Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf
В основных требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, выделяются универсальные учебные действия.
Универсальные учебные действия рассматриваются как способы решения учебной задачи с разным предметным содержанием. В соответствии со стандартом универсальные учебные действия включают три вида: познавательные, регулятивные и коммуникативные [1].
Познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня младших школьников (овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений).
Формирование логических действий в учебном процессе выступает актуальной задачей при обучении младших школьников математике. Одним из основных умений, формируемых у младших школьников при обучении математике, является умение производить устные и письменные вычисления (школьники выполняют вычисления при изучении практически всех содержательных линий курса математики).
Вычислительное содержание курса начальной математики, согласно О.А. Ивашовой, должно быть направлено на осмысленное овладение вычислительными приемами, знаниями и умениями, включая прогнозирование, моделирование, поиск рациональных решений, исследование, анализ, интерпретацию результатов, на интеллектуальное развитие школьников [2].
Чтобы эффективно развивать познавательные логические учебные действия, необходимо знакомить учащихся с характеристикой каждой логической операции, которой пользуются обучающиеся. Так, исследования ученых показывают, что значительная часть учащихся затрудняются правильно назвать операционный состав действия классификации (действия, входящие в эту операцию).
Актуальность исследования определяется необходимостью усиления развивающей функции формирования у младших школьников устных вычислительных умений через использование классификации как логического учебного действия.
Организованное нами исследование было направлено на выявление методических условий, обеспечивающих успешное формирование у младших школьников устных вычислительных умений на основе классификации как логического учебного действия.
Организация работы в рамках формирующего эксперимента была основана на положениях о том, что успех освоения учащимися способов решения конкретной учебной задачи зависит от организации поисково-исследовательской деятельности обучающихся. Особое место в ходе выполнения заданий на вычисления занимали упражнения на выделение различных признаков, на нахождение общего в выражениях (равенствах), на перенос знаний в новую учебную ситуацию.
Основным средством овладения логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений выступали учебные задания, выполнение которых требовало поиска связей, зависимостей, выделения существенных признаков.
Большое внимание уделяли предъявлению учащимся перечня усложняющихся заданий, направленных на анализ, сравнение, классификацию, обобщение на основе учебного материала учебников математики
В ходе формирующего эксперимента нами была организована работа, направленная на снятие трудностей, с которыми столкнулись учащиеся при выполнении самостоятельной работы.
Особенность работы заключалась в том, что задания носили комплексный характер, формированию подлежали предметные умения (приемы вычислений) и логические учебные действия (анализ, сравнение, классификация, установление зависимостей и закономерностей)
Анализ трудностей, с которыми столкнулись учащиеся экспериментального класса в процессе выполнения заданий самостоятельной работы, направленной на выявление у учащихся степени сформированности устных вычислительных умений и степени овладения умением классифицировать математические объекты показал, что прослеживается положительная динамика в формировании у учащихся одновременно предметных и метапредметных результатов. Увеличилось количество учащихся, сумевших провести классификацию выражений по самостоятельно выбранному основанию с 0 человек до 5 человек, увеличилось количество учащихся, сумевших провести классификацию выражений по заданному основанию с 2 человек до 4 человек.
Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике в овладении учащимися устными вычислительными умениями на основе классификации как логического учебного действия.
К концу экспериментальной работы увеличилось количество учащихся, отнесенных к высокому уровню с 2 до 5 человек, данные учащиеся овладели умением самостоятельно находить значения математических выражений, проявляют способность к поиску связей, зависимостей, характеристике отношений, определяют существенные признаки объектов при анализе, классификации обобщении учебного материала; уменьшилось число школьников, отнесенных к низкому уровню с 7 до 2 учащихся; не изменилось количество детей, пока не достигших планируемых для учащихся 3-го класса результатов в конце экспериментальной работы (2 ученика).
Таким образом, результаты экспериментальной работы свидетельствуют о том, что работа, основанная на включении учащихся в поисковую (исследовательскую) деятельность по решению вычислительной учебной задачи; использовании методических приемов, направленных на определение существенных признаков для классификации математических выражений способствует формированию у младших школьников вычислительных умений на основе классификации как логического учебного действия.
Библиографический список
1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/DU7Um, свободный (дата обращения: 16.02.2018). – Загл. с экрана.2. Бантова, М.А. Система вычислительных навыков // Начальная школа. 1993. №11. С. 51-55.