НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Мотова С.С., Захарова Т.С. СТЕМ-оборудование как элемент, повышающий качество образования в группах коррекционной направленности

Оригинaл материала размещен в выпуске № 6 (56) https://f.almanah.su/56.pdf


«В пустых стенах ребенок не заговорит...».

 И. Е. Тихеева

Эффективность использования инновационных технологий в организации образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР во многом зависит от организации развивающей предметно-пространственной среды в группе. Она должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Коррекция речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, напряжения и волевых усилий. Реализуя поставленную цель, развивающая среда группы направлена на стимулирование активности ребёнка, устранение речевого дефекта, преодоление отставания в речевом развитии, стимулирование развития познавательной сферы и мелкой моторики, что позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Процесс формирования элементарных математических представлений стимулирует межполушарное развитие головного мозга ребенка.  Процесс математического развития направлен на развитие познавательной деятельности, а также математического стиля мышления. В приобщении к этому предмету в игровой и занимательной форме ребенку помогают уникальные современные комплекты STEM-оборудования, которые мы используем в своей работе.
Весы GIGO и весы-ковш  предназначены для знакомства детей старшего дошкольного возраста с понятием «объем», закрепления навыка счета в пределах 10. С помощью весов наглядно объясняются способы измерения сыпучих и жидких веществ с помощью условной мерки и основам измерительной деятельности в целом. Формируются знания о том, что объем жидкости не зависит от внешней формы сосуда. С детьми старшего дошкольного возраста мы часто используем весы GIGO. Они удобны тем, что в наборе имеются металлические гири, пластиковые кирпичики разного веса и ими можно измерить не только массу предмета или сыпучих веществ, но объём жидкостей.
Весы-коромысло   и весы для малышей используются для получения первого представления о понятиях «вес» предмета, «легкий» и «тяжелый», «легче» и «тяжелее», «тяжелее чем...» и т.д. Представленные весы способствуют развитию мелкой моторики детей, координации движения, зрительного восприятия, логического и пространственного мышления. Все представленные выше весы являются незаменимым атрибутом для сюжетно-ролевых игр таких как «Супермаркет», «Фармсервис», «Аптека», «Пиццерия», «Кафе» и т.д.
   «Магический треугольник» - это сортер, мозаика и балансир-лабиринт. Дети с помощью деревянного пинцета или специальных ложечек выкладывают узор по схемам, которые изображены на карточках. Кроме мелкой моторики, ловкости развивается пространственное воображение. Можно усложнить задание и задать ребенку вопросы:
- Какой шарик находится слева от красного?
- Где находится большой желтый шарик?
-Куда поставим маленький голубой шарик?
 Рекомендовано, чтобы ребенок проговаривал все свои действия. Это позволит не только закреплять пространственные отношения, но поможет развитию монологической речи.
 «Кубики Сома» с карточками  и уголки Аленкова. Складывая уголки различными способами (ориентируясь по цвету, форме и сцеплению), ребенок может получить 120 различных фигур. Эти игры вырабатывают способствуют умению преодолевать трудности, развивают логическое мышление, навыки счета, вырабатывают умение видеть предметы в разных проекциях, формируют правильное цветовосприятие, концентрацию на задании, развивают стремление к комбинированию, конструкторские способности.
Геометрические кубики «Дуга» и прозрачные кубики с цветной диагональю. Дети с удовольствием играют в эти кубики, собирая из них узоры не только по карточкам, но и придумывая свои.  Данные игровые наборы предназначены для конструирования различных узоров и построек, как в двумерном, так и в трехмерном пространстве. Благодаря различным вариантам окраски кубиков плавные линии образуют круги и окружности, причудливые изгибы орнамента. Специальные карточки пронумерованы и постепенно усложняют задания. Они помогают развитию пространственного мышления, установлению связи между частью и целым, фигурой и фоном, способствуют формированию умения ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, выявлению пространственных отношений и закономерностей, развитию произвольного внимания и памяти, развитию восприятия и воображения, формированию целенаправленной деятельности, ориентации на конечный результат игры, повышению уровня детской компетенции, самооценки и притязаний ребенка.
