НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Татенко Е.В. Технологическая карта урока по математике для 5 класса по теме «Умножение дробей. Нахождение дроби от числа и числа по значению дроби»

Библиографическое описание:

Татенко Е.В. Технологическая карта урока по математике для 5 класса по теме «Умножение дробей. Нахождение дроби от числа и числа по значению дроби» // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/66-2.pdf

Дата проведения 01.03.2023 г.

Тип урока: обобщающее повторение.

Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая, самостоятельная.

Технология: игровая.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Задачи

· Образовательные: повторить, обобщить и закрепить знания и умения, связанные с правилами умножения дробей и применением их для решения задач, выявить наиболее слабо понятые вопросы данной темы для их дальнейшей коррекции.

· Развивающие: способствовать формированию умений применять приемы анализа, сравнения, переноса знаний в новую ситуацию; развитию творческих способностей учеников путем составления задач; формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли, наблюдать эксперимент и по его результатам делать выводы, обобщения, видеть проявления изученных явлений в жизни, быту. Осуществлять связь с другими предметами.

· Воспитательные: побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности; воспитание интереса к предмету, к учению; воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу, обеспечивать доброжелательное отношение к учащимся со стороны преподавателя, в сочетании с требовательностью, его педагогический такт; формировать интерес к предмету, гражданскую позицию.

Педагогические возможности:

· повышение уровня математического мышления,

· углубление теоретических знаний,

· расширение кругозора,

· возникновение интереса к математике,

· воспитание стремления к совершенствованию своих знаний,

· формирование умений коллективного поиска ответов на вопросы,

· сплочение коллектива, формирование дружеских, товарищеских отношений

· развитие творческих способностей учащихся.

Планируемые результаты.

Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; формирование уважительного отношения к иному мнению; умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать.

Предметные: приобретение опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; использование различных способов поиска.

Знание:

- умножение дробей, правила нахождения дроби от числа и числа по его дроби.

Умение:

- решать задачи и упражнения по теме;

- вступать в речевое общение, рассуждать.

Информационно-методическое обеспечение: презентация «Наш город Новороссийск», задания на карточках, кроссворд.

План урока.

1. Организационный момент

2. Самоопределение к деятельности

3. Основной блок. Работа по теме урока

4. Физкультминутка

5. Закрепление

6. Рефлексия

7. Задание на дом

8. Подведение итогов урока

Ход урока:

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний.

(Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала)

-Здравствуйте ребята!

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

Чтобы нам было легче выполнять задания, вспомним определения: разминка. (Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку. Устные ответы, наблюдения учителя.) Вопросы учителя:

«Найди ошибку»

1. Чтобы умножить дробь на натуральное число, надо ее знаменатель умножить на это число, а числитель оставить без изменений.

2. Произведением двух дробей является дробь, числитель которой равен произведению знаменателей, а знаменатель – произведению числителей.

3. Чтобы умножить смешанные числа, надо сначала записать их в виде правильных дробей, а затем воспользоваться правилом умножения дробей.

4. Деление числителя и знаменателя дроби на их общий делитель, отличный от 1, называют умножением дробей.

Ответы детей:

1. Чтобы умножить дробь на натуральное число, надо ее числитель умножить на это число, а знаменатель оставить без изменений.

2. Произведением двух дробей является дробь, числитель которой равен произведению числителей, а знаменатель – произведению знаменателей.

3. Чтобы умножить смешанные числа, надо сначала записать их в виде неправильных дробей, а затем воспользоваться правилом умножения дробей.

Деление числителя и знаменателя дроби на их общий делитель, отличный от 1, называют сокращением дробей.

2. Самоопределение к деятельности.

Самостоятельная работа + устный счет.

Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа.

Задание на экране, необходимо решить примеры устно, ответы записать в тетрадь и соотнести с буквами.

Это мы делаем, чтобы узнать, куда мы с вами сегодня отправимся и о чем будем говорить. (Отвечают на вопросы. Осуществляют структурирование знаний, работу с информацией. Обмениваются мнениями, могут работать в коллективе, оценивание определенной ситуации, проявляют познавательный интерес к изучению предмета).

При решении примеров получаем расшифровку

НОВОРОССИЙСК. Сегодня мы будем решать задачи, связанные с нашим Городом-героем Новороссийск

3. Основной блокРабота по теме урока. Весь материал сопровождается презентацией.

