Оригинaл материала размещен в выпуске № 09 (11) https://f.almanah.su/11.pdf
Описание опыта деятельности руководителя по работе с младшими школьниками над парными бальными танцами на уроках хореографии и в коллективе «Сюрприз»
Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «Я», прививает основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе.Главная задача массового хореографического воспитания школьников – не наработка технических возможностей детей, не копирование профессионального обучения, а воспитание тех лучших человеческих качеств, которые в дальнейшем помогут ребенку вписаться в социальную жизнь. Это гармонично строить свои личные и самые интимные отношения, культуру общения, выработать иммунитет против примитивного, пошлого, вульгарного [11, с. 22].
За последние двадцать лет в нашей стране, как и во всем мире, произошел значительный рост интереса к бальному танцу. Это можно заметить по количеству различных студий, в которых занимаются этим видом хореографии.
И это не удивительно, ведь зрелищность бального танца, соединяя в себе красоту музыки и движения, во все времена привлекала к себе повышенное внимание. Прекрасные пары на паркете, одетые во фраки и бальные платья, чарующая музыка, светящиеся одухотворенные лица. Каждые родители после знакомства с бальной хореографией мечтают, чтобы их ребенок научился так красиво двигаться. Большим плюсом бального танца является, не только приобщение к музыке и театру, к искусству, но и культура общения в паре.
Бальный танец в России, начиная с XVIII века, становится инструментом формирования не только внешнего, но и внутреннего облика человека, т.е. способствует становлению гармоничной личности. Обучение танцу во многих государственных учебных заведениях приравнивалось к предметам, входящим в список обязательных дисциплин, необходимых для воспитания образованного человека [8, с. 5].
«Бальный танец – танец, в котором каждый жест кавалера подчеркивал его преклонение перед прекрасной дамой. Это было своеобразное объяснение в любви, но объяснение не страстное, а сдержанное, исполненное большого внутреннего достоинства и такта» [7, с. 5].
Взрослый бальный танец показывает зрителю гармонию сильных и красивых тел мужчины и женщины, слившихся ритмом и мелодией и отражающих всю широту оттенков проявления любви, гордыни, ревности, драмы, личностной яркости и индивидуальности каждого из партнеров. Именно это соединение и производит на зрителя ярчайшее впечатление, затрагивая самые различные направления его восприятия от психологии до физиологии.
Тем более сложно обстоит ситуация с восприятием детского «танцевания» бального танца. Так как ребенок, в силу его возрастных особенностей психологического восприятия отношений между мужчиной и женщиной, не может отобразить в своем танце ни глубины этих отношений, ни их красоты и богатства, ни философской сути, ни собственно сексуальности, ввиду отсутствия должного для такого творчества жизненного опыта. Тем не менее, сама культура танцевального искусства, определяющая стиль танцевальных отношений, общения и поведения танцоров прививает ребенку с первых лет занятия танцами такой образ жизни (не только в этой социальной группе, но и в обществе в целом), который большинство мыслящих людей считают красивым именно в эстетическом понимании этого слова. При всем своем сущностном несоответствии детскому возрасту, бальный танец формирует в танцорах с детства один из важнейших психолого-эстетических принципов, дошедший до нас из уст Антона Павловича Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо (в данном случае – тело), и мысли, и одежда» [15, с. 18]. Опытный же танцор, впитавший в себя таковой образ жизни, по сути, становится именно таким человеком.
Наиболее ёмкой формой организации учебного процесса, позволяющей осуществлять обучение детей всем школьным дисциплинам, в том числе и хореографии, является урок. Урок представляет собой ограниченную во времени, организованную систему обучения, воспитательного коллективно-индивидуального взаимодействия преподавателя и учащихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний, умений и навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога [11, с. 10].
Урок это очень интимное время общения между педагогом и учащимися, и дело не в количестве присутствующих. На уроке переживаются трудные моменты, иногда драматические и для учеников и для учителя. Приходится говорить обидные вещи, не всегда щадить самолюбие. Но главная задача педагога – вдохновлять, «показывать дорогу», побуждать к действию, помогать, поддерживать, веселить, добиваться результата и снова вдохновлять [11, с. 8].
