Проблема здоровья подрастающего поколения важна и своевременна как для теории так и для практики. Её актуальность продиктована введением ФГОС ДО. Очень важно именно на этом этапе дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Как помочь нашим детям укрепить и сохранить здоровье, как построить воспитательно-образовательный процесс в детском саду без ущерба для здоровья детей? Одной из главных задач любого дошкольного учреждения является сохранение и укрепление здоровья наших детей. И каждый детский сад решает её по-своему. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил название здоровьесберегающие технологии. Главное назначение таких технологий- это объединение всех заинтересованных взрослых (педагогов, психологов, медиков, родителей) и самое главное самих детей на сохранение и укрепление здоровья. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: - Обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, - Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки к здоровому образу жизни - Научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здороьесберегающие технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения ЗОЖ, коррекционные технологии. В нашем детском саду созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основным из которых является организация разных видов деятельности детей в игровой форме. Моя задача как воспитателя заключается в том, чтобы при подготовке к занятию продумывать не только познавательный материал, но и как построить то или иное занятие, чтобы сохранить и укрепить здоровье своих детей. Главным условием успешной организации образовательной деятельности является обеспечение достаточной двигательной активности. Для этого во время занятия провожу динамические паузы 2-5 мин, по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида занятия. Не секрет, что современные дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений производимых ребенком за день, ниже возрастной нормы. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает утомление. Поэтому подвижные и спортивные игры провожу ежедневно на прогулке и в групповой комнате. Игры подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем проведения. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Моя задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением. С этой целью я использую в своей работе упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Использую для работы спокойную классическую музыку (Чайковского Рахманинова, звуки природы). Выполнение таких упражнений очень нравится детям, так как в них есть элемент игры. Дети быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. Неотъемлемым компонентом занятия является пальчиковая гимнастика, которую провожу ежедневно индивидуально или подгруппой. Тем самым решая несколько задач: развиваем мелкую моторику, стимулируем речь, пространственное мышление, внимание, воображение, быстроту реакции. Данная гимнастика полезна всем детям, а особенно с речевыми проблемами. Проводим в любой удобный отрезок времени, как на занятии, так и с свободное время. Ежедневно после дневного сна в течении 5-7 минут провожу бодрящую гимнастику. В её комплекс входят упражнения на кроватях на пробуждение, упражнение на коррекцию плоскостопия, воспитание правильной осанки, обширное умывание. Здоровьесберегающие образовательные технологии это и технологии обучения здоровому образу жизни. Целью этих технологий является становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его. Технологии обучения ЗОЖ Утренняя гимнастика проводиться ежедневно с музыкальным сопровождением. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки. Физкультурные занятия проводятся в соответствии с программой. они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Самомассаж проводиться в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в динамической паузы на занятиях. Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота и доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным. Семья и детский сад связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между родителями и педагогами. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи использую разнообразные формы работы: педагогические беседы, консультации, анкетирование и др. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей, используется информация в родительских уголках, папках- передвижках и на сайте детского сада. Применение здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребенка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе – лишь малая часть всей оздоровительной работы нашего детского сада. Эта система подвижна, она пополняется, совершенствуется новыми формами и технологиями. И достичь в этом деле успеха можно только при тесном контакте всех участников воспитательно- образовательной деятельности.