Исследовательская и проектная деятельность

Сорокина Е. А. Отношение Н. В. Игнатьева к религии и образ Михаило-Архангельского монастыря в его творчестве

Оригинал материала размещен в выпуске № 3 (41) https://f.almanah.su/41.pdf


Н.В.Игнатьев – знаменитый горномарийский писатель, родился в 1895 году в деревне Чаломкино. Детство было трудным: не было денег, одежды, не хватало еды. Старший брат Ондри, младший Тарас и сестра Ульяна не имели никакого образования, они вместе с отцом изготовляли чепошки, которые затем продавали богачам. Да и сам Никон мало учился. После Картуковской школы сельский учитель С.К.Семенов помог устроиться Никону в Михаило-Архангельскую монастырскую образцовую начальную школу. Эта школа была гордостью монастыря. Это и опора православия, образования и единения марийского населения с русским народом. С 1874 по 1895 гг. в ней обучалось более 700 мальчиков из близлежащих марийских селений. Возникает вопрос: почему именно сюда устроили мальчика учиться дальше?
Мы знаем, что по своему уставу Михаило-Архангельский монастырь был общежительным. А это значит, что бедных детей, сирот в образцовой школе монастырь кормил, одевал и предоставлял место жительства. Все необходимое получали от монастырей, а свой труд по священнослужению и различным послушаниям отдавали в пользу обители. Никто из монахов, даже настоятель, не мог иметь собственность в общежительном монастыре. Настоятель выбирался из своей среды, а в случае необходимости из другого монастыря, тоже общежительного.
Закончив двухклассную школу получали право заниматься с детьми. Но Никон проучился здесь всего лишь год, так как за дальнейшее обучение надо было платить. А где брать деньги? Куда идти? Домой возвращаться не хотел, поэтому остается в монастыре послушником. Выполняет разную работу: чистит картофель, выносит мусор и т.д. В это время приходилось ему сидеть голодать, но и в такую трудную минуту не забывал о желании учиться. В 1911 году 16-летний Никон уходит из монастыря. О трудном детстве, о влиянии монастыря на его судьбу вспоминает в своем рассказе «Мондыдымы»: «….Не смог учиться… Хотел улететь – сломали крылья. Хотел видеть свет – «Не смотри», - сказали. Хотел стать человеком – будешь рабом и то ладно. Не забуду! Такой поступок никогда не забуду!...» Уже в этом рассказе мы видим, что молодой писатель негативно настроен на церковнослужителей.
 Далее, 1934 году пишет первый марийский сатирический роман «Савик» - это сатира на дореволюционную Россию. Жизненной основой для сатиры на попов явилось пребывание Н.В.Игнатьева в школе при Михаило-Архангельском монастыре. Роман был написан во время атеистического погрома и писатель в полной мере разделил заблуждения идеологов атеистических пятилеток.
Кто такой Савик? Очень шустрый, умный революционер – самородок. Для него Христос не какое-то историческое лицо, а всего лишь мифический образ. Его поступки и чудеса – сказки. Ну, и в этом надо усматривать определенную логику. Ведь история христианства – это история борьбы его сторонников и противников, самых разных суждений, что лишь подтверждает жизненность христианства. Савик хочет освободить свой народ от буржуазии, религии. Для этого он использует разные средства. Жизнь при государе берет за большую сцену, а сам представляется актером. Поэтому, каждый раз перед выходом на сцену, он готовит какое-нибудь сильно театрализованное представление. Рассмотрим примеры, связанные с религией.
Уже в первых главах романа видим, что главный герой Савик одевает ведро со смолой священнику на голову. За этот поступок мальчика отец не наказывает. Это говорит о том, что и отец был против священнослужителей. И следовательно видим отношение самого Игнатьева к религии.
Второй пример: читаем «…Пугая простой народ, силой заставляли их молиться богам других народов, -думает Савик. – Чтобы народ перестал верить христианскому богу и его сыну Христу, Савик во время Семика одевает белую одежду, вместо накидки – белая простыня, перекрасив открытые участки тела (лицо, шею, руки) белой краской, а белом коне прискачет к церкви, к своему народу и говорит: «Как и Христос, я тоже к отцу-богу поднимусь.
- На небо поднимусь. Сегодня ведь особый день. Все могут на небо подняться. Туда сегодня всем дверь открыта.
- Как? Ты бог что ли на небо подниматься то?
- Говорят, что Христос поднялся. А что, мне нельзя?
- Христос – это ведь сын бога.
- А я кто? Разве не сын бога? Христос сам когда учил молиться богу, заставлял говорить «наш отец». Раз «наш отец», то все мы его сыновья. Вот видите облако? Когда оно будет над моей головой, я поднимусь туда. К отцу- богу пойду. Сначала я заставлю его купить спиртное. Чуть выпив, расскажу обо всем без утайки. Еще без руганья никак. Надо. Ну кто так плохо за своим сыном ухаживает? Сам то там пирожки, кравец ест наверное. Без спиртного ни один день не проходит. Мы с голоду должны помирать. Если бога-отца привести к нам: сыновьям и дочерям его, он, конечно, ох как удивится!...» - так объясняет Савик.