Урок хореографии должен отвечать определённым требованиям:
1. Каждый урок имеет учебную цель. Например:
- развитие координации;
- положение рук в паре;
- разучивание отдельных движений.
2. Единство образовательных и воспитательных задач.
Образовательная ценность урока заключается в том, что он должен обогащать учащихся новыми знаниями в области хореографии.
Воспитательная ценность – это решение целого ряда воспитательных задач: формирование духовно-нравственной личности, воспитание трудолюбия, исполнительской культуры, дисциплинированности, эмоциональной отзывчивости и т.д.
3. Целесообразный отбор учебного материала и методов обучения для каждой части урока:
- организационная;
- основная;
- заключительная.
4. Сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся. Например, чтобы быстрее добиться исполнительского роста детей, уместно распределить мальчиков и девочек при изучении отдельных движений женского и мужского танца.
5. Дифференцированный подход к учащимся. Каждый урок требует о педагога ясного и чёткого представления о последовательности изучения учебного материала по содержанию программы по хореографии, хорошего знания методики, особенности психофизического развития детей, анализ специальной методической литературы [11, с. 9].
Для достижения поставленных целей и реализации задач урока используются следующие методы обучения:
1. Метод показа:
- личный показ – является основным методом обучения на уроках хореографии. Преподаватель, повернувшись спиной к ученикам, показывает движение или комбинацию целиком под музыку. Этот прием применяется до тех пор, пока не усвоится материал;
- зеркальный показ – применяется тогда, когда преподавателю необходимо контролировать методику исполнения движения или комбинации. Этот метод позволяет делать анализ и исправлять ошибки во время исполнения движения. Преподаватель стоит лицом к ученикам и выполняет движение по зеркальному принципу: говорим о правой стороне, а выполняем левой.
2. Словесный метод. Разговорная речь является связующим звеном между движениями и музыкой. Словесные объяснения должны быть краткими, точными, образными и конкретными. Так же необходимо обращать внимание на интонацию и на то, с какой силой сказано слово.
3. Практический метод. При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы шагов, бега, поскоков, подпрыгиваний, а затем уже включать их в танцы и игры.
4. Игровой метод. На уроке разучиваются музыкально-танцевальные игры для развития у детей коммуникативных умений и навыков, творческих и музыкально-ритмических способностей, для закрепления изученного материала.
5. Метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка). Подготовка номеров для концертов, конкурсов и фестивалей.
Руководитель, ставящий композицию паре, берет для себя несколько критериев:
- ряд последовательных фигур должен соответствовать уровню пары;
- внимание уделяется так же соответствию физической и технической оснащенности пары со сложностью исполнения фигуры [11, с. 11].
Далее идет кропотливая каждодневная отработка работы в паре. Его работа обязательно должна вестись в свете развития творческого потенциала пары, ее актерских возможностей. На каждом своем уроке опытный преподаватель должен умело вводить танцоров в творческий мир бального танца, находить его образ, а так же характер и образ каждого танца в отдельности. Еще он должен учить ребят видеть себя в каждом из этих образов, жить в них.
Процесс воспитания подрастающего поколения ставит перед педагогами сложные задачи. Одна из них – тактично помочь детям в усвоении правил поведения с противоположным полом, в приумножении нравственного и физического здоровья. При проведении занятий очень важно соблюдать определенные правила и принципы: быть предельно тактичным в рассмотрении вопросов взаимоотношений между мальчиками и девочками.
Известно, что девочки этого возраста более активны, чем мальчики. Они более добросовестны, более ответственны, настоящие «женские командиры». Значит, необходимо стараться чаще ставить мальчиков в позицию ответственных и инициативных членов коллектива. [12, с. 4].
При обучении детей важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
Девочки достаточно быстро усваивают информацию, мало ее используют, стараются быстро выдать ее обратно. Совместная работа мальчиков и девочек дает возможность интенсивно развиваться тем и другим. При совместном занятии мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними.
В младшем школьном возрасте личные отношения между мальчиками и девочками являются важной подструктурой межличностных отношений детей и характеризуются эмоциональной насыщенностью и личностной значимостью [13, с. 7].
