Информационные технологии в современном образовательном процессе

Плеханова И.А. Особенности использования технологии скринкастинга на уроках информатики в системе СПО

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf


Одним из приоритетных направлений развития современной системы образования является внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс. Использование информационных технологий, несомненно, открывает дополнительные возможности как для повышения качества и эффективности процесса обучения, так и для расширения сфер его применения. В связи с этим вопросы создания и внедрения электронных учебников, пособий, справочников, практикумов и прочих учебных материалов, разработанных на базе современных информационных технологий, привлекают пристальное и неослабевающее внимание специалистов образовательных учреждений.
Технология скринкастинга является одной из наиболее эффективных способов представления учебных материалов. Скринкастинг может быть использован как самостоятельный способ разработки электронных учебных видеоматериалов, а также выступать дополнительной технологией при создании крупных образовательных ресурсов.
Благодаря своим возможностям скринкастинг уже приобрел в мире весомую роль среди технологий разработки средств электронного обучения. Несомненно, по мере его развития интерес к скринкастингу в образовательных учреждений будет возрастать. Этим фактором вызвана актуальность темы исследования.
Под скринкастом понимают – цифровую видеозапись информации, выводимой на экран компьютера, также известная как «video screen capture», видеозахват экрана. Часто сопровождающееся голосовыми комментариями, поясняющими представляемый информационный материал [6].
Для создания скринкастов используют не веб или видеокамеры, а специальное программное обеспечение, которое можно условно разделить:
– устанавливаемое на ПК;
– предоставляемое сервисами Web 2.0.
Само понятие «screencast» было введено в оборот редактором журнала InfoWorld Джоном Уделлом в 2004 году. Автор охарактеризовал данную технологию как «видеоролики о софте, записанные с речевым сопровождением». Впрочем, сам Джон Уделл не считает себя изобретателем чего-то принципиально нового: по его словам, его роль заключалась в «определении и развитии направления, посредством эксперимента и демонстрации» окружающим возможностей скринкастов [2].
Интерактивный видеофильм – это фильм, в котором зритель на определенных этапах просмотра может выбирать продолжение сюжета.
Создание таких фильмов позволяет наиболее полным образом использовать преимущества интерактивной составляющей обучения. В процессе просмотра фильма обучаемому предоставляется возможность управлять демонстрацией как отдельных информационных фрагментов, так и целых разделов фильма. Как правило, обучаемый сам определяет наиболее сложные, с его точки зрения, фрагменты изучаемого материала и, либо повторно возвращается к их просмотру, либо приступает к более углубленному их изучению. Таким образом, обеспечивается индивидуальный подход к обучению даже на этапе самоподготовки. Опыт применения интерактивных обучающих фильмов свидетельствует о том, что данное направление является весьма перспективным как при обучении в учебных центрах, так и при самостоятельной подготовке. Обучаемыми отмечается высокий уровень преподнесения учебного материала, простота процесса обучения, повышение уровня запоминания.
Деятельность обучаемого во время просмотра интерактивного видеофильма определяется как выраженный в действиях его интерес к овладению глубокими, системными знаниями, которые он сможет реализовать в практической работе. В процессе обучения учебный материал должен использоваться в тесной связи с "проблемной ситуацией", которая является главным средством активизации познавательной деятельности обучаемых и управления процессом усвоения новых знаний. Проблемная ситуация – начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность обучаемого и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности [4].
Основные средства активизации внимания обучаемых – динамичное ведение занятий с применением разнообразных приемов, обеспечение познавательной активности обучаемых, живость изложения, переключение учащихся с одного вида деятельности на другой, устранение отвлекающих раздражителей. Очень влияет на характер внимания темп учебной работы. Замедленный темп рассеивает внимание, снижает активность обучаемых. Ускоренный темп также неблагоприятен: большинство не успевает воспринимать учебный материал, утомляется, отстает, и реакцией на это также является ослабление и рассеивание внимания. Использование интерактивного видео позволяет обучаемому самому выбирать наиболее приемлемый темп обучения.
Выбор правильного видеоматериала – один из самых существенных пунктов подготовки. Необходимо, предварительно, просмотреть выбранный фильм не менее одного раза. Предварительный просмотр позволит определить правильное использование и ограничить продолжительность демонстрации всего фильма или отдельных эпизодов. Все это помогает разработать методику наиболее целесообразного использования видеоматериала для решения поставленных учебных и воспитательных задач. Выбор видеоматериала должен исходить из возрастной составляющей. Если урок проходит у учеников начальной школы, то им вряд ли будет интересно смотреть строгое документальное кино, поэтому для них можно показать мультипликационный фильм (например, на тему вреда курения и алкоголя). Студенты же способны усваивать серьезные документальные фильмы. После предварительных просмотров преподаватель должен определить цели и методы использования видеоматериала на уроке: – для передачи нового материала или для углубления или закрепления ранее полученных знаний; – определить время трансляции фильма на уроке: в начале, середине или конце; – провести выбор, как показывать фильм: полностью, или с перерывами; – сделать акцент на моментах показа, которые нуждаются в комментариях; – подготовить, какие вопросы надо задать по окончанию демонстрации. Работу с видеофильмами делят на следующие этапы: выявление связи изучаемого материала с содержанием видеосюжета; проведение работы с видеосюжетом в процессе проказа; проведение работы с видеофильмом после показа. Для хорошего усвоения материала, необходимо подготовить обучающихся к просмотру сюжета. Этому может способствовать вступительное слово преподавателя, где рекомендуется: сделать акцент на наиболее основные моменты фильма и их связь с преподаваемой темой; дать объяснения для наиболее трудных моментов кино; вызвать интерес к просмотру [3].
