НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Злобина Л.Д. Развитие метапредметных навыков на уроках химии

Библиографическое описание:
Злобина Л.Д. Развитие метапредметных навыков на уроках химии // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 6. URL: https://f.almanah.su/2023/73-6.pdf.

ФГОС установил новые требования к итогам освоения образовательной программы, среди которых не только предметные знания, но и метапредметные результаты. Они предполагают деятельностное отношение, в том числе умение оперировать логическими категориями, соотносить действия с результатом, сотрудничать в учебе, выстраивать коммуникацию, навыки самоконтроля и смыслового чтения. В связи с этим хочу поделиться опытом организации работы с текстом при изучении нового материала по учебнику химии для 11 класса авторов: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков. К некоторым темам, изложенным в соответствующих параграфах учебника, мною разработаны рабочие листы с заданиями по тексту. На вопросы ученикам предлагается давать ответы полными предложениями, что в первую очередь способствует развитию умения грамотно строить речевые высказывания. Немаловажно и то, что в итоге учащиеся оформляют в тетради конспект, по которому могут дома повторить пройденный материал и подготовиться к следующему уроку. Ученики работают в парах, что способствует развитию навыков коммуникации и сотрудничества. В рабочем листе к уроку вопросы составлены в порядке изложения темы в параграфе, что экономит ученикам время для поиска ответов. Работая с текстом учебника, ученики развивают навыки смыслового чтения: правильно прочитать вопрос, найти ответ в тексте, сформулировать ответ.

Для примера я привожу в материал к уроку «Электролиз расплавов и растворов» по параграфу 15, с.79 - 83. Для ответа на вопросы 1, 2, 3,4 учащимся нужно только найти и кратко перефразировать предложения из параграфа. Для ответа на другие вопросы от них требуется умение соединять теоретический материал с практической деятельностью, т.е. конструировать новое знание на основе уже имеющегося опыта. Вопросы 5-8 направлены на развитие таких операций мышления, как сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение.

Учебная деятельность в разрезе системно-деятельностного подхода включает в себя, кроме традиционных учебных задач, учебных действий, еще и действия самоконтроля и самооценки. Проверка правильности выполнения заданий может осуществляться по выбору учителя как в ходе урока, так и в его конце, устно и/или с демонстрацией ответов в презентации на экране. Здесь формируется умение слушать и слышать собеседника, излагать свою точку зрения и аргументировать ее. Каждый ответ на задания по рабочему листу оценивается определенным количеством баллов. Ученики оценивают свою работу по шкале, приведенной на листе с вопросами, и выставляют себе/друг другу отметку за работу на уроке.

Рабочий лист также может быть использован в качестве индивидуального домашнего задания часто болеющим учащимся.

Рабочий лист урока «Электролиз расплавов и растворов электролитов»

1. (1 балл). Прочитайте определение электролиза. Почему электролиз – несамопроизвольный окислительно-восстановительный процесс?

2. (2 балла). Дополните предложения:

Катод это (положительно или отрицательно) заряженный электрод.

На катоде происходит электрохимическое (окисление или восстановление) частиц.

Анод это (положительно или отрицательно) заряженный электрод.

На аноде происходит электрохимическое (окисление или восстановление) частиц.

3. (1 балл). Какие металлы получают в промышленности только электролизом расплавов соединений?

4. (3 балла). Составьте итоговые уравнения электролиза расплавов:

А) поваренной соли

Б) оксида алюминия. Что является сырьём для получения алюминия по методу Холла – Эру?

Каким образом в таких уравнениях отмечают несамопроизвольность процесса?

5. (2 балла). Дополните таблицу 1:

Продукты электролиза электролита в растворе на катоде

6. (3 балла). Дополните таблицу 2:

Продукты электролиза электролита в растворе на аноде

7. (6 баллов). Заполните таблицу 3:

Продукты электролиза растворов электролитов

8. (2 балла). Прочитайте определения гальванопластики и гальваностегии. Приведите примеры изделий, которые по вашему мнению были изготовлены с помощью этих процессов.

«5» 19-20 баллов «4» 15-18 баллов «3» 10 - 14 баллов

Библиографический список

1. Химия. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / - О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков - М.: Просвещение, 2021.

2. https://school.kontur.ru/publications/2403
2023