Характер личных отношений мальчиков и девочек к сверстникам противоположного пола связан с уровнем развития полового самосознания детей и определяется их способностью осознавать собственную половую принадлежность и адекватно воспринимать сверстников как представителей определенного пола.
Почти все девочки с огромным удовольствием посещают студии бального танца. А мальчиков чаще всего в студию бального танца приводят мамы, так как бытует мнение, что танцы это не мужское дело.
Девочка и мальчик – это совершенно два разных мира. Различие возможностей, вкусов и интересов, особенностей психофизического развития у мальчиков и девочек обусловлено самой природой. Педагогу необходимо всегда это учитывать, подбирая не только танцевальный образ, партнёров, но и музыкальный материал. Хорошо если в коллективе равное количество девочек и мальчиков – в этом случае очень удобно исполнять различные парные танцы с учётом возрастных особенностей.
Никогда нельзя сравнивать девочек и мальчиков, хвалить за старательность, работоспособность, успехи нужно одинаково.
Девочки и мальчики существенно отличаются в интеллектуальном и физическом развитии и естественно у них разные интересы и игры. Девочки более гибкие и пластичные, мальчики же сильнее прыгают и бегают. Девочки из-за усталости могут капризничать, а мальчики перестают слушать и заниматься.
Обучая мальчиков, необходимо опираться на их высокую поисковую активность и сообразительность. А обучая девочек, надо учить действовать их самостоятельно, а не по разработанным схемам [16, с. 7].
Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируем. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают [7, с. 27].
Занимаясь парным танцем, дети получают навык правильного взаимоотношения и общения с противоположным полом. Наряду с равноправным партнерством, роль девочки и мальчика различны. На занятиях объясняется, что мальчик отвечает за тактику в паре, берет на себя инициативу, если происходит что-то незапланированное. Показывается правильное положение рук и корпуса, головы в паре. Девочка отвечает за эстетическую составляющую – она должна знать, что она является украшением пары, отвечая за свой внешний вид и внешний вид партнера. Умея следовать за партнером, она должна оставаться активной, готовой помочь партнеру, если ему трудно справиться с ситуацией. При этом каждый обязан знать свою партию и отвечать за себя сам [14, с. 24].
Дополнительные трудности на уроке и репетиции создаются, когда мальчики начинают стесняться девочек или наоборот пытаются показать себя. К этому нужно относиться философски, терпеть и преодолевать разными способами, иногда делать вид, что ничего не замечаете. Некоторые ситуации разрешаются сами, без вмешательства педагога, иногда нужно применять педагогическую волю. Самое интересное, что потом, когда они вырастают, вспоминая такие случаи, сами признаются, что никакой видимой или внутренней причины для отказа встать в пару с той или иной девочкой не было.
В процессе занятий с детьми проводятся беседы об истории бального танца, правилах этикета. Например: танцевать все время с одной девушкой считалось неприличным и почему партнёрша стоит с правой стороны от партнёра. Конечно, это занимает время на уроке и усилия, но, дети вырастают более гармоничные, у них в будущем меньше комплексов и проблем. Они это уже пережили и преодолели.
Важнейший вопрос – постановка и работа в парах. У руководителя ответственная и деликатная роль – правильно поставит в пары и, если требуется, вовремя заменить партнеров, чтобы сохранить интерес к занятиям, создать новые пары [14, с. 18].
Детей можно поделить на танцующих «для себя» и танцующих «для результата». Ориентир в методике преподавания здесь будет строиться по критериям: заинтересовать, увлечь, сосредоточить, дисциплинировать, развить.
Дети – категория специфическая, прежде всего, возрастными особенностями развития психики и координации. Основная такая специфическая особенность маленьких танцоров, определяющая всю методику работы с ними – это их неутомимая любознательность и внимательность ко всему происходящему. Именно внимательность, и именно ко всему. Пролетит ли муха, прозвенит ли телефон в коридоре, возникнет ли перед глазами чья-то косичка – все для ребенка безумно интересно, во все он вовлекается всем своим существом безраздельно. И для педагога в такой ситуации стоит нелегкая задача сосредоточить внимание детей только на себе и преподаваемом материале.
