Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Седых Н.В. Основные специальные условия формирования межличностных отношений младших школьников в инклюзивной образовательной среде

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf


Деятельность школы на современном этапе, реализующей инклюзивное обучение, направлена на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Важнейшим условием инклюзивного образования является построение безбарьерной образовательной среды, где устранению психологических барьеров на пути к общению учащимися с ограниченными возможностями здоровья определяется особое место. Вопросы взаимоотношений младших школьников в инклюзивном образовании рассматривались только в контексте создания особых психолого-педагогических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), без учета нормально развивающихся сверстников. На основе этого можно сделать вывод о том, что проблема межличностных взаимоотношений младших школьников в условиях инклюзивного образования является актуальной и важной на современном этапе. Согласно ФЗ №273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование обозначено как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Следовательно рассмотрение особенностей детей с ОВЗ в отрыве от развития нормально развивающихся с ними сверстников будет недостаточно верно. При проведении диагностики межличностных отношений младших школьников, мы пришли к выводу, что в классах с инклюзивным образованием есть проблемы развития межличностных отношений. Дети младшего школьного возраста иначе относятся к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья, чем к нормально развивающимся сверстникам.
О существовании таких проблем в инклюзивном образовании говорят и зарубежные исследователи. Так Kam Pun Wong из Гонконга, изучала повседневные контакты школьников с инвалидностью и нормальным развитием и пришла к выводу о том, что в повседневной жизни в условиях непосредственного общения дети добиваются наилучших результатов в межличностных отношениях и понимании своих особенностей. [2]. Следовательно, данный вопрос существует не только в системе российского образования. Именно поэтому необходимо осуществлять деятельность по коррекции и оптимизации межличностных отношений детей младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования. Но для того чтобы данная работа была эффективна необходимо создание ряда условий.
Одним из первых условий будет являться организация психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья и разработка индивидуального образовательного маршрута. Для этого необходимо наличие в образовательном учреждении кадров и специалистов, по сопровождению данного контингента. Школа должна оказать квалифицированную помощь этим детям. Следовательно, педагоги, осуществляющие образовательную деятельность в условиях инклюзивного образования должны иметь знания и умения работы с таким контингентом. Но этого недостаточно, так De Boer, S. J. Pijl, A. Minnaert проводили исследования направленные на изучение отношения педагогов к инклюзивному образованию[3]. В большинстве случаев у учителей выявлено нейтральное или негативное отношение к инклюзии в системе общего начального образования детей с ограниченными возможностями. Ни одно исследование не представляло абсолютно положительных результатов. Было выделено несколько переменных, оказывающих влияние на отношение учителей к инклюзии, среди них - дополнительное обучение на курсах переподготовки и получение опыта. И только после этого у педагогов наблюдались положительные отзывы об инклюзивном образовании. Из вышесказанного следует, что важно не только наличие специалистов, но и их отношение к осуществляемому процессу образования в инклюзивной среде.
Наличие специалистов предполагает своевременную диагностику не только индивидуальных особенностей детей, но и межличностных отношений в классе, где обучаются дети с ОВЗ. Своевременная диагностика помогает предотвратить многие негативные последствия, которые могут возникнуть в связи с особенностями психофизического развития детей младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования. Для этого необходима слаженная работа классных руководителей, социального педагога, учителей-предметников, педагога-психолога, дефектолога и логопеда. Проведение медицинских диагностик, диагностик психофизических особенностей и психологического аспекта.
Для предупреждения негативных проявлений составляется программа по коррекции недостатков межличностных отношений младших школьников. Которая будет направлена на формирование благоприятных, адекватных межличностных отношений младших школьников в условиях инклюзивной образовательной среды.
Так как межличностные отношения развиваются в совместной деятельности необходимо создавать и проектировать коллективные творческие формы работы с учащимися. На основе которых, происходит сплочение коллектива младших школьников. При реализации совместной деятельности наиболее адекватным будет личностный подход, который предполагает, что, независимо от каких-либо особенностей, учитель в каждом своем обучающемся видит уникальную личность и последовательно добивается того, чтобы каждый ученик ощущал себя таковым.
Как известно межличностные отношения зарождаются в семье, следовательно, нельзя не учитывать факт родительского влияния на отношения ребенка к одноклассникам. Соответственно требуется организация совместной деятельности взрослого и ребенка.
При наличии такого количества участников учебно-воспитательного процесса необходима разработка рекомендаций как педагогам, осуществляющим процесс обучения, так и родителям, имеющим ребенка с ОВЗ. Но этого будет недостаточно, если мы не будем учитывать родителей детей нормально развивающихся сверстников. Следовательно необходима просветительская работа в среде родителей класса, где обучаются дети с ОВЗ.
Сегодня не в полной мере реализуются единые нормативы организации учебного и реабилитационного процессов, а также механизмы их материально-технического, социального, психолого-педагогического, кадрового и ре­абилитационного сопровождения. Предстоит интенсивное внедрение системы специальной под­готовки педагогов - специалистов инклюзивного обучения. Все эти меры должны способствовать формированию конструктивных межличностных взаимоотношений младших школьников в инклюзивной образовательной среде.

Список литературы

1.  Брусянина, Е.Ю. Инклюзия: философия пространства современной жизни [Текст] / Е.Ю. Брусянина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.) / Под ред. – СПб.: Свое издательство, 2015. – С. 124 – 126.
2.  Карпенко, А.В. Влияние взаимоотношений в семье на самооценку младших школьников в учебной деятельности [Текст] / А.В. Карпенко // Эволюция современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 ч. - Т. 2 (г. Киров, 05 апреля 2016 г.). – Уфа: ООО Аэтерна, 2016. – С. 171-175.
3.       Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
4.       De Boer, A., Pijl, S.J., Minnaert, A. Regular primary schoolteachers’ attitudes towards inclusive education: a review of the literature / A. De Boer, S.J. Pijl, A. Minnaert // International Journal of Inclusive Education. – 2011. – V. 15. – № 3.
5.       Kam Pun Wong, D. Do contacts make a difference? The effects of mainstreaming on student attitudes toward people with disabilities / D. Kam Pun Wong // Research In Developmental Disabilities. – 2008. – V. 29.


2017