Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Тишакова Т. О. Задержка речевого развития

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Задержка речевого развития – это более позднее, в сравнении с возрастной нормой, овладение речью детей младшего возраста (до 3 лет). ЗРР характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса ребенка, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием фразовой речи к двум годам и связной речи к трем. Поэтому первое, что должны сделать родители, которые заподозрили у малыша эту проблему –провести комплексное обследование у специалистов: детского логопеда, дефектолога и психолога, при необходимости посетить невролога (ЭКГ, ЭХО-ЭГ), отоларинголога.
Данный недуг может быть вызван причинами биологического и социального характеров. Примерно треть случаев так и остаются невыясненными. Некоторые специалисты склонны видеть причину задержки речи в наличии минимальной мозговой дисфункции (ММД), так как у половины таких деток нередко отмечается неврологическая симптоматика, проявляющаяся в приступах плача, беспокойном поведении, аффективно-распираторных приступах, а также обнаруживаются клинические симптомы и электроэнцефалографические феномены, свидетельствующие о нарушении работы подкорковых структур мозга.
Изучая анамнез детей с задержкой речевого развития, специалисты склоны предположить, что к нарушению нормального становления речи могут приводить неблагоприятные причины внутриутробного развития, преждевременные или наоборот длительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксии, гипоксии у плода и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание, тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые годы жизни, черепно-мозговые травмы, частые падения, снижение слуха различной степени.
В постнатальном развитии ребенка выделяют три критических периода (I – 1-2 года, II – 3 года, III – 6-7 лет). Данные периоды характеризуются наиболее интенсивным развитием речевой системы. В это время даже незначительные вредные экзогенные факторы могут привести к возникновению различных речевых нарушений.
В I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях, могут создаться предпосылки для ЗРР и алалии, во II период, при интенсивном развитии связной речи, могут возникнуть «заикание» и «мутизм», III период может спровоцировать «срыв» нервной системы, что выльется в «заикание», а при органических поражениях головного мозга - детскую афазию.
Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют задержке необходимо знать основные этапы нормального речевого развития детей раннего возраста:
1.       Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющемся первой речевой реакцией. Крик реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Его громкость и звучание могут многое сказать врачу-неонатологу о состоянии младенца.
2.       Первый год жизни – предречевой (подготовительный) период, в течении которого ребенок проходит этапы: гуление (2-3 месяца), лепет (5-6 месяцев), лепетные слова (8-10 месяцев), первые слова (10-12 месяцев). В норме в активном словаре годовалого ребенка имеется примерно 10 слов (ма-ма, па-па, ба-ба и т.п.), в пассивном около 100 слов (название простых предметов и действий).
3.       Примерно в 1,6-1,8 месяцев начинается, так называемый, «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей этот период может затягиваться до двух лет, при условии нормального психического развития. Это нередко происходит внезапно и вскоре дети не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.
4.       К двум годам в речи ребенка появляются фразы, простые двухсловные предложения, активный словарь возрастает до 100-200 слов. К 2,5 годам малыш начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов.
5.       В период с 3 до 4 лет ребенок говорит предложениями, объединенными по смыслу, усваивает некоторые грамматические формы (изменение по числу и роду), активно использует местоимения, прилагательные, наречия. Словарный запас возрастает до 1000-1500 слов.
Специалисты допускают отклонение от нормы в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, на 4-5 у мальчиков. Правильно оценить запоздание сроков появления активной речи у ребенка может только специалист (педиатр, логопед, невролог, психолог), имеющий возможность наблюдать малыша в динамике.
Коррекционная помощь детям с ЗЗР зависит от факторов, вызвавших отставание речевых навыков. Если причины кроются в социально-педагогическом характере, то необходима благоприятная речевая среда, стимуляция речевого развития, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, проговаривание (оречевление) всех действий ребенка. Особое внимание в раннем детском возрасте необходимо уделить развитию артикуляционной и мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, дидактическим играм, рисованию, развитию зрительного и слухового восприятия, пассивного и активного словаря.
Если в задержке лежит медицинская составляющая, тогда коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначенное медицинским специалистом (прием неотропных препаратов, массаж, магнитотерапия и т.п.)
Чем раньше будет начата коррекционная работа с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Эффективность работы зависит не только от усилий врачей и педагогов, но и от участия родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

Библиографический список

1. Волкова Л.С. Логопедия. – Москва: «Владос», 2014.
2. Козырева О.А. Задержка речевого развития детей раннего возраста. – ЮРАЙТ-Восток, 2021.
3. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на–Дону: «Феликс», 2019.
2021