Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Вагина Р.А. Использование здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf


Одной из приоритетных задач образования в наши дни становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, снижение учебных перегрузок, создание на уроках оптимальных условий для успешной учебной деятельности.
Изучение иностранных языков является трудоемким и достаточно серьезным делом. Учащимся нужно освоить 4 вида речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение и письмо, хорошо знать правила грамматики и владеть достаточным лексическим материалом. С первых уроков детям предстоит научиться правильному произношению, им нужно много повторять и запоминать, поэтому именно на уроках иностранного языка применение здоровьесберегающих технологий особенно важно.
Здоровьесберегющие технологии – это создание на уроках комфортной и доброжелательной обстановки, положительного настроя учащихся на урок. Очень важно, чтобы дети чувствовали себя спокойно и уверенно, не испытывали страха сделать ошибку.
В начальной школе большую роль на уроках играют физкультминутки, так как дети неусидчивы и не могут долгое время сохранять внимание и работоспособность. Физкультминутки позволяют переключить внимание детей, внести положительные эмоции, оказывают благотворное влияние на организм. Вот некоторые примеры использования физкультминуток:
Hands up! Hands down!
Hands on hips! Sit down!
Hands up! To the sides!
Bend left! Bend right!
One, two, three! Hop!
One, two, three! Stop!
Stand still!

Hands up, clap, clap!
Hands down, clap, clap!
Turn yourself around and then you clap, clap!
Bend left, clap, clap!
Bend right, clap, clap!
Turn yourself around and then you clap, clap!
Можно выполнять действия в соответствии с текстом.
Учащиеся легко перевоплощаются в животных, выполняя их движения, им становится весело, они чувствуют себя свободно, урок становится динамичным, проходит легко и эффективно.
Также эффективны на уроках английского языка игры. Все дети любят играть, так как они вызывают положительные эмоции, позволяют учащимся проявлять самостоятельность и сообразительность. В игре дети развивают логику и память, не заметно для самих себя они совершенствуют свои речевые навыки, отрабатывают произношение. В игре происходит снятие психологического барьера перед иностранным языком, и даже самые пассивные и неуверенные дети легко участвуют в игре. Ролевые игры позволяют воссоздать самые различные отношения и ситуации, которые характерны для реальной жизни.
Хочу привести примеры игр, которые я часто применяю на уроках и которые очень нравятся детям, так как привносят в урок атмосферу соревнования. Это так называемые race games, когда дети делятся на 2 команды и им следует один за другим выбегать к доске выполняя определенное задание. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием. На пример, повторение степеней сравнения прилагательный в такой игре проходит динамично, весело. Доска делится на 2 части для каждой команды и в столбик учитель записывает 10-12 прилагательных, каждому члену команды выбегая к доске, предстоит правильно записать сравнительную и превосходную форму, применяя основное правило образования степеней сравнения прилагательных. В такой игре можно использовать любой лексико-грамматический материал.
Другой вариант подвижной игры – это игра «Перепиши рассказ». Учитель вывешивает лист с рассказом на английском языке где-то вне кабинета, в коридоре. Класс делится на 2 команды. Один участник команды будет записывать предложение за предложением из рассказа, который находится вне класса, причем каждое предложение будут прочитано другим участником команды и продиктовано тому, кто записывает. Таким образом, каждый участник команды должен бегом добежать до листочка с рассказом, прочитать свое предложение, запомнить его и, прибежав в класс, продиктовать тому, кто записывает рассказ. Потом команды обмениваются своими текстами и получают от учителя «оригинал», им нужно сравнить вариант рассказа своих оппонентов и найти ошибки. Такая игра развивает у подростков память, тренирует чтение и письмо, вызывает массу положительных эмоций.
Безусловно, для поддержания здоровья обучающихся большое значение играет организация урока: соблюдение объемов заданий, в том числе и домашних, чередование видов деятельности, предоставление учащимся разноуровневых заданий, использование динамических пауз и игровых ситуаций.
УМК современных учебников также позволяют применять здоровьесберегающие технологии, так УМК авторов Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш. содержит много полезной информации о здоровом образе жизни, о вредных и полезных привычках. Обучающиеся выражают свое мнение, обсуждая предлагаемые вопросы.
Подводя итог, скажу, что использование здоровьесберегающих технологий имеет большое значение для пропаганды здорового образа жизни, учит детей сохранять своё и ценить чужое здоровье, повышает мотивацию к обучению, снижает психологическую нагрузку и оптимизирует процесс обучения.

Библиографический список

1.       https://www.eduneo.ru/7-kineticheskix-igr-na-urokax-anglijskogo-yazyka/
2.       Ермаков В.Л. Игры на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. - 1983. - № 2. - С. 54-55.
3.       Иванцова Т.Ю. Игры на английском языке // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 4. - С. 52-57.
4.       Изучаем английский играя. 5-6 классы / авт-сост. И.В.Голышкина, З.А. Ефанова. - Волгоград: Учитель, 2007. - С. 93-96.
5.       Жучкова И.В. Дидактические игры на уроках английского языка // English. - 2006. - № 7. - С. 40-43.
2019