НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Родимушкина И. В. Инновационные педагогические технологии в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста


Оригинал материала размещен в выпуске № 7 (45) https://f.almanah.su/45.pdf

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников… Просто это или сложно? Я бы сказала это сложное направление и перед нами стоит задача эффективно и увлекательно проводить работу по данному направлению. В основе этого лежит развитие нравственных чувств, и чтобы слова «Я люблю свою Родину», «Я люблю свою семью», Я люблю природу своего любимого края» не превратились в пустой звук, важно чтобы у детей-дошкольного возраста возник образ Родины. воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу
Цель: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства к родному дому, семье, детскому саду, к Родине, к природе родного края.
Задачи:
•       формирование бережного отношения к природе и всему живому
•       воспитание уважения к труду
•       развитие интереса к традициям и промыслам народов Поволжья
•       расширение представлений о городах России
•       знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
•       развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны
•       формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям
•       упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
•       способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Я стараюсь шагать в ногу со временем, учитывать современные требования, которые позволят добиться положительных результатов.
В свое работе использую следующие инновационные технологии: квест-технология, проектная технология.
Проектная технология
Метод проектов — это совместная креативная и продуктивная деятельность воспитателя, детей и родителей направленная на поиск решения, возникшей проблемы; это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. О значимости метода проектов свидетельствует то, что он позволяет развивать у дошкольников умения наблюдать, анализировать явления, делать выводы, проводить сравнения, обобщения; развивать творческое мышление, логику познания, пытливость ума; формировать навыки сотрудничества в совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности.
Технология – квест.
В настоящее время популярным развлечением для детей разного возраста становится игра-квест
В последнее время большую популярность обрели квесты в виде командной игры. В процессе такой игры участники имеют возможность пообщаться, узнать много нового и интересного и реализовать заложенную в каждом человеке тягу к приключениям и загадкам. Команды следуют по заданному маршруту, выполняют задания, требующие сообразительности, эрудиции, выносливости и умения нестандартно мыслить. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность. Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
·           образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);
·           развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);
·           воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие).
Компьютерная технология
В воспитательном процессе используются:
1 Электронные энциклопедии, справочники, словари.
2 Библиографические ресурсы. Сюда входит книги и статьи из газет, журналов, карты.
3 Компьютерная презентация - удобный и эффективный способ представления познавательной информации.
4 Видеолектории - организационную форму досуга с использованием специально подготовленного видеоматериала и игровых заданий.
Музейная технология
Создание мини-музеи. Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении детства.
Игровая технология
Патриотическое воспитание во время игры – это мощный механизм работы по воспитанию будущего гражданина России.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, способствует развитию свободной творческой личности.
Библиографический список:
1.        Абашина, В. В. Проектная деятельность детей и взрослых: алгоритм планирования и организации // Детский сад от А до Я. 2008. № 3. С. 19–32.
2.        Богомягкова Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 19-23.
3.        Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» http://www.orthedu.ru/obraz/14526-gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossiyskoy-federacii-na-2016–2020-gody.html (дата обращения: 31.10.2016).
4.        Данилина Г. Н. Дошкольнику — об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы. Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001–2005 гг. М.: АРКТИ, 2005. 165 с.
5.        Жеребятникова Г. В. Кейс-технология как средство формирования созидательной активности будущих педагогов в образовательном процессе современного вуза. Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 3–4 (45). С. 13–14.
6.        Игумнова Е. А., Радецкая И. В. Квест-технология в образовании. Учебное пособие для студентов высш. и сред. учебных заведений. Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2016. 184 с.
7.        Князьков С. Патриотами не рождаются, патриотов — воспитывают. // Красная звезда. 2002. C..45
8.        Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации http://docs.cntd.ru/document/90186759 (дата обращения: 31.10.23016).
9.        Мазурова Л. Е., Емелина Н. Л. Проектная деятельность как объединяющая составляющая участников образовательных отношений в условиях дошкольной образовательной организации. В сборнике: Опыт, проблемы и перспективы построения педагогического процесса в контексте стандартизации образования сборник научных статей и материалов III Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Под редакцией С. А. Герасимова, Н. Н. Скоробогатовой, И. З. Сковородкиной, В. П. Аксеновой. 2016. С. 279–285.
10.    Национальная доктрина образования Российского образования до 2025 г. http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm (дата обращения 28.10.2016). Николаюк И. В.
11.    Уральская Е. М. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в проектной деятельности. В сборнике: Нравственно-патриотическое воспитание детей и подростков в условиях современного образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». 2015. С. 183–188.
12.    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
13.    
2021