НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Мельникова А.И. Проект «По страницам красной книги»

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf

ТИП ПРОЕКТА: творческий, познавательно-образовательный, художественно-эстетический, групповой
ВИД ПРОЕКТА: среднесрочный
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети, воспитатели, родители.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: февраль-апрель2018г.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быстрое сокращение численности многих видов животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, другие находятся на грани вымирания. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше. Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа. Поэтому решили, что растения и животных необходимо охранять. Ученые создали специальную книгу - Красную Книгу.
Вот мы и решили подойти углубленно к вопросу изучения Красной книги. И привлечь родителей для изготовления Красной книги и выставки поделок на тему «Берегите животных».
РОЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ:
В беседах с детьми группы, выяснилось, что детям практически ничего не известно об Красной книге, о её назначении и содержании. Современные дети мало знают о таких вещах, как заповедник, заказник. Какие есть заповедники и их обитатели. Но в тоже время у всех детей проявился эмоциональный интерес к этой теме
ЦЕЛЬ:
Формировать у детей активную жизненную позицию. «Человек - часть природы и он должен беречь, охранять, и защищать ее». Познакомить детей с Красной книгой, заповедниками малой Родины.
ЗАДАЧИ:
-           Сформировать представление о редких животных нашего края, занесенных в КРАСНУЮ книгу;
-           Воспитывать гуманное отношение к животным, желание сберечь и сохранить их;
-           Развивать эффективное творческое и познавательное мышление.
-           Пробудить интерес к предлагаемой деятельности (создание индивидуальных семейных проектов).
Планируемый результат:
1.        Сформировать знания детей о «Красной книге»: заповедниках, животных, которые занесены в нее.
2.        Выставка поделок, сделанных детьми в педагогическом процессе, оформление презентации.
3.        Разработать рекомендации для родителей по ознакомлению детей с Красной книгой.
4.        Систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме «Красная книга»;
5.        Разработать рекомендации для родителей: «Воспитание бережного и безопасного поведения в природе».
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1.       Подготовительный этап
Разработка проекта:
1. Донести до участников проекта данную проблему.
2. Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.
3. Подборка иллюстративного материала.
4. Подборка стихотворений, загадок, сказок, мифов, легенд.
5. Подборка дидактических, развивающих, подвижных игр, весёлых вопросов и упражнений по теме.
6. Подобрать материал для продуктивной деятельности.
7. Привлечь родителей и детей к совместному изготовлению материала «Наша Красная книга».
2. Основной этап.
Беседы с детьми
Беседа с использованием ИКТ на тему: «Красная книга России».
«Для чего нужна Красная книга», «Почему страницы Красной книги разноцветные?»,
«Путешествие в мир живой природы, «Как вести себя в природе», «Будь природе другом», «Природа в опасности», «О животных, которые живут в лесах, степях, водоемах».
-Рассматривание картин, иллюстраций, составление описательных рассказов по картинам.
Игровая деятельность связывает все виды детской активности. Яркие красивые дидактические игры привлекают внимание детей. Они таят в себе возможности воспитательного воздействия на ребят. Я использовала в работе познавательные дидактические игры, которые благоприятствовали реализации познавательных целей, развивали активность, самостоятельность, формировали представления о животных
Дидактические игры: «Правила поведения в лесу»; «Кто где живет», «Какие звуки слышишь»; «Назови детенышей», «Можно- нельзя»; « «Что лишнее?», «С какой страницы животное?»,«Чьи? Чей? Чья? Чьё?»;
Чтение художественной литературы:
Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи детей, дает прекрасный образец литературного языка.
М. Пришвин «Еж». И. Соколов-Микитов «Белки», «На лесной дороге», «В берлоге». В. Бианки «Купание медвежат» Г. Снегирев «След оленя». Русские народные сказки: « Хвосты», «У страха глаза велики», М.И. Молюков «Зубр» (отрывок), А.А. Плешаков «Сборник сказок о животных».
-В. Бианки «Сказки и рассказы о животных»;.
-Н.Рубцов «Про зайца»;
-Л.Н.Толстой «Белка и волк»;
-О. В. Колпакова «Занимательное природоведение»;
-С. А. Лаврова «Занимательная ботаника»;
- Г. Снегирев «Весной в зоопарке»; - Г. Снегирев «В заповеднике»;
- Е.Чарушин «Бобры и бобрята», «Рысь и рысенок»
- Г. Снегирев «Про зверят»
-В. Малеев «Живая природа России»
-«Тайны живой природы. Медведи» (энциклопедия)
Сюжетно-ролевые и театрализовнные игры
Участие детей в сюжетно-ролевых играх и театрализованных действиях способствовало передаче социального опыта, активному взаимодействию, воспитывало положительные отношения в коллективе.
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Зоопарк», « Приемная Доктора Айболита».
Театрализованные игры «Теремок», «Как тигренок друзей искал»
Подвижные игры
«У медведя во бору», «Воробушки и автомобили», «Охотники и зайцы», «Хитрая лиса», «Лиса в курятнике», « Стой, олень!», «Совушка», «Ночная охота», «Журавль и лягушата».
В комплекс обще-развивающих упражнений были включены упражнения, имитирующие образы животных и птиц Красной книги, с сопровождением стихов «Аист», «Лебеди», «Тигрята».
Художественно-творческая деятельность
1. Рисование, используя нетрадиционные методы «Животное из Красной книги»
2.Лепка: «Зоопарк»
3.Тестопластика на одноразовых тарелочках «Черноморский дельфин Афалина»
4. Конструированию — использование нетрадиционных материалов - изготовление лебедя из ватных дисков и перьев и филина из бумажных тарелок.
3.Выставка рисунков «Правила поведения в лесу»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
-- Консультация «Красная книга–сигнал опасности»
- Консультация «Воспитание бережного и безопасного поведения в природе».
- Творческие коллажи о животных, которые стали страничками красной книги.
- Акция «Принеси книгу о животных»;
- Участие в выставке рисунков «Правила поведения в лесу»
- Подобрать загадки, стихи, сказки о животных и оформить сборник «Удивительные животные».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЗТАП
v Выставка детских работ на тему «Берегите животных»
v Выставка рисунков на тему «Правила поведения в лесу»
v Презентация «Красной книги»
v Итоговое занятие «По страницам красной книги»
ВЫВОД
-В ходе проекта, мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания.
-Дети много узнали о редких животных, которые занесены в Красную книгу; о повадках, образе жизни, какое значение имеют заповедники для животных.
-Дети познакомились с новыми произведениями героями, которых являются дикие животные.
-У детей пополнился словарный запас и расширился кругозор.
- Дети стали более заботливо и бережно относится к окружающей среде.
-Ребята пополнили свои знания новыми фактами.
-Сформировали творческую личность ребёнка, умеющую проецировать полученные в ходе освоения образовательной программы знания и умения на деятельность, преобразующую окружающую действительность;
- Развили устойчивый интерес к творческому процессу, желание мастерить своими руками;
-Совместно с родителями и детьми создали Красную книгу животных.
- Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей
Фотоотчет:






2019