Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip
Цель: познакомить родителей с миофункциональными средствами (вестибулярными пластинками);
активизировать знания родителей о необходимости автоматизировать поставленные звуки у детей;
повышать уровень педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития детей;
расширять знания родителей о возможностях посредством игры;
закреплять правильные речевые навыки у детей в семейном досуге;
поднять в глазах детей значимость их работы над звуками;
дать возможность детям продемонстрировать свои успехи в исправлении речи.
Оборудование: вестибулярные пластинки, ноутбук, Презентация «Артикуляционная гимнастика»; компьютерная игра «Учимся говорить правильно»; карточки с предметами (сова, лиса, бусы, оса, коса, усы, касса, сани, косы); «Инструкция для проведения звуко-слогового анализа»; карточки с предложениями (У Сани санки. На санках Алиса. У Алисы лиса.)
1.Упражнения подготовительного периода для формирования правильного цикла (с включением дыхания через нос).
Правильное дыхание – это дыхание через нос и без шума. Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать.
Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны. Так же, неправильное дыхание отрицательно сказывается на развитии речи ребёнка.
Сегодня мы вам покажем, как мы учимся правильно дышать с применением миофункциональных средств-вестибулярной пластинки MUPPY с бусинкой.
1. «Подуй на бусинку!»
Мы помыли пластиночку, теперь её нужно «посушить». Вдох носом, затем ребёнок дует на бусинку. Пластину держим перед ребёнком на уровне рта.
2. «Пыхтелка»
Пластиночку вставляем в рот. Ребёнок её удерживает. Дышит носом (и вдох, и выдох)
3. «Пушинка-невидимка»
Пластиночку вставляем в рот. Ребёнок её удерживает. На руку на уровне носа кладём ватку. Носом вдох, на выдохе нужно сдуть ватку с руки.
2. Артикуляционная гимнастика.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей работе органов артикуляционного аппарата. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
3.Сообщение темы и цели занятия.
Сегодня мы с Вами будем повторять звук С.
4. Повторение артикуляции С и его характеристика.
— губки в улыбке;
— зубки сближены;
— широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам;
— холодный воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта);
— горлышко «молчит».
Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
Фонетическое упражнение.
Накачаем насосом колесо: С, С, С, С,... (резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым).
5. Упражнение на развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук [С]»-компьютерная игра «Учимся говорить правильно»
6. Знакомство с буквой.
Букву С писать мне просто.
С как серп, кривой и острый.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква С?
Буква из пальчиков: указательный и большой пальцы левой руки образуют полуовал.
7. Произнесение изолированного звука[С].
Произнеси звук [С] правильно.
Улыбнись. Язык- как горка.
Посвисти. Тихонько только.
С-С-С-С-С-С-С-С.
Произнеси звук.
Чайник очень голосист,
Отовсюду слышен свист.
Звук свистящий у свистка,
Я могу свистеть слегка:
С-С-С-С-С-С-С-С.
Колесо смелей качай.
С-С-С-С-С-С-С-С.
Звук свистящий называй.
8. Произнесение звука [С] в слогах
а) упражнение на развитие моторики, внимания, памяти
Суслик весело шагал,
Суслик слоги называл:
СА-СО-СУ-СЫ-СЭ,
СА-СО-СУ-СЫ-СЭ
б) упражнение «Доскажи словечко» (игра с мячом)
Со словами мы играем,
Са и Сы мы добавляем:
Ли-са о-са ко-са бу-сы
9. Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять
Загибают по очереди пальцы на руке.
Всем совятам нужно спать!
Загибать и разгибать все пальцы.
Для совят поёт сова.
Сделать из больших и указательных
Вот такая голова!
пальцев «очки», остальные пальцы
выпрямить, получится «голова совы».
10. Игры со звуком [С]
Насос
Колесо спустилось – СОС!
Присесть на корточки.
Принесите нам насос!
Встать, согнуть и разогнуть одну ногу,
«накачиваем насосом» колесо.
С-С-С-С-С.
Произнести звук С.
Самовар.
Мы поставим самовар,
Руки на пояс.
Самовар пускает пар:
поднять руки вверх.
С-С-С-С-С.
Произнести звук С.
11. Автоматизация в словах.
На столе картинки: сова, лиса, бусы, оса, коса, усы, касса, сани, косы.
