Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Шивцова С.В. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольника как предпосылка к обучению грамоте

Библиографическое описание:
Шивцова С.В. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольника как предпосылка к обучению грамоте // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/73-2.pdf.

Звуковая сторона речи рано становится предметом внимания ребёнка. Он замечает особенности произношения других людей, приводит примеры неправильного произношения, замечает разницу в отдельных словах. Однако самостоятельно разложить слова на звуки он не может. Данную задачу необходимо решать на занятиях по обучению грамоте и целенаправленно развивать у детей способность уметь производить звуковой (фонемный) анализ.

Для успешного обучения ребёнка в школе необходимо формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

При обучении грамоте мы используем звуковой аналитико-синтетический метод, когда обе работы, аналитическая и синтетическая, между собой сочетаются. В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, то есть произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учётом позиции следующей за ней гласной фонемы.

В обучении грамоте ведущую роль играет формирование способности анализировать звуковой состав слов, поскольку процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот. Это сложный процесс, которым ребёнок должен овладеть, находясь в дошкольном учреждении.

Основные направления обучения грамоте детей:

- ознакомление детей со словом;

- ознакомление с предложением; ознакомление со словесным составом предложения; деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений;

- ознакомление со слоговым строением слова;

- ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов.

Рассмотрим первое направление – ознакомление детей со словом. Сначала знакомим детей со звучащим словом, стараясь идентифицировать его с определенным образом предмета, явления, признака и т. п. Для того, чтобы ребёнок понял термин «слово», используем игры: «Назови игрушку», «Детский мир», «Назови вкусные слова», «Слова-друзья».

Следующее направление – это ознакомление дошкольников с предложением.

Сначала знакомим детей с предложением, состоящим из двух слов, предложив картинку с одним действием (Кошка сидит. Девочка танцует.). Затем учим распространять предложение.

Для закрепления знаний детей о предложении используем игру «Живые слова».

В процессе обучения детей делению слов на слоги используем хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание, выкладывание геометрических фигур, игрушек, которые подтверждают количество слогов в слове. Затем количество слогов в слове предлагаем детям изобразить графически. Наглядные средства позволяют детям образно представить протяженность слов, научиться измерять и сравнивать их. И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия:

· «Телеграф» (для того чтобы принять телеграмму, её нужно «записать»: написать знаки по количеству частей слова или положить соответствующее количество игрушек перед собой);

· «Паровоз» (количество окошек в вагоне соответствует количеству слогов);

· «Гараж» (цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин);

· «Домино» (количество точек соответствует количеству слогов);

· «Раздели на слоги» (дети поднимают цифру, соответствующую числу слогов в слове).

Самое сложное направление обучения грамоте детей – ознакомление со звуковой стороной слова.

Обучение звуковому анализу начинаем с неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Чтобы ребёнок мог реально представить слово, которое он произносит, мы используем картинку-схему его звукового состава. Рисунок помогает ребёнку видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить количество звуков в слове и выполняет контрольную функцию: если ребёнок при анализе пропустит какой-либо звук, будут заполнены не все клеточки - и он увидит, что где-то ошибся. Модель слова, которое получается в результате его звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. Дети по очереди произносят слово, проводя указкой под клеточками. Мы сообщаем ребятам «секрет»: сколько звуков, столько и «домиков» (клеточек). Дети последовательно выделяют первый, второй и третий звуки в слове, интонационно выделяя их и выкладывая фишки серого цвета на картинки-схемы.

Цель следующего этапа работы - познакомить детей с гласными и согласными звуками, твёрдыми и мягкими согласными, научить различать их. Переходим к этому этапу только после того, как дети научатся разбирать слова, состоящие из трёх звуков. При этом ограничиваемся словами (мак, дом, дым, лук, лес, кит). Занятия продолжаем до тех пор, пока дети не научатся легко разбирать слова. При этом упражнения проводятся с опорой на картинки.

Сообщаем детям, что гласные звуки. Это звуки, при образовании которых воздух выходит изо рта свободно и не встречает на своём пути преград. Затем предлагаем самостоятельно найти в словах (мак, дом, дым, лук, лес, кит) гласные звуки и обозначить их красными фишками. Остальные (согласные) пока обозначаются серыми фишками. Это делается для того, чтобы ребёнок не отвлекался от самого главного – нахождения гласного звука.

Далее знакомим с согласными звуками. Это звуки, при образовании которых воздух выходит изо рта не свободно и встречает на своём пути преграду (зубы, губы, язык). Мы говорим, что согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими – это звуки-братцы. Предлагаем детям выделить первые звуки в словах «луна», «лиса», называя их так, как они звучат (л, ль). «Старший братец» звучит твёрдо – он твердый согласный и обозначается синей фишкой. «Младший братец» звучит мягко – он мягкий согласный и обозначается зеленой фишкой. И дети обозначают звуки в этих словах фишками соответствующего цвета.

Для закрепления этих знаний используем игры: «Твёрдый – мягкий», «Будь внимательным», «Назови пару», «Собери цветок», «Разложи картинки», «Дин – дон».

На этом этапе учим детей находить гласный, который звучит громче, и гласный, который звучит тише (гласный ударный и безударный).

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, предлагаем ребёнку тыльной стороной руки прислониться к подбородку и произнести согласный звук: горлышко "молчит", значит, звук глухой, горлышко "запело", значит, звук звонкий. Используем модели: символ колокольчика и барабана.

Когда дети уже немного научатся анализировать слова, используем схемы звукового состава слов, состоящие из клеток без картинок, отсутствие картинки не создаст трудностей.

Для формирования навыков звукового анализа слов предлагаем детям игры: «Живые звуки», «Цепочка слов», «Подбери картинку», «Поищи слова», «Назови слова», «Где живёт звук?», «Звуковая птичка», «Звуковой домик».

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, педагогов. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получит ребёнок в детском саду. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, каждое занятие делает для себя маленькие "открытия".
2023