НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Порткина С.А. Экскурсии и целевые прогулки в городе

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf


В нашем современном мире проблемы экологии приобрели наиважнейшее значение. Чело­вечество в последнее время стремительно старалось обуз­дать природу, забывая, что мы «в ответе за тех, кого приручили». Первостепенной задачей стало принятие мер по защите окру­жающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению разно­образия живых существ, сбере­жению генофонда планеты; рас­ширение экологического миро­воззрения не только взрослых, но и детей. Основы экологичес­кого воспитания, экологической культуры закладываются в про­цессе дошкольного образования. Освоение детьми основ эколо­гической культуры во многом зависит от воспитателя: от его методической грамотности, по­нимания важности экологичес­кого образования в формирова­нии личности воспитанников, от умения создать условия для по­добной работы, увлечь детей, сформировать у них бережное отношение к природе и окружающему миру. Действительно, дошкольников привлекают при­рода, ее явления, разнообразие; она вызывает в них эмоцио­нальные переживания. А чтобы ребенок был более вниматель­ным, следует учить его вести наблюдения за окружающим миром, любоваться увиденным на лугу, пруду, в лесу и т.д. Одна из форм работы с детьми по изучению основ экологии — экскурсия. Это сложный и тру­доемкий вид обучения, преиму­щество которого состоит в том, что он позволяет в естествен­ной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
Проводятся экскурсии, как на территории детского сада, так и вне него. На сегодняшний день у детей, посещающих ДОО, воз­можности принимать участие в экскурсиях и целевых прогулках за территорией детского сада в условиях большого города очень мало. Кроме того, из-за боязни нарушения постановлений, при­казов о мерах безопасности вработе с детьми, отсутствия кон­кретных и четких инструкций для работников детских садов многие руководители не берут на себя такой ответственности. Тем не менее, в СанПиН 2.4.1.3049-13 не прописан запрет посещения детьми дошкольного возраста музеев, лесопарков и других мест массового скопле­ния людей.

Организация и методика про­ведения экскурсий и целевых прогулок

Экскурсии, как форма заня­тий, проводятся в средней, стар­шей и подготовительной к шко­ле группах не реже одного раза в месяц. По содержанию они делятся на два вида:
— природоведческие (познава­тельные) — в лес, на пруд, луг. Их целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, чтобы показать детям сезонные изменения, происходящие в природе;
— экскурсии с целью ознаком­ления с трудом взрослых (ко­нюшня, заповедник и т.д.). Их можно проводить эпизоди­чески, в зависимости от про­граммы и возраста детей. Все экскурсии и целевые про­гулки связаны с пребыванием на свежем воздухе, с движением, и поэтому они содействуют укреп­лению здоровья детей. Провести экскурсию значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому ее успех зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей. Преследуя цель формированиябережного отношения к природ­ным явлениям и объектам, кото­рые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте, в детском саду необходимо разработать комплексно-тематический план проведения экскурсий и целевых прогулок в городской среде
Исходя из цели, могут быть постав­лены следующие задачи.
Развивающая: развивать на­блюдательность, внимание, сооб­разительность, умение сравни­вать и анализировать, интерес к изучению природы.
Воспитательные:
— воспитывать патриотизм, лю­бовь к природе, культуру пове­дения, аккуратность, ответ­ственность, бережное отноше­ния к природе;
— проявлять исследовательский подход к изучению природы;
— устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями;
— формировать навыки само­стоятельного изучения окру­жающей действительности. В ходе реализации цели и за­дач должны быть достигнуты следующие результаты.
Дети знают:
— явления неживой природы, сезонные изменения;
— виды животных;
— лес, пруд, луг (как природное сообщество);
— аквариум и его обитателей;
— перелетных и зимующих птиц; — природоохранную деятель­ность человека.
Дети умеют:
— выбирать объект наблюдения;
— рассматривать и сравнивать объекты природы;
— ухаживать за отдельными жи­вотными.
Перед началом экскурсии необходимо провести предвари­тельную работу:
— определить цель экскурсии и отобрать программное содер­жание;
— определить место: выбрать наилучший путь к нему, не утомительный, не отвлекаю­щий, исходить из физических возможностей детей;
— определить продолжительность экскурсии: путь до места в одну сторону не должен превышать: в средней группе — 30 мин; в старшей и подготовительной к школе группах — 40—50 мин с учетом особенности дороги и состояния погоды;
— осмотреть лично (воспитате­лем, проводящим экскурсию) место, найти нужные объекты и учесть те необходимые зна­ния, которые получили дети о данных явлениях;
— провести предварительную работу с воспитанниками: бе­седы, игры, занятия, на которых дети получают необходимую информацию по теме, активи­зировать правила дорожного движения;
— медицинский осмотр, выявить детей с особенностями в раз­витии; — инструктаж с сотрудниками и родителями, проводящими экскурсию, по технике безо­пасности и об оказании пер­вой помощи при несчастных случаях;
— проинформировать родителей заранее, взять согласие на проведение экскурсии;
— подготовить команду сопро­вождающих: не менее 6 че­ловек из взрослых на 25— 28 детей. (Например, два вос­питателя и их помощник, два работника детского сада и не менее двух родителей воспи­танников.);
— издать приказ о проведении экскурсии, с обязательным прохождением инструктажа по технике безопасности (за­ведующий);
— наметить экскурсию в первой половине дня, взамен утрен­ней прогулки;
— обратить внимание воспита­телей и родителей на одежду и обувь детей, вещи должны соответствовать климатичес­ким и погодным условиям, быть удобными.
Таким образом, используя территориально-благополучное расположение детского сада, воспитатели ведут интенсив­ную работу по экологическому воспитанию дошкольников. Данная форма позволяет фор­мировать у детей в естественной обстановке осознанно-правильное отношение к при­роде и ее явлениям, способ­ствует образованию первичных представлений о взаимосвязяхв природе, развитию эстетичес­ких чувств, воспитывать береж­ное отношение к окружающей среде, укрепляет здоровье вос­питанников.
Литература:
1.       Журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения»
№ 1/2014год с. 58.


2019