Из этого отрывка можем понять, что язык у Савика без костей. И это главное оружие для борьбы. Он в каждой обстановке использует юмор, сатиру, а сам ведет себя как дурачок: летом ходит в теплой шапке-ушанке, зимой – в кепке; на одной ноге валенки, на другой – лапти…Игнатьев своим сатирическим романом решает очень большую идеологическую задачу. Даже самый необразованный человек, прочитав этот роман, поймет, что религия и его служители, полицейско-чиновнический аппарат государства – все это всего лишь инструменты, помогающие самодержавному государству выполнять свои функции. Хотя уже была Советская власть, многие по-прежнему верили в бога, продолжали ходить в церковь. Многие еще действуют по инерции. Чтоб отвлечь их от этого, нужны очень сильные методы. И один из таких методов – это смех. Русский писатель –революционный демократ А.И.Герцен писал: «..без сомнения смех – одно из самых мощных орудий разрушения… От смеха падают идолы, падают венки и оклады, и чудотворная икона делается почернелой и дурно нарисованной картиной…»
А в повести «Комсомол ыдыр» («Дочь комсомола») мы вновь сталкиваемся с образом монастыря, но здесь нет юмора, а наоборот, читая повесть, у многих на глазах появляются слезы. Сильно поиздевавшись над главной героиней Огаптей, кулаки хоронят ее живую. Анфиса, дочь Огапти, все это видит и от ужаса убегает в лес. В эти огромные сурские леса. И тут она неожиданно вышла на свет и увидела каменные стены с башнями, святыми вратами. Ей уж все было безразлично, лишь бы найти место скрыться, думала, что и ее убьют кулаки. Так вот она попадает в монастырь. Бедную сиротку сразу заметили, хотели сделать из нее монашку. Целыми часами заставляли молиться, не получалось – ругали, били. Условия были ужасные…»
 В одной из своих статей Кадыков пишет: «..Это не монастырь, а место, где прячутся белогвардейцы и дезертиры. Это натуральный ад…» Потом, благодаря красноармейцам, Анфиса освобождается от рук монашек и убегает.
Также образ монастыря и отношение Игнатьева к религии можем увидеть, прочитав рассказы «Пыцкемыш когечы»( «Темная пасха»), «Попвла гишан моло…» («И про батюшек…»), «Кушыц вычат» («Наверху ждут»), «Йымылан ынянаш пырахенна» («Перестали верить богу»), «Религин дурман ваштареш» («Против религии») и т.д.
 Эти примеры нам четко говорят, что Игнатьев был хорошим атеистом. В то время был Союз воинствующих безбожников, об этом Никон Васильевич рассказывает в своем фельетоне «Безбожниквлан союз ямын» («Пропал союз безбожников»). Конечно, он тоже сюда, в их число входил. Они политику власти пытались внести в жизнь. А политика была жесткой и репрессивной: было разрушено много церквей, убито значительное число церковнослужителей. Было запрещено молиться и поклоняться. Священнослужители не боролись за новую жизнь, но и никакого преступления не совершали, поэтому их не за что было убивать. А новая власть, кто не был на ее стороне, всех уничтожала. В этом ее огромный грех.
 Можно много говорить о романах, повестях, рассказах Н.В.Игнатьева, где он не раз обращается к теме религии, показывая образ монастыря. Конечно, в большинстве случаях, когда речь шла о религии, Никон Васильевич использует темные тона. Это отражает его негативное отношение к монастырям. Но тем не менее, религия – стержень, ось, вокруг которой вращаются все этические нормы: она основа социализации общества, делает человека более стойким ко всем жизненным невзгодам, побуждает воспринимать их как должное, как крест, который человек несет с благоговением и терпением. Хорошо было бы всем нам сегодня помнить библейскую заповедь: «Возлюби ближнего как самого себя»
В своем творчестве писатель не отказывается от этнографизма, однако художественность предполагает наличие вымысла, который в произведениях Игнатьева первостепенен, что и определяет функцию образа монастыря. Монастырь – не столько место действия происходящих событий, сколько некий «устав», формирующий этикет светской жизни.
Конкретные оценки монастырского образа жизни в романах отсутствует – это связано с отношением самого автора к расколу, оно было неоднозначным на разных этапах творческой деятельности.
Таким образом, в произведениях Игнатьева образ монастыря, с одной стороны, является источником нравственности, формирующим поведение человека в бытовой жизни, монастырский этикет определяет патриархальность, традиционность, обрядовость как доминирующие черты в жизни героев; с другой стороны – является символом преображения человеческой жизни. А сам Никон Васильевич был хорошим атеистом.
Список использованной литерауры:
1.        Игнатьев Н.В. Айырен налмы произведенивла: 1том/ Н.С.Кадыков поген. – Йошкар-Ола: Маар. книжное изд-во, 1995
2.        Игнатьев Н.В. Айырен налмы произведенивла: 2 том/ Н.С.Кадыков поген. – Йошкар-Ола: Маар. книжное изд-во, 1995
3.        Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в 19 и начале 20 века – М.: 2000
4.        Поселянин Е. Очерки из истории русской церковной и духовной жизни в 18 век, М: 1998
5.        Русская православная церковь. Монастыри. – Энциклопедический справочник – М: 2000
6.        Стариков С.В., Левенштейн О.Г. Православные храмы и монастыри марийского края – Йошкар-Ола: 2001
7.        Материалы научно-богословской конференции
2021