а) назвать предметы, изображённые на картинках, следить за правильным произношением звуков;
б) разделить их на слоги;
Со словами мы играем,
Их хлопками разделяем.
Собираем разрезные картинки и называем слова по слогам (картинки разрезаны на столько частей, сколько в слове слогов)
в) упражнение на развитие внимания и памяти «Чего не стало?»;
г) работа с многозначными словами;
коса –орудие труда; коса – у девочки (волос заплетён в косу)
д) упражнение в образовании уменьшительно-ласкательной формы имён существительных «Маменькин сынок»
Мама с сыном всюду вместе
Мама с кем? Скорей ответьте.
Сова с…. (совёнком).
Слониха с… (слонёнком).
Гусыня с … (гусёнком).
Лиса с… (лисёнком)
е) упражнение на развитие мышления «Подскажи словечко»
Сверху смотрит голова:
На сосне сидит … (сова).
з) упражнение на ориентировку в пространстве
Детям раздаются картинки, в названиях которых есть звук [С]. На полу раскладывают обручи по количеству детей. Звучит музыка. Когда музыка остановится, дети занимают места в обручах. Произносят слова:
Есть соседи у меня,
Всех соседей знаю я.
Затем дети по очереди называют своих соседей.
12. Автоматизация в предложениях (по картинкам).
У Сани санки. На санках Алиса. У Алисы лиса.
13. Автоматизация в чистоговорках.
Во сосновом во лесу
Мы увидели лису.
У лисы на носу
Мы увидели осу.
У осы, у осы
Как у дяденьки усы.
14. Звуко-слоговой анализ слова усы.
15. Итог
Сегодня Международный день лампочки. Давайте зажжём много лампочек, чтобы они освещали нам путь. На лампочках оставьте свои пожелания и предложения. Все лампочки соединим в красивую гирлянду.
Список литературы.1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб. 2007.
2. Куликовская Т.А. Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128 с. – (Кабинет логопеда).
3. Тисовская Ю.А., Соколова Н.А. использование вестибулярных пластинок в практике логопедической работы. Пособие для логопедов под редакцией Костиной Я.В.-М.2015, 64 стр. с ил.
Цель: познакомить родителей с миофункциональными средствами (вестибулярными пластинками);
активизировать знания родителей о необходимости автоматизировать поставленные звуки у детей;
повышать уровень педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития детей;
расширять знания родителей о возможностях посредством игры;
закреплять правильные речевые навыки у детей в семейном досуге;
поднять в глазах детей значимость их работы над звуками;
дать возможность детям продемонстрировать свои успехи в исправлении речи.
Оборудование: вестибулярные пластинки, ноутбук, Презентация «Артикуляционная гимнастика»; компьютерная игра «Учимся говорить правильно»; карточки с предметами (сова, лиса, бусы, оса, коса, усы, касса, сани, косы); «Инструкция для проведения звуко-слогового анализа»; карточки с предложениями (У Сани санки. На санках Алиса. У Алисы лиса.)
1.Упражнения подготовительного периода для формирования правильного цикла (с включением дыхания через нос).
Правильное дыхание – это дыхание через нос и без шума. Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать.
Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны. Так же, неправильное дыхание отрицательно сказывается на развитии речи ребёнка.
Сегодня мы вам покажем, как мы учимся правильно дышать с применением миофункциональных средств-вестибулярной пластинки MUPPY с бусинкой.
1. «Подуй на бусинку!»
Мы помыли пластиночку, теперь её нужно «посушить». Вдох носом, затем ребёнок дует на бусинку. Пластину держим перед ребёнком на уровне рта.
2. «Пыхтелка»
Пластиночку вставляем в рот. Ребёнок её удерживает. Дышит носом (и вдох, и выдох)
3. «Пушинка-невидимка»
Пластиночку вставляем в рот. Ребёнок её удерживает. На руку на уровне носа кладём ватку. Носом вдох, на выдохе нужно сдуть ватку с руки.
2. Артикуляционная гимнастика.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей работе органов артикуляционного аппарата. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
3.Сообщение темы и цели занятия.
Сегодня мы с Вами будем повторять звук С.
4. Повторение артикуляции С и его характеристика.
— губки в улыбке;
— зубки сближены;
— широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам;
— холодный воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта);
— горлышко «молчит».
Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
Фонетическое упражнение.
Накачаем насосом колесо: С, С, С, С,... (резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым).
5. Упражнение на развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук [С]»-компьютерная игра «Учимся говорить правильно»
6. Знакомство с буквой.
Букву С писать мне просто.
С как серп, кривой и острый.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква С?
Буква из пальчиков: указательный и большой пальцы левой руки образуют полуовал.
7. Произнесение изолированного звука[С].
Произнеси звук [С] правильно.
Улыбнись. Язык- как горка.
Посвисти. Тихонько только.
С-С-С-С-С-С-С-С.
Произнеси звук.
Чайник очень голосист,
Отовсюду слышен свист.
Звук свистящий у свистка,
Я могу свистеть слегка:
С-С-С-С-С-С-С-С.
Колесо смелей качай.
С-С-С-С-С-С-С-С.
Звук свистящий называй.
8. Произнесение звука [С] в слогах
а) упражнение на развитие моторики, внимания, памяти
Суслик весело шагал,
Суслик слоги называл:
СА-СО-СУ-СЫ-СЭ,
СА-СО-СУ-СЫ-СЭ
б) упражнение «Доскажи словечко» (игра с мячом)
Со словами мы играем,
Са и Сы мы добавляем:
Ли-са о-са ко-са бу-сы
9. Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять
Загибают по очереди пальцы на руке.
Всем совятам нужно спать!
Загибать и разгибать все пальцы.
Для совят поёт сова.
Сделать из больших и указательных
Вот такая голова!
пальцев «очки», остальные пальцы
выпрямить, получится «голова совы».
10. Игры со звуком [С]
Насос
Колесо спустилось – СОС!
Присесть на корточки.
Принесите нам насос!
Встать, согнуть и разогнуть одну ногу,
«накачиваем насосом» колесо.
С-С-С-С-С.
Произнести звук С.
Самовар.
Мы поставим самовар,
Руки на пояс.
Самовар пускает пар:
поднять руки вверх.
С-С-С-С-С.
Произнести звук С.
11. Автоматизация в словах.
На столе картинки: сова, лиса, бусы, оса, коса, усы, касса, сани, косы.
а) назвать предметы, изображённые на картинках, следить за правильным произношением звуков;
б) разделить их на слоги;
Со словами мы играем,
Их хлопками разделяем.
Собираем разрезные картинки и называем слова по слогам (картинки разрезаны на столько частей, сколько в слове слогов)
в) упражнение на развитие внимания и памяти «Чего не стало?»;
г) работа с многозначными словами;
коса –орудие труда; коса – у девочки (волос заплетён в косу)
д) упражнение в образовании уменьшительно-ласкательной формы имён существительных «Маменькин сынок»
Мама с сыном всюду вместе
Мама с кем? Скорей ответьте.
Сова с…. (совёнком).
Слониха с… (слонёнком).
Гусыня с … (гусёнком).
Лиса с… (лисёнком)
е) упражнение на развитие мышления «Подскажи словечко»
Сверху смотрит голова:
На сосне сидит … (сова).
з) упражнение на ориентировку в пространстве
Детям раздаются картинки, в названиях которых есть звук [С]. На полу раскладывают обручи по количеству детей. Звучит музыка. Когда музыка остановится, дети занимают места в обручах. Произносят слова:
Есть соседи у меня,
Всех соседей знаю я.
Затем дети по очереди называют своих соседей.
12. Автоматизация в предложениях (по картинкам).
У Сани санки. На санках Алиса. У Алисы лиса.
13. Автоматизация в чистоговорках.
Во сосновом во лесу
Мы увидели лису.
У лисы на носу
Мы увидели осу.
У осы, у осы
Как у дяденьки усы.
14. Звуко-слоговой анализ слова усы.
15. Итог
Сегодня Международный день лампочки. Давайте зажжём много лампочек, чтобы они освещали нам путь. На лампочках оставьте свои пожелания и предложения. Все лампочки соединим в красивую гирлянду.
Список литературы.1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб. 2007.
2. Куликовская Т.А. Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128 с. – (Кабинет логопеда).
3. Тисовская Ю.А., Соколова Н.А. использование вестибулярных пластинок в практике логопедической работы. Пособие для логопедов под редакцией Костиной Я.В.-М.2015, 64 стр. с ил.