Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Исупова Е.Г. Использование современных образовательных технологии при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Библиографическое описание:
Исупова Е.Г. Использование современных образовательных технологии при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/73-3.pdf.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Дети с аутизмом могут реализовать свои возможности социального развития при условии своевременно начатого и правильно организованного обучения и воспитания, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития.

Для эффективной организации урока с детьми, с расстройствами аутистического спектра, необходимо в первую очередь переосмыслить свою роль как помощника и организатора образовательной деятельности, а также узнать, как использовать различные методы обучения для стимулирования интереса каждого ребенка.

Необходимо создать условия обучения, обеспечивающие сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка, дозировать введение в его жизнь чего-то нового, разрабатывать формы адекватного учебного поведения, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем, установления эмоционального контакта.

Использование разнообразных педагогических технологий позволяет эффективно использовать учебное время и достигать высоких результатов обучения.

Рассмотрим подробнее наиболее эффективные образовательные технологии при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра:

- здоровьесберегающие технологии;

- технология разноуровневого обучения;

- индивидуально-ориентированные;

- игровые;

- информационно-коммуникационные технологии;

- технологии дифференцированного обучения.

Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала в зависимости от способностей и психофизических особенностей личности каждого обучающегося. Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели минимальным уровнем знаний и умений и получили возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности обучающихся. Целесообразно применять уровневую дифференциацию во всех видах и формах организации учебной деятельности, будь то фронтальная, самостоятельная, домашняя работа, объяснение или закрепление нового материала (определяется, что ученик должен усвоить в конце темы и составляются разноуровневые задания для каждого обучающегося). Таким образом, применение разноуровневого обучения учитывает индивидуальные особенности, повышает удовлетворенность результатами обучения учителем и учениками, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся.

Здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья обучающихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Их можно выделить в три подгруппы:

- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

Технология индивидуально-ориентированного подхода подразумевает, что, когда ребенок с РАС приходит в школу, он всесторонне обследуется специалистами (психолог, дефектолог, логопед). На основе диагностики и выявленных индивидуальных особенностей развития ребенка с расстройством аутистического спектра по рекомендациям ПМПК составляется индивидуально–ориентированная рабочая программа обучения в соответствии с рекомендованным учебным планом.

Развитие обучающегося протекает по личной траектории, в условиях, адаптированных к особенностям когнитивного процесса ребенка с РАС. Успешность участия обучающегося в образовательном процессе оценивается по его личным достижениям.

Технология дифференцированного обучения – это работа с группой (классом) детей по индивидуальным учебно-развивающим программам требует дифференциации учебного материала в соответствии с индивидуальной программой каждого ребенка.

Дифференциация содержания отражается в разработке уроков, имеющих дифференцированные учебные единицы. Традиционные приемы и методы обучения сопровождаются дидактическим материалом разного уровня сложности.

Особенно важно для детей с РАС, подбирать учебный материал разного уровня абстракции и способа визуализации и конкретизации. Такой подход способствует установлению приемлемых коммуникаций с ребенком с РАС, обеспечивает соблюдение основных дидактических принципов и повышает качество работы.

Игровые технологии – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Включение в урок игровых технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В играх формируются нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь одноклассникам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Игра усиливает интерес к предмету, познанию окружающего мира.

Учитывая особенности обучающихся с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальной недостаточностью, игровые технологии становятся ведущими в учебном процессе. Они могут быть использованы как на одном из этапов урока, так и для построения всего урока.

Информационно-коммуникативные технологии

Современные информационно-коммуникативные технологии предоставляют огромное количество средств, которые могут заинтересовать ребенка и способствовать качественному формированию учебных, коммуникативных навыков, расширять кругозор, мотивировать на познание нового.

Для детей с аутизмом компьютер не создает пресыщенности в контактах, позволяет снять страхи, повысить самооценку, создает положительную мотивацию, делает информацию о явлениях живой и неживой природы доступной, а восприятие явлений природы целостным.

Учебная ситуация, насыщенная разнообразными традиционными и интерактивными средствами, способствует развитию познавательного интереса. Средства ИКТ на уроке вызывают у ребенка с РАС меньше негативных эмоций, нежели натуральные объекты.

Просмотр учебного фильма о распускании листьев на ветке, делает наблюдение за реальным процессом более осмысленным, у обучающихся формируется целостное представление о процессе.

Компьютерные игры привлекают детей с расстройствами аутистического спектра яркой, звуковой и простой воспринимаемой информацией. В результате их интерес к игре постепенно переходит в устойчивый интерес к содержанию игры и остальным аспектам обучения.

Внедрение современных технологий помогает решать ряд проблем в образовательном процессе, в том числе развитие индивидуально-ориентированного обучения, дифференциации заданий, гуманизации обучения и формирования индивидуальной образовательной перспективы для каждого ученика.

Таким образом современные образовательные технологии способствуют эффективному обучению и воспитанию детей с расстройствами аутистического спектра, делая акцент на конечном результате образовательного процесса.

Библиографический список

1. Алпатова Н.С. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра.

2. Морозов, С. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра: учебно-методическое пособие. – Самара: ООО «Медиа-Книга», 2015. – 540 с.

3. Ткаченко, С. Семинар для педагогических работников общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с умственной отсталостью [Электронный ресурс]. – 2016. Режим доступа: https:// сарскош1.рф/wp-content/uploads/2016/05/ Современные-педагогические-технологии-развития-познавательной-активности-у-обучающихся-с-РАС.pdf
2023