Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Яркина Е.Н., Шмидт О.Г. Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ОВЗ с целью развития самореализации и успешности

Оригинаqaл материала размещен в выпуске № 12 (26) https://f.almanah.su/26.pdf


Важной задачей современного образования является воспитание самостоятельной, высоконравственной, инициативной, успешной, постоянно развивающейся личности. Безусловно, всё это относится и к детям с ограниченными возможностями здоровья. Самореализация ребенка – это возможность полноценного раскрытия детского таланта, потенциала в творческой и социальной сфере жизни, которые ведут к наибольшей успешности в настоящем и будущем.
Условия для самореализации детей предполагают развитие их духовных и интеллектуальных способностей на самых ранних этапах жизни. Задача педагогов как наставников маленького человека – выявить его внутренние стремления и создать необходимые предпосылки для их успешного воплощения. От этого зависит будущее ребенка, его шансы найти свое место в жизни.
В условиях общеобразовательного детского сада соревновательная деятельность представляет зону трудности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно поэтому необходимо организовывать такие игры, в которых ребенок с ОВЗ сможет быть равным или лучшим по отношению к другим детям. Специально организованная деятельность позволяет создать ситуацию, выделяющею способности особого ребенка, а тесное взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателя позволяет эффективно решать задачи комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
С этой целью для наших воспитанников мы создаем различные дидактические игры с элементами сюжета, например, «Ветеринарная клиника».
Цель игры: создание социальной ситуации развития познавательной активности, социально-коммуникативного развития детей в процессе игровой деятельности.
Задачи:
1.                      Создать условия для возникновения мотивации к познавательной деятельности посредством игры.
2.                      Обеспечить условия развития поисковой активности детей.
3.                      Создать условия для побуждения детей к речевой активности, развитие словарного запаса, социально-коммуникативного взаимодействия между детьми.
4.                      Обогатить представления детей о деятельности медицинского персонала ветеринарной клиники, вызвать интерес к процессии врача.
5.                      Развивать эмоциональную сферу, чувство эмпатии.
6.                      Воспитывать бережное отношение к природе, гуманное отношение к животным.


Рисунок 1. Игра в паре со взрослым


Возможны несколько вариантов игры. Ознакомительный: ребенок в паре со взрослым изучает содержание ветеринарной клиники, приходит на прием со своим питомцем или берет на себя роль врача (Рисунок 1). Второй вариант игры предполагает самостоятельное распределение детьми ролей, выбор персонажа, пациента или доктора (фото 2).


Рисунок 2. Игра в паре со сверстником




Рисунок 3. Игровое поле "Кабинет"


На каждой странице планшета ребенок может ознакомиться с различными отделениями клиники, а также получить представление о таких понятиях, как кабинет (фото 3), термометр, весы, ростомер, аппаратные исследования: УЗИ, рентген (фото 4), кардиограмма, узнать, с какой целью врач берет анализ крови и для чего выписывает больному лекарства.

Рисунок 4. Игровое поле "Рентген"


В ходе игры ребенок проговаривает, какие эмоции испытывает пациент на том или ином этапе лечения, для чего нужны лечебные процедуры, насколько важна профессия врача в повседневной жизни, каких врачей уже посещал сам ребенок. В конце игры, когда пациент излечивается, важно подвести итог лечения. Игроки делятся своими эмоциями после посещения клиники, а также рассказывают, что нужно делать, чтобы беречь свое здоровье.
Игру может использовать в работе педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель. Она может быть рекомендована для детско-родительской игры, так как чаще ребенок посещает больницу с родителем. Игра в «Ветеринарную клинику» научит детей не только новым понятиям, новым словам, игровым действиям, но и поможет преодолеть тревожность и страх перед посещением врача, развить эмоциональную сферу, научит сопереживать чувствам другого, строить диалогическую речь в социально-коммуникативном взаимодействии с другими персонажами.
В приложении к игре для развития познавательной сферы есть дополнительные задания с целью активизации таких психических процессов как восприятие, внимание, память, мышление: «Обведи по контуру», «Найди лишнее», «Домашние и дикие животные», «Где чей хвост?», «Кто чем питается?», «Кто где живет?», «Больше-меньше» и др.
Результатом такой совместной работы специалистов является успешная социализация детей с ОВЗ, обеспечение их полноценного участия в жизни общества, а в дальнейшем – эффективная самореализация в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Библиографический список

1.       Афонькина Ю. А. Комплексная оценка развития ребенка. Программа "Успех". Волгоград: Учитель, 2012. 110 с.
2.       Маланов С. В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. Секачев, ПБОЮЛ, 2012. 320 с.
3.       Афинькина Ю. А. Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками: ФГОС ДО. М.: Учитель. 2016. 95 с.

2019