждение и изложение» - М.: Эксмо-Пресс, 2022. – 336с. - ISBN: 978-5-04-166221-9
4. Информационный ресурс «ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»»: официальный сайт.
URL: https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/173801626-1(дата обращения 17.11.2021)
5. Информационный ресурс «Литрекон»: официальный сайт.
URL: https://litrekon.ru/podgotovka/k-oge/kak-napisat-sochinenie-9-3/(дата обращения 15.03.2021)
6. Информационный ресурс «Познаем вместе»
URL: http://poznaemvmeste.ru/index.php/ege-ob-trebovaniya/9-pervyj-poslednij/2068-oge-zadanie-9-3-sochinenie-rekomendatsii(дата обращения 13.02.2021)