Куда мы с вами отправимся?

Мы отправимся в путешествие по нашему городу, Новороссийску. Мы узнаем наш город не только с визуальной стороны, но и со стороны математики. Узнаем некоторые интересные числа о нашем городе и расскажем об этом гостям. Готовы? Ну тогда начнем…

(Ученики читают текст, который у каждого перед глазами. Затем обсуждениями читаем и решаем задачи, оформляем решение в тетради и на доске. Осуществляют работу с информацией, обмениваются мнениями, могут работать в коллективе.)

История Новороссийска – славного города, сопровождается былями, документальными фактами и легендами.

Место, где сегодня стоит прекрасный город, всегда привлекало людей: плодородные земли, теплое море, хороший климат. Много бурь пронеслось здесь, много раз разрушались поселения. Но проходило время, и люди возвращались сюда, обживались и восстанавливали город...

12 сентября 1838 года одиннадцать кораблей под российскими флагами вошли в Цемесскую бухту. Командовал ими вице-адмирал Михаил Лазарев, на борту одного из судов находились генерал Раевский и контр-адмирал Серебряков. Шесть тысяч человек высадились на берег, и племена, не оказывая сопротивления, покинули эти места. Именно 12 сентября город отмечает день своего рождения.

На 1 января 2023 численность населения (постоянных жителей) Новороссийска составляет 338 798 человек (340 000), в том числе детей в возрасте до 6 лет – 34 000 человек, подростков (школьников) в возрасте от 7 до 17 лет - 40 000 человек, молодежи от 18 до 29 лет - 40 000 человек, взрослых в возрасте от 30 до 60 лет - 146 000 человек, пожилых людей от 60 лет – 74 000 человек, а долгожителей Новороссийска старше 80 лет - 4 743 человек.

Задача 1.

Узнайте, каков возраст нашего города (лет). Сколько было лет Новороссийску 1/5 лет назад?

Задача 2.

Узнайте, какова численность населения (тысяч человек).

Верно ли утверждение, что подростки в возрасте 7-17 лет занимают 1/10 часть от всего населения Новороссийска?

Задача 3.

На виноградниках собирают виноград. С одного куста 10 килограмм винограда идет на приготовление виноградного сока, что составляет 2/5 килограмм винограда собранных с одного куста. Сколько килограмм винограда собирают с одного куста?

Задача 4.

На станцию города Новороссийск прибыло 12 поездов до обеда, что составило ¾ всех поездов прибывших за один день. Сколько поездов прибыло после обеда?

4. Физкультминутка

Учитель показывает упражнения, дети повторяют.

Руку правую вперёд,

А потом её назад,

А потом опять вперёд

И немножко потрясём.

Мы танцуем буги-буги,

Поворачиваем в круге

И в ладоши хлопаем вот так:

Раз, два! (левую руку, правую ногу, левую ногу).

5. Закрепление

Карточка высвечивается на доске. Решение примеров, записываем в тетрадь, меняемся с соседом, проверяем, сверяем с ответами, ставим оценку. Ребята выполняют решение у себя в тетрадях. Проверяют работу у соседа, оценивают.

1. 7 ½

2. 1 1/5

3. 4/9

4. 1/49

5. 1 ½

6. 6/7

Оценка 5 – верно 6

Оценка 4 – верно 5

Оценка 3 – верно 4 или 3

Оценка 2 – верно 2 или 1 или 0

6. Рефлексия.

Учащимся предлагается заполнить таблицу ЗУХ (Знаю, Умею, Хочу). Формирует представление на сколько качественно освоена тема урока.

Подводит объективные итоги урока. Индивидуальная работа учащихся по осмыслению проделанной работы посредством ответов на вопросы. Таблица изображена на доске.

7. Задание на дом.

Составить и решить задачу про наш город. Задание выполнить на альбомном листе. Проявите свое творчество, сообразительность и аккуратность в выполнении. Все ваши работы мы соберем вместе и составим книгу: Наш любимый город. Учитель приводит примеры задач. Ребята приводят свои примеры задач. Запись домашнего задания в дневниках.

8. Итог урока

Устно. Повторим:

1. Как умножить дробь на натуральное число?

2. Как умножить дробь на дробь?

Вам понравилось наше путешествие?

Спасибо за внимание!
2023