НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Арсентьева Н.Н., Кокорина А.Г. Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста средством музыкального творчества

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf

Цель: Повышение развития певческих навыков у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. Формирование творческого подхода детей дошкольного возраста к музыкальной деятельности для дальнейшего развития музыкальных способностей.
В данной статье говориться о том, что планомерное вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему. А также развивает творческое воображение рисуя музыку.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения.
Музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется педагогической идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, что мы и пытаемся реализовать в процессе занятий.
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.
Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей вокалу, нужно учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Для этого не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка.
Чтобы начать обучение пению необходимо определить диапазон звучания, тип и особенности голоса ребенка, и систематически его укреплять, создавая благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха. А координация голоса и слуха – важнейшее условие развития певческих способностей детей.
Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.
Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.
Подбор репертуара самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Ведь песни, потешки вызывают у детей всплеск положительных эмоций, создают радостное настроение, воспитывают оптимистический характер.
Вокально-хоровая работа
Детям напоминаются правила певческой установки, и постоянно контролируется их выполнение, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность.
Певческая установка -это правильное положение корпуса при пении:
·          сидеть (стоять) ровно; не сутулиться; корпус и шею не напрягать
·          голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
·          дыхание брать свободно (не брать в середине слова); петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания; рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука; нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.
На этапе формирования вокально-хоровых навыков в работу включаются одновременно почти все элементы вокально-хоровой техники, а в последующие периоды они углубляются. Их последовательность и постепенность выглядит следующим образом.
Вокально-хоровые навыки: дыхание, звукообразование, дикция, чистота интонирования, ансамбль.
Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание.
Научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч помогают упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой
(«Насос», «Кошечка» и другие)
Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием. Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность.
Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз.
Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен. Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.
Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Артикуляционная гимнастика должны выполняться в медленном темпе (каждая артикуляционная поза удерживается в течение 3-7 секунд, после чего язык, губы и щёки принимают нейтральное положение на такое же время).
Цель статических упражнений – выработка у ребёнка умения удерживать органы артикуляции в определённом положении. («Птенчик» - широко открыть рот;
«Улыбка» - широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы;
«Трубочка» - губы вытянуты вперёд, как при произнесении звука У.)
Ритмодекламация – это синтез поэзии и музыки. На занятиях даже плохо поющие дети с большим удовольствием участвуют в ритмодекламации. Это интересное соединение, эмоционально-образной музыки и ярких поэтических текстов. Поэтому ритмодекламация развивает у детей чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.
Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинаю с понятия высоты звука. Постараться, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание.
Для налаживания чистоты интонации в пении, можно использовать упражнение «рисуем голосом» (дыхательные упражнения: «Веселый животик» дети кладут руки на живот и на слоге «ха» делают мелкие выталкивания воздуха «животик смеется»).
Рисование голосом
Для этой работы с детьми проводится совместное занятие с педагогом дополнительного образования по изобразительной деятельности. Дети пробуют изображать голосом завывание вьюги, ветра, полет бабочки и т.д.



Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. С точки зрения методики, это одна из самых необычных и оригинальных форм, когда ребенок не чувствует себя плохо поющим. В дальнейшем такие модели исполняются по рисунку и по руке педагога, показывающей, в каком направлении вести голос. Исполнение должно быть спокойным и неторопливым, без резких выкриков, с мягким вдохом и выдохом. Восходящие, нисходящие, кружащиеся линии должны повисать в пространстве, таять.
Рисунок 1. Времена года, Вивальди, Аве Мария Рисунок 2. Времена года, Вивальди, Аве Мария

Песенное творчество
Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано. Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память.
Дети не только увлечённо импровизируют, но и пробуют рисовать песни графически. Песню плавного характера рисуют волнистой линией; высокое и низкое звучание песни отмечают восходящими или нисходящими линиями («падающая звезда»).
Работа над песней
а) ознакомление с новым музыкальным произведением; краткое вступительное слово о данном произведении; пояснение непонятных слов;
б) разучивание песни; эмоциональное исполнение, чтобы заинтересовать детей новой песней; раскрыть художественный образ произведения.
в) исполнение песни. Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим. Для успешного освоения детьми певческих навыков необходима совместная работа музыкального руководителя воспитателей и родителей.
В обучении детей пению помогает работа с родителями. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах рассказываю о том, чему учатся дети на музыкальных занятиях, об охране детского голоса и так далее. Родители с удовольствием принимают участие в праздниках и вечерах развлечений, в подготовке и проведении мероприятий, создании музыкальной развивающей среды. Родители доверчиво относятся к консультациям и рекомендациям, и поэтому многие ребята, став школьниками, продолжают петь в вокальных студиях, поступают в музыкальную школу.
Воспитатели оказывают действенную помощь в обучении детей пению, они умело организовывают предметно-развивающую среду для развития музыкальных способностей детей. В группах есть центр музыкального развития, в том числе музыкой для режимных моментов: колыбельные песни, музыка разного характера. Воспитатели проводят с детьми музыкально-дидактические и хороводные игры с пением, включают песни в повседневную жизнь дошкольников. Благодаря наличию в каждой группе вокального дидактического материала, воспитанники могут заниматься самостоятельной вокальной деятельностью, организовывать сюжетно-ролевые игры с вокальной тематикой (концерты, праздники семье и так далее), так же дети часто поют спонтанно в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в свободной игре.
Результаты работы
Итоги работы по развитию певческих навыков у дошкольников: дети любят петь, научились владеть своим голосом, понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты, научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии, могут изобразить их на рисунке, научились начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук.
На занятиях по развитию певческих навыков дошкольники участвовали в исполнительской деятельности, что помогло им глубже понять песню, при этом многократное повторение песни дало ей новую жизнь. Целенаправленная работа повысила интерес детей к музыкальным занятиям, песенному творчеству, Воспитанники нашего детского сада теперь поют не только на занятиях, но и в неформальной обстановке самостоятельно, принимают активное участие в концертах на разных уровнях. У них выработаны такие исполнительские качества, как уверенность, умение свободно держаться перед публикой, красиво исполнять песню, донося до слушателей характер и смысл песни.
Методы и приемы для формирования певческих навыков дошкольников достаточно много, но организуя работу в данном направлении, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей.
По возможности продолжать работу по обучению детей пению, развитию их вокальных навыков, по расширению певческого диапазона каждого воспитанника.
Список литературы
1.       Андреева М, Конорова Е. «Первые шаги в музыке», М.: Советский композитор, 1991
2.       Жофи Барабаш «Фантазариум. Рисовать может каждый»
3.       Изд: Манн, Иванов и Фербер, 2015
4.       Кацер О.В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», СП -2005г
5.       Рокитянская Т.А.. Воспитание звуком, Ярославль, 2002
2019