«Математическая обезьянка» – это игра для развития элементарных математических представлений. Она способствует:
- формированию представлений о равенстве и неравенстве, составе числа, ознакомлению с принципом работы весов, знакомству с понятием «величина», «масса предмета», «равновесие»;
- формированию умений сравнивать предметы по величине, массе; развитию психических процессов: восприятия, внимания, памяти, логического мышления;
- развитию познавательного интереса, любознательности и исследовательской деятельности;
- подготовке ребенка к школьному обучению.
Перед тем, как предложить детям Математическую обезьянку, создаем игровую ситуацию: рассказываем про обезьянку Чичи, про то, что она очень любит бананы, считает их все время. Далее знакомим с принципом работы весов. Обращаем внимание на то, что рука с одним бананом поднимется вверх, а с двумя опускается. Спрашиваем, как сделать так, чтоб обе ручки уравновесились?  Предоставляем детям возможность самим поиграть с обезьянкой. Они быстро улавливают суть игры. Усложнить игру можно, если попросить у детей повесить на другую руку на 1(2,3) банана больше или меньше. Давая детям задание, можно указывать правую и левую руки, закрепляя тем самым пространственные представления детей.
Данное игровое пособие многофункционально и включает большое количество игр с математическим содержанием. Замечательно показали себя игры на состав числа. Со временем дети очень быстро подбирают связки, постепенно переставая считать бананы, они запоминают зрительный образ цифр. Дети могут работать в паре, проверяя друг друга и находя другое решение.
Логический пазл «Геометрические формы» помогает закрепить зрительный образ геометрических фигур, развивает логическое мышление, закрепляет понятия «плоские фигуры» и «объемные тела», помогает развитию пространственного восприятия, внимания. На основе слева расположены изображения геометрических форм: их контур, теневое и обратное теневое изображения и объемная форма. Сверху – изображения геометрических фигур. Элементы пазла нужно разложить, совместив оба признака сверху и слева. Воспитатель может выложить элементы сам и намеренно ошибиться, попросив ребенка проверить, правильно ли все сделано?
Абак «Цвет, форма, счет» - эта игра помогает развитию логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти, закрепляет умения различать форму, цвет фигур, их количество. Развивает навыки целевых действий с предметами, произвольность, умение следовать образцу. Способствует сенсорному развитию (тактильного и зрительного восприятия). Учит классифицировать и сортировать фигуры по различным признакам, сравнивать множества. В набор входят двусторонние карточки, на одной стороне карточек задания цветные для точного и однозначного их исполнения, на второй стороне карточек задания черно-белые для обеспечения возможности самостоятельного выбора цветов ребёнком при выполнении заданий. Дети могут проверять друг друга или педагога, находя ошибки и исправляя их. Так же абак можно использовать при изучении состава чисел, понятий «столько же», «на сколько больше (меньше)» и т.д. Для развития сенсорного восприятия можно доставать фигуры из мешочка наощупь.
«Счётные кубики». Соединяя между собой кубики, ребенок может построить множество фигур и моделей, как по образцу, представленному на карточках, так и используя свое воображение. На карточках с красной меткой даны половины построек. Необходимо симметрично достроить по картинке.
 Карточки с голубой меткой дают нам постройки по схеме не учитывая цвет (кроме уровня 4). Карточки с зелёной меткой – логические. Там необходимо выкладывая кубики, заменять цвета по заданию. А в последних вариантах выложить кубики в табличку учитывая цвет и количество. Желтая серия самая простая. Здесь выполняем фигуры просто по образцу. Карточки с оранжевой меткой дают задание сложить фигуры определенной формы и цвета и выложить из них на поле узор. Все карточки пронумерованы от 1 до 4. 1 и 2 – простые задания, 3 и 4 более сложные. Кубики можно использовать как счетный материал при изучении чисел первого десятка, при изучении состава чисел. С помощью кубиков можно составлять логические цепочки от простого к сложному. Эта игра развивает не только мелкую моторику, но и воображение, внимание, конструкторские способности, пространственное воображение, фантазию, умение работать по схеме и планировать свои действия.