Для того чтобы решить такую задачу, педагогу необходимо представлять, что именно должно быть в содержании его занятия, а чего не должно быть ни в коем случае.
Нельзя порицать за плохую координацию и медленное усвоение материала – таким образом, легко создать отвращение к занятиям и уверенность в собственной неполноценности. Необходимо учитывать, что в самых ранних возрастах, существуют большие проблемы с координацией движения у большинства детей. Это значит, что большинство детей в этом возрасте, попросту говоря, еще плохо ориентируются в том, где у них в данный момент находится левая нога, где правая и что они делают, делают ли они вообще что-нибудь. В этом нет ничего страшного, это возрастная особенность и потому какие-то вещи детям в этом возрасте недоступны [16, с. 91].
Можно и нужно поощрять любые попытки к старанию, сосредоточенности, красивую прическу, танцевальную одежду, осанку – все то, что вы хотите развить в своих учениках. Необходимо подчеркивать любые, даже самые маленькие моменты улучшения во всем, что касается танцевального мастерства, спортивного характера и танцевального имиджа.
Нельзя говорить непонятными словами – будет очень скучно детям. Можно и нужно использовать образные выражения, иллюстрировать то или иное упражнение или движение понятными детям сюжетами и образами – сказочные персонажи, животные, считалки, скороговорки. Например, один из приемов обучения музыкальности – это не считать танец, а петь счет под музыку: «медленно, медленно, быстро, быстро, быстро».
Теперь рассмотрим манеру исполнения бального танца. Танцуя по ритму и настроению танцы – быстрые и медленные, плавные лирические и бурно темпераментные, – мы сознательно или подсознательно выражаем в них свойства своего характера и настроение в данный момент. Так, у человека воспитанного танец выглядит красиво, движения приятны, у грубого и развязного все движения производят отталкивающее впечатление.
Надо признать, что наряду с молодыми людьми, которые являются достойными представителями нашей эпохи, людьми большой внутренней культуры, с высокими моральными принципами, хорошо воспитанными, встречаются и такие, за которых приходится краснеть [14, с. 31].
Большую воспитательную роль тут может сыграть хорошо поставленное обучение молодежи бальному танцу. К сожалению, у нас до настоящего времени мало обучают танцу в школах. Не привыкшая с детских лет к легкости, свободе и грации танцевальных движений молодежь, когда обращается в более позднем возрасте к танцу, конечно, исполняют его далеко не так, как нужно, чтобы выглядеть изящно и красиво.
Искусство хореографии позволяет обеспечить физическое развитие ребенка, сделать его более выносливым, укрепить мышцы, развить гибкость, координацию. Поэтому развитие физических навыков – это повышение результативности функциональных возможностей ребенка. Учитывая, что дети, получают большую нагрузку, организм ребенка должен подготавливаться к этой нагрузке постепенно и планомерно. Для этого в нашем коллективе используется система, по которой все пять основных физических способностей человека – координация, сила, скорость, выносливость и гибкость тренируются комплексно и сбалансировано, что позволяет создать правильное представление о природе движений, получить необходимые навыки технического выполнения танцевальных фигур, сформировать осанку и внутримышечный корсет [10, с. 41].
Осуществляется это следующим образом: каждое занятие начинается с разминки – разогрева, которая призвана подготовить тело ребенка к дальнейшим нагрузкам и избежать травм. Обязательно разогреваются особенно опасные места: суставы, позвоночник, связки ног. Периодически проводится общефизическая подготовка, где решаются задачи по развитию и совершенствованию вышеперечисленных качеств обучающихся. Разучивая новые танцевальные фигуры, а затем, отрабатывая их сольно и в парах, дети также совершенствуют свои физические навыки.
Дети, обучающиеся в хореографическом коллективе «Сюрприз», имеют общие интересы и задачи.