Время трансляции – один из важнейших элементов методики. Специфика заключается в том, что если просмотр сюжета приурочен к изучению нового материала, то лучше всего транслировать фильм фрагментами, хронометражем от 4 до 12 минут. Если фильм показывают для повторения или закрепления ранее изученных тем, то его можно транслировать целиком, охватывая все темы раздела. После просмотра преподаватель должен прокомментировать просмотренный фильм, напомнить наиболее важные аспекты, повторить их, тем самым усвоив полученный материал. По окончании показа видеоматериала или его фрагментов, преподаватель подводит итоги, отвечают на вопросы студентов по просмотренному материалу, спрашивает мнение обучающихся по транслируемому фильму, и анализирует сущность показанного сюжета.
Если педагог решил использовать на занятии кино-, видео- или телефильм, то в соответствии с этим и строится план проведения занятия. Его подготовка и организация во многом решат успех того, как оно будет проведено и какие даст резуль­таты. Необходимая затрата времени при правильной подготов­ке и организации занятия окупается качеством и глубиной изу­чения материала, прочным усвоением и значительной экономией учебного времени в целом.
Процесс подготовки к занятию с использованием кино скла­дывается из следующих моментов:
-        выбор фильма;
-        просмотр намеченного фильма;
-        оценка выбранного материала с точки зрения соответствия требованиям программы, учебнику, уровню знаний учеников;
-        определение структуры занятия и выбор методов, форм и
-        приемов работы;
-        подготовка вступительного слова, объяснений в процессе просмотра и заключительного слова преподавателя, а также во­просов к аудитории, как предварительных, так и по ходу фильма;
-        составление единого плана-конспекта занятия (сценарный план), куда включается весь материал, который дается в непосредственной связи с используемым фильмом [4].
Первое и наиболее существенное в подготовке – правиль­ный выбор фильма. Выбранный фильм надо предварительно просмотреть, а незнакомые учебные фильмы - не менее двух раз. Просмотр позволяет установить, как его лучше использовать, и определить длительность демонстра­ции всего фильма и его частей. Все это помогает разработать методику наиболее целесообразного использо­вания фильма при разрешении соответствующих учебных и вос­питательных задач.
После такого изучения фильма педагог определяет, с какой целью следует его показать:
-        для изложения нового ма­териала или для углубления и закрепления уже изученного;
-        вы­бирает время для использования фильма (в начале, в середине или в конце занятия);
-        решает, непрерывно или с перерывами показывать фильм;
-        уточняет, в какие моменты демонстрации картины надо помочь пояснениями;
-        намечает, какие вопросы задать по содержанию фильма, и т. д.
Занятия с применением кино необходимо строить так, чтобы демонстрируемый фильм подчинялся целевой установке данной темы, помогая в более доступной для восприя­тия и интересной форме донести материал до аудитории [5].
Но учебные фильмы не должны мыслиться как какое-то уни­версальное средство наглядности, которое может заменить дру­гие формы работы. Их не следует применять в том случае, ког­да иллюстративную задачу проще, более конкретно разрешат другие наглядные пособия: схемы, диапозитивы, репродукции, диафильмы, карты и т. п. В то же время творческое сочетание различных средств обучения с демонстрацией фильмов усили­вает эффективность всего занятия в целом.
Работа с кинофильмами методически делится на три этапа:
-         установление связи изучаемой темы с содержанием фильма;
-         работа с фильмом в процессе его демонстрации;
-         работа с фильмом после демонстрации.
Чтобы материал был правильно понят и хорошо усвоен, надо подготовить учащихся к восприятию фильма. Вот почему просмотру может предшествовать вступи­тельное слово педагога (не более 5-7 мин), где рекомендуется:
-        обратить внимание учащихся на главные моменты изучае­мой темы и на то, какое отражение они получили в фильме;
-        дать предварительные пояснения к наиболее трудным мо­ментам фильма;
-        поставить учащихся в известность об отдельных фактических погрешностях в фильме (если они есть);
-        вызвать интерес к просмотру.
После демонстрации картины учитель должен про­комментировать просмотренный материал, напомнить наиболее сложные моменты фильма, повторить их содержание и тем самым закрепить полученные знания.
После демонстрации фильма или отдельных его фрагментов педагог подводит итоги, отвечает на вопросы (если они возникнут), анализирует сущность кинематографического мате­риала.
Самое широкое распространение получил наглядно-иллюст­ративный метод. Его сущность заключается в том, что учитель, излагая учебный материал, сопровож­дает беседу показом фильма или фрагментов из него. Этот ме­тод может применяться как при объяснении нового материала, так и при закреплении и повторении ранее изученного. Если фильм используется в качестве введения к новому материалу или сопровождает объяснение, то лучше всего демонстрировать его фрагментами, продолжающимися 5-10 мин. При повторе­нии и закреплении ранее изученного материала кинофильм обычно демонстрируют целиком [1].
Рассмотрим технологию создания скринкаста с помощью бесплатной программы видеозахвата экрана iSpring Free Cam.
Первым этапом при создании скринкаста является, подготовка рабочего места. Нахождение места, где не будет посторонних звуков. Проверка оборудования. Далее необходимо подготовить материал, который будет озвучиваться в процессе съемки, распечатать или выучить (рисунок 1):