«Набор геометрических прозрачных тел». Набор предназначен для знакомства с основами геометрии, объемами и формами, развивает пространственное мышление. Способствует развитию мелкой моторики и речи ребенка. Полые прозрачные объемные геометрические фигуры предназначены для изучения основных понятий о пространственных геометрических фигурах, позволяют продемонстрировать их свойства, сечения, проиллюстрировать решение задач на построение в пространстве, способствуют развитию логического и пространственного мышления, совершенствованию графической техники. Детям можно наглядно продемонстрировать отличия плоских фигур от объемных тел, налив внутрь тела воду или насыпав крупу. Съемные основания тел позволяют использовать их в качестве шаблонов на аппликации, для штриховки и конструирования.
«Набор геометрических прозрачных тел с развертками». Набор представляет собой объемные фигуры различной геометрической формы, изготовленные из прозрачной пластмассы, основание съемное. Каждое геометрическое тело укомплектовано разверткой (цветная пластмасса), позволяющей наглядно продемонстрировать проекцию геометрического тела на плоскость.
Конструктор «Платоновы тела» - это  набор для создания огромного количества объемных геометрических фигур из двухмерных многоугольников. В составе 84 детали четырех цветов и подробная инструкция для сборки. Весь комплект упакован в удобную и прочную пластиковую банку.
Математический планшет «Логико малыш». Это один контрольный прибор (планшет) и множество комплектов карточек по основным направлениям развития ребёнка-дошкольника. Комплекты карточек выпускаются для возрастов от 3 до 7 лет и сохраняют последовательность в изложении материала.   Это и учебник, и игра, и способ организации коллективной деятельности, и вариант проведения досуга дома или в саду, и пособие для фронтальной и индивидуальной работы, и стимулятор для развития мышления, речи, и энциклопедия знаний.
Балансиры. Эти устройства двойного назначения представляет собой комбинацию качелей и балансира. Игрокам необходимо вести мяч по трассе, сохраняя равновесие. Предназначены для балансировки, тренировки координации движений. Занятия на данном тренажере способствуют развитию эмоционально-волевой сферы, вестибулярного аппарата, формированию правильной осанки. Благодаря таким тренировкам взаимодействия между рецепторами и центрами координации в головном мозге ребенок лучше ощущает свое тело в пространстве, у него лучше развивается координация.
Лабиринт магнитный. Суть лабиринта в том, чтобы довести цветные шарики в конечную точку маршрута с помощью специальной магнитной ручки. Игра развивает пространственное мышление, логику, мелкую моторику, формирует представление об окружающем мире.
Топорама представляет собой набор из фигурок и подставки для них с желобками. По заданию воспитателя или по карточке ребёнок должен расставить фигурки в определённом порядке. Способствует развитию пространственного мышления, умения соотносить взаимное расположение предметов, читать схемы и воспроизводить изображенную на схеме конфигурацию в пространстве.
Межполушарные лабиринты представляют собой рамку с двумя одинаковыми вкладышами. Ребенок должен одновременно двумя руками вести фишки или карандаши по желобкам. Нейропсихологии логопеды рекомендуют этот межполушарный тренажер для развития детского интеллекта. В процессе игры создаются новые нейронные связи и синхронизируется работа полушарий мозга, что благоприятно влияет на память, речь, воображение и логическое мышление. Игрушка также помогает снимать эмоциональное напряжение. Особенно полезно это будет для гиперактивных, импульсивных ребят.
Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровое образовательное оборудование стимулирует активность детей, прививает интерес к познавательным играм, стимулирует саморазвитие детей через возможность получать информацию и усваивать новый материал в индивидуальном для ребенка темпе, с опорой на предпочтения. Всё это и учитывается нами при обогащении среды инновационным оборудованием.
2022