Любительский хореографический коллектив «Сюрприз» образован в 1994 году на базе детской школы искусств. Возраст детей от 7 до 16 лет. В репертуаре ансамбля детские, бальные, народные, современные танцы. Дети с удовольствием занимаются в ансамбле и радуют своим творчеством жителей посёлка Майна и города Саяногорска. Воспитанники хореографического коллектива неоднократно становились лауреатами и дипломантами городских, республиканских, краевых, межрегиональных, международных конкурсов и фестивалей. Хореографический коллектив «Сюрприз» дважды обладатель премии Главы муниципального образования г. Саяногорск в номинации «Премии талантливой молодёжи в области культуры и искусства.
В ансамбле основная часть – это девочки, но есть и мальчики. Есть наблюдение, если у руководителя есть свои сыновья, то и в коллективе есть мальчики. Видимо, они их чувствуют, а у руководителей у кого свои дети девочки, мальчики в коллективе не задерживаются. Иногда руководитель сразу не ставит себе такой задачи. Потому что с мальчиками сложнее.
Занятия проходят и в смешанном составе, и отдельные занятия только для мальчиков или для девочек. Так как существует ряд специфических (мужских и женских) различий в основных положениях, технике и манере исполнения движений. Чаще всего свой репертуар есть у девочек, но и у мальчиков должен быть свой репертуар. Это придает им большую значимость, повышает самооценку и положительно сказывается на климате в коллективе.
Дети, работая в паре в смешанном коллективе (девочки и мальчики), учатся правильно себя идентифицировать, проигрывая роли мужчины и женщины, что особенно важно в современном обществе, где эти грани зачастую стираются [14, с. 17].
Мальчики развиваются медленнее девочек. Они не такие ловкие и не такие координированные. Мальчик – это само по себе украшение. Вот они выйдут на сцену, постоят, а остальное всё девчонки сделают.
Дополнительные трудности на уроке и репетиции когда мальчики начинают стесняться девчонок или «выделываться» перед ними. Это неизбежное зло, к нему нужно относиться философски, терпеть и преодолевать разными способами, иногда делать вид, что ничего не замечаете. Некоторые ситуации «сами разрешаются» без вмешательства педагога. Иногда нужно применять педагогическую волю. Брать за руку и ставить волевым способом. Самое интересное, что потом, когда они вырастают, вспоминая такие случаи, сами признаются, что никакой видимой или внутренней причины для отказа встать в пару с той или иной девочкой не было [10, с. 12].
С первых дней занятий необходимо создать комфортную зону общения для всех ребят, ведь, попадая в новый коллектив, дети ведут себя по-разному в силу своих психологических особенностей.
Исполнение бальных танцев предполагает определённый уровень развития музыкальных способностей. Ведь движения танцующих должны совпадать с темпом музыки, изменяться соответственно изменению ритма, подчиняться общему характеру музыки. При разучивании танцев следует, прежде всего, ознакомиться с музыкой – выяснить её размер, деление на такты и музыкальные фразы, уточнить счёт и т.д. Необходимо отработать каждое движение, исполняя его сначала медленно, без музыки, считая вслух, а затем с музыкальным сопровождением [3, с. 20].
Специальные упражнения на ориентировку в пространстве позволяют развить зрительную и двигательную чувствительность, быстроту реакции, также необходимые для исполнения бальных танцев. Эти упражнения включают задания, помогающие выработать навык сохранять нужные интервалы, стоя на месте, в кругу, в колонне, парами; уметь перестроиться, менять направление и рисунок танца.
Разучивание танцев происходит в следующей последовательности:
1. Вводное слово педагога. Перед разучиванием нового танца педагог сообщает о нём некоторые сведения. Например: бальный танец русский лирический – это лирический танец построен на движениях русских народных танцев.
2. Слушание музыки и её анализ. Прослушать музыку к танцу, определить характер, темп, музыкальный размер.
3. Разучивание элементов танца, танцевальных поз, переходов и рисунков танца.
Одновременно с разучиванием упражнений для рук и корпуса должна вестись постоянная работа над позами и положениями в парном танце. Сначала разучивается в положении стоя на месте, затем закрепляются на простом шаге.
Полезно при разучивании положении рук и поз в парном танце объяснять и показывать каждый элемент отдельно. Такой метод позволяет добиться лучшего запоминания правил исполнения, более точного повторения элементов всеми учащимися.