Рисунок 1 - Подготовка инструкционной карты

После необходимо запустить программу, по которой будет и проходить скрикаст. Проверить её работоспособность (рисунок 2):


Рисунок 2 - Интерфейс программы Scribus

Далее необходимозапустить программу для записи экрана и проверить ее готовность к работе (рисунок 3):


Рисунок 3 - Запуск программы iSpring Free Cam

Так же можно осуществить настройку самой программы, микрофона, звука. И сделать пробную запись. (рисунок 4):


Рисунок 4 - Пробная запись видео с помощью программы iSpring Free Cam

После того как убедились в работоспособности всех элементов начинается запись материала (рисунок 5):


Рисунок 5. Запись материала для скринкаста

После записи начинается этап монтажа, на котором убиратся неудачные моменты, лишние звуки и т. п. (рисунок 6):


Рисунок 6 - Монтаж видео в программе iSpring Free Cam

Смонтировав и просмотрев готовый материал, идет сохранение ролика и его дальнейший показ или размещение в сети Интернет (рисунок 7):


Рисунок 7 - Сохранение готового скринкаста

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дидактически правильное и корректное использование технологии скринкаста благотворно влияет на образовательный процесс в целом.

Литература

1.       Быданов Н. Методика использования видеоматериалов в учебном процессе [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://si-sv.com/publ/1/metodika/14-1-0-557 (Дата обращения: 26.01.2019).
2.       Игнатьев Д.И. Фильм в работе учителя (небольшой исторический экскурс) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/film-v-rabote-uchitelya-nebolshoy-istoricheskiy-ekskurs. (Дата обращения: 26.01.2019).
3.       Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: учебное пособие- 5-е изд.- М.: Академия, 2008 – 352 с.
4.       Методика преподавания кинофицированных занятий [Электронный ресурс]. Режим доступа – URL: http://www.rae.ru/upfs/?section=content&op=show_article&article_id=4825 (Дата обращения: 26.01.2019).
5.       Мозолевская А.Н. Скринкастинг как элемент образовательной технологии // Проблемы и перспективы развития регионального отраслевого университетского комплекса ИрГУПС. – Иркутск: ИрГУПС, 2011. – с. 49-51.
6.       Понятие скринкастинга [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Скринкастинг. (Дата обращения: 26.01.2019).
7.       
2019