Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Абдухаирова О. В., Писарик Е. Е., Плахова Л. А. Значение подвижной игры в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (37) https://f.almanah.su/37.pdf


Анализ данной проблемы, изучение ее теоретических аспектов позволили установить, что проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребенку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Примерными общеобразовательными программами дошкольного образования выдвигается ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников.
К числу этих требований относятся:
1. Развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру. Коммуникативной и социальной компетентности детей;
2. Создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороши, что его любят;
3. Формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознании своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
4. Воспитание положительного отношения ребенка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
5. Приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнерами по деятельности мнений и действий;
6. Развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
7. Создание коммуникативной компетентности ребенка – распознавание эмоциональных переживаний и состоянии окружающих, выражение собственных переживаний;
8. Формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.
От особенностей взаимоотношений, складывающихся у ребенка с окружающими, во многом зависит процесс формирования личности.
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Этому способствует игровая и различные виды продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), а также начальные формы трудовой и учебной деятельности.
Благодаря игре личность ребенка совершенствуется:
1. Развивается мотивационно-потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личностные (происходит соподчинение мотивов).
2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Ребенку необходимо согласовывать свои действия с действиями персонажа – партнера по игре. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки у дошкольника.
3.Развивается произвольность поведения: разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношений людей в социальном мире, дошкольник подчиняет свои собственные делания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения.
4. Развиваются умственные действия: формируется план представлений. Развиваются способности и творческие возможности ребенка. Для социального развития личности ребенка в реальном сотрудничестве главной целью будет являться формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к сверстникам.
Для успешной реализации цели необходимо решать следующие задачи:
1. Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.
2. Развивать коммуникативные способности.
3. Воспитывать привычку проявлять доброжелательность к окружающим, готовность к взаимопомощи и сочувствию, стремление общаться друг с другом.
4. Способствовать самостоятельному применению полученных знаний в различных видах творческой, предметно-продуктивной, коммуникативной деятельности.
Исходя из этой цели и задач и были подобраны подвижные игры с высоким и низким уровнем двигательной активности, адресованные детям старшего дошкольного возраста. Их основное содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод – непосредственное взаимодействие.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что использование подвижных игр в работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения будет иметь положительное значение в социально-нравственном и эмоционально-личностном развитии дошкольников.
Организуя проведение подвижных игр с высоким и низким уровнем двигательной активности, педагог может достичь следующих целей:
1. Помочь детям ощутить единение с другими.
2. Показать детям, что значит уважение.
3. Развить в детях открытость и мужество выражать свое отношение к другим.
4. Развить в детях чувство юмора.
5. Помочь детям развить в себе сильные стороны своего характера.
Основная цель игры-отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия Общее правило – общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т.д. в каждую игру введет язык «условных сигналов» - физические контакты, с помощью которых участники общаются без предметных атрибутов.
Какова же роль педагога?
Он играет вместе с детьми, показывает образцы игровых действий, время от времени комментирует происходящее, направляет внимание. В игру приглашает только желающих. Если кто-то отказывает, не настаивает, но стремится ненавязчиво заинтересовать общей игрой.
После ознакомления детей с содержанием игр и их практического использования в указанной последовательности, как педагог, так и сами дошкольники могут самостоятельно использовать их в своей деятельности.

Библиографический список

1. Былеева Л.В. Коротков И.М. Подвижные игры. - М.: ФиС, 2002.
2. Вильчковский Е.С. Подвижные игры в детском саду. – М.: «Просвящение», 1983.
3. Воробей Г.В. Народные игры и забавы. – К.: 1995.
4. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.
5. Голицина Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72 с.
6. Детские подвижные игры народов СССР Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. — М.: Просвещение, 1988.— 239 с: ил.
7. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
2020