После усвоения движений надо добавлять нюансы: повороты и наклоны головы, корпуса, рук. Затем приступать к разучиванию фигур и соединения их в композицию.
В конце занятия можно провести музыкально-танцевальную игру для смешанной группы – мальчики и девочки. Так как игра – это коллективная деятельность. В игре все участники находятся в отношениях сотрудничества. Все ее участники объединены единым замыслом. Игра мало утомляет младших школьников, активизирует их эмоции и интеллект, развивает многосторонние художественные способности, помогает моделировать музыкально-образовательный процесс в игровой форме. А главное, игровая деятельность это формирование межличностных отношений. В музыкально-танцевальной игре дети раскрепощаются, перестают стесняться друг друга, учатся общаться друг с другом – это помогает для дальнейшего обучения работе в паре [5, с. 14].
Например: танцевально-музыкальная игра «Партнёры и партнёрши» (Приложение 1). Цель игры: развитие ритмичности, раскрепощённости, межличностных отношений, умения ориентироваться в пространстве.
Танцевально-музыкальная игра «Полька с приглашением» Цель игры: закрепление изученных элементов, умение ориентироваться в пространстве, отработка правильного положение рук в паре.
Игра «Ручеек». Цель игры: знакомство с видом фигуры танца «воротца», развитие межличностных отношений.
Танцевально-музыкальная игра «Здравствуй – это я!».
Цель игры: закрепление изученных элементов танцев, развитие ритмичности, ориентации в пространстве, раскрепощённости, межличностных отношений.
Наиболее распространённой формой промежуточной аттестации учащихся являются контрольные уроки, которые можно проводить в форме конкурса бальных пар. В жюри приглашаются дети из других групп. Каждая пара оценивается по пятибалльной шкале. Эти уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся, на мотивацию к успеху, на повышение результативности обучения.
На занятиях с детьми младшего школьного возраста, учитывая их способности и психофизические особенности, изучаются бальные танцы на основе народно-характерных движений: «Русский лирический», «Сударушка», «Разрешите пригласить», литовский «Рилио», латышский «Вару – Вару» и т.д.
У руководителя ответственная и деликатная роль – правильно поставить в пары и, если требуется, вовремя заменить партнёров, чтобы сохранить интерес к занятиям, создать новые пары. Культура поведения, усвоенная на занятиях, способствует усвоению половых ролей и культуры поведения в современном обществе.
Библиографический список
1.Андреева Ю.Н. Танцетерапия. – СПб.: Диля, 2005. – 256 с.2.Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – СПб.: Музыкальная палитра, 2004. – 36 с.
3.Волков Б.С. Психология младшего школьника: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 218 с.4. Горбачёв М.С. Основы круговой тренировки на уроках физической культуры: учебно-методическое пособие. – Я.: ГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009. – 56 с.
5. Далькроз Ж. Музыка, ритмика и толпа.– М.: Жизнь искусства, 1924. – № 1-13. – с. 12.
6. Дешкова И. Загадки Терпсихоры. – М.: Детская литература, 1989. – 55 с.
7.Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. М.: Линка-пресс, 1998. – 184 с
8..Ивановский Н.П. Бальный танец. – М.: Янтарный сказ, 2004. – 207 с.
9. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. – М.: Гном-Пресс, 2002. – 62 с.
10.. Савчук О.В. Школа танцев для детей. – СПб.: Ленинградское, 2009. – 224 с.
11.Смирнов Н.Г., Бочкарёва Н.И. Уроки хореографии в образовательных учреждениях. – К.: облИУУ, 1996. – 35 с.
12..Соловьева О.Б. Обратные связи в межличностном общении. – М.: Педагогика, 1989. – 236 с.
13. Степанова Л.Г. Введение в гендерную психологию. – М.: 2012. – 535 с.
14.Солодова Г.Г., Климова Н.А. Эстетическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы: учебное пособие по курсу
15. Чехов А.П. Дядя Ваня. Три сестры. Повести и рассказы. – М.: Просвещение, 2007. – 32
16. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М.: Педагогика, 1975